• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 февраля 2011 года Дело N А32-12883/2009

15АП-11203/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2011 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Корневой Н.И. судей В.В. Ванина, О.А. Ереминой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косеевой М.С.

при участии: от истца: представитель Никифоров А.А. по доверенности от 11.10.2010 г., паспорт;

от ответчика: представитель Деревенец И.В. по доверенности от 01.02.2010 г., паспорт; представитель Тагирова Г.М. по доверенности от 17.12.2010 г., паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «РЖД» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» Краснодарское отделение на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 30.06.2010 г. по делу N А32-12883/2009

по иску ОАО "РЖД" в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» Краснодарское отделение к ответчику ОАО "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании 177 077 руб. 88 коп. принятое в составе судьи Огилец А.А.

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) о взыскании 177077руб.88коп. платы за пользование вагонами.

Решением суда Краснодарского края от 30.06.2010 в иске отказано. Мотивируя решение, суд указал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт задержки поезда на промежуточной станции Албаши Северо-Кавказской железной дороги по вине грузополучателя, а также отсутствие технической возможности принятия вагонов станцией назначения, связи с чем оснований для начисления ответчику платы за пользование вагонами в заявленный период не имеется.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Российские железные дороги" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Заявитель считает доказанным факт задержки вагонов на промежуточной станции по причинам, зависящим от грузополучателя, ссылаясь на акты общей формы, письма порта о приостановлении работы последнего в связи с проведением забастовки и снятии конвекционных запрещений, введенных телеграфными указаниями ОАО «РЖД» на основании статьи 29 УЖТ РФ.

ОАО "Туапсинский морской торговый порт" с доводами заявителя не согласилось по основаниям, приведенным в письменном отзыве.

Присутствующие в судебном заседании представители сторон пояснили свои правовые позиции по делу.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела в период с 15час.28мин. 15.08.2008г. до 07час.00мин. 24.08.2008г. на станции Албаши Северо-Кавказской железной дороги в ожидании подачи в порт простаивал поезд N3501 в составе 45 вагонов.

Ссылаясь на то, что задержка вагонов на промежуточной станции произошла по причинам, зависящим от порта (из-за забастовки работников), железная дорога начислила порту плату за пользование вагонами в размере 177077руб.88коп.

В связи с тем, что в претензионном порядке порт указанную сумму не оплатил, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

Согласно Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов), для удостоверения факта задержки вагонов на станции назначения, на промежуточных станциях по любым основаниям составляются акты общей формы (пункт 3.1).

В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.4).

Из материалов дела следует, что 15.08.2008г. на станции Албаши Северо-Кавказской железной дороги задержан поезд N 3501 в составе 45 вагонов (головной - N54445242, хвостовой - N44353738), о чем перевозчиком - ОАО «РЖД» составлены акты общей формы N64 от 15.08.2008, N65 от 24.08.2008, N2/288 от 24.08.2008 и (л.д.7-9 т.1). Как указано в актах общей формы, причиной задержки вагонов послужило невыполнение технологических норм выгрузки грузополучателем ОАО «Туапсинский морской торговый порт». В распоряжении о задержке вагонов N96 от 15.08.2008 (л.д.11 т.1) указано, что вагоны следует задержать в связи неприемом станции Туапсе-Сортировочная по причине невыполнения технологических норм погрузки и выгрузки вагонов ОАО «ТМТП». О факте и причинах задержки вагонов грузополучатель уведомлен извещением N49 от 15.08.2008г. (л.д.12 т.1). На извещении имеется отметка о разногласиях. Со станции Албаши вагоны отправлены 24.08.2008г., о чем перевозчик уведомил грузополучателя извещением N77 от 24.08.2008г. (л.д.13 т.1). На извещении имеется отметка о разногласиях, в которой грузополучатель указал, что за время задержки вагонов в пути следования ОАО «ТМТП» ответственности не несет.

В дорожных ведомостях на вагоны (л.д.36-80 т.1) указано, что срок доставки груза истекает 17.08.2008г. Фактически груз доставлен грузополучателю 24.08.2008г., о чем в дорожных ведомостях имеется соответствующая отметка. Таким образом, срок доставки грузов нарушен, о чем составлены акты общей формы N64 от 15.08.2008, N65 от 24.08.2008, N2/288 от 24.08.2008, в которых указано, что причиной задержки вагонов на станции Албаши является нарушение технологических сроков оборота вагонов с грузом грузополучателем - ОАО «ТМТП».

Определив время ответственного простоя вагонов на промежуточной станции Албаши с 02час.36мин. 16.08.2008г. до 14час.38мин. 20.08.2008г., перевозчик начислил плату за пользование вагонами на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные железной дорогой доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что плата за пользование вагонами по указанным дорожным ведомостям начислена перевозчиком правомерно, поскольку задержка вагонов в пути следования произошла по вине грузополучателя ввиду нарушения технологических срока оборота вагонов.

В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.

По смыслу указанной нормы, обстоятельства непреодолимой силы, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, являющиеся основанием для освобождения грузополучателя от платы за пользование вагонами железной дороги, должны носить внешний характер по отношению к предпринимательской деятельности субъекта договорных отношений. Воздействие таких явлений происходит извне, не предотвратимо и не зависит от воли людей.

Ссылка ответчика на забастовку, как на обстоятельство непреодолимой силы, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, так как забастовка не носила крупномасштабный характер, была локальной в рамках предприятия, причиной забастовки явились неудовлетворенные требования работников порта о повышении заработной платы.

Поскольку забастовка не отвечает критериям чрезвычайности и непредотвратимости, установленным пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, постольку она не может являться основанием для освобождения ответчика от платы за пользование вагонами в спорном периоде.

Как видно из материалов дела, в письме от 13.08.2008 N 06/10-591 (л.д.121 т.1) ответчик, ссылаясь на нормы статьи 39 Устава железнодорожного транспорта о наступлении форс-мажорных обстоятельств, сообщил перевозчику о том, что с 08 часов 00 минут 13.08.2008 порт приостанавливает работу по причине невыхода основной части докеров на рабочие места.

На основании письма от 13.08.2008 и ввиду скопления большого количества вагонов на станции Туапсе по распоряжению ОАО «РЖД» от 15.08.2008 N96 спорные вагоны с полуфабрикатами из нелегированной стали задержаны истцом на промежуточной станции Албаши, о чем порту сообщено в извещении от 15.08.2008 N49. Извещение подписано ответчиком с оговоркой о том, что порт письменных распоряжений на остановку грузов на станции Туапсе, а также на промежуточных станциях, перевозчику не направлял.

В письме от 21.08.2008 N Д-14/103 ответчик сообщил перевозчику о том, что с 20 часов 00 минут 20.08.2008 приступил к нормальной производственной деятельности и имеет возможность в полном объеме принять уголь из находящихся на станции Туапсе и промежуточных станциях вагонов. В связи с этим порт просил снять введенные ранее ограничения на отгрузку для угля - с 21.08.2008, для слябов - с 22.08.2008 (л. д. 117 т.1).

На основании указанного письма по распоряжению от 24.08.2008 N 132 (л.д.10т.1) спорные вагоны с углем отправлены в адрес порта, о чем ответчику сообщено в извещении от 24.08.2008 N77 (л.д.13 т.1). Извещение подписано портом с оговоркой о том, что ответчик письменных заявок на остановку вагонов с грузами на путях станции Туапсе, а также на промежуточных станциях, не направлял.

24 августа 2008 года перевозчик составил акт общей формы N 2/288, согласно которому задержка вагонов в пути следования произошла по причине невыполнения технологических норм выгрузки грузополучателем - ОАО «Туапсинский морской торговый порт», подписанный портом с оговорками.

Возражая против удовлетворения иска, порт ссылается на то, что срок доставки задержанных вагонов был нарушен из-за несоблюдения перевозчиком очередности подвода поездов на станцию Туапсе.

Между тем, из материалов дела следует, что в период с 13.08.2008 по 20.08.2008 на путях железнодорожной станции Туапсе из-за занятости выставочных путей простаивало 685 вагонов в ожидании подачи в порт. Указанное обстоятельство установлено также судом кассационной инстанции, что отражено в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2010 по делу NА32-4653/2009.

Грузополучатель, обладая информацией о задержанных вагонах, имел возможность сообщить перевозчику о своей заинтересованности в первоочередной подаче под выгрузку тех или иных вагонов. Однако в нарушение нормы статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каких-либо доказательств, свидетельствовавших о том, что в указанный период порт сообщал бы железной дороге о возможности приема вагонов (в договорном объеме либо частично), портом не представлено. В то же время, согласно пояснениям перевозчика отправление и подвод находящихся на полигоне Северо-Кавказской железной дороги поездов с грузом, осуществлялись в зависимости от складывающейся обстановки.

С учетом изложенного, поскольку данные вагоны стояли на путях станции Туапсе в связи с невозможностью их подачи из-за занятости выставочных путей, принадлежащих порту, и доказательств, опровергающих указанное обстоятельство портом не представлено, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания возражений обоснованными.

То обстоятельство, что в отдельные моменты спорного периода один из выставочных путей ОАО «Туапсинский морской торговый путь» был свободным не является основанием для признания вины дороги в просрочке доставки груза, поскольку длительность периода, в течение которого был свободен путь, не позволяла перевозчику подать под выгрузку все вагоны, задержанные на промежуточных станциях. Доказательств обратного портом не представлено.

Отрицая правомерность заявленных требований, порт указывает, что истец обосновывает свои требования актом общей формы, который был составлен ОАО «РЖД» в одностороннем порядке и передан порту 10.09.2008, ссылаясь при этом на письмо перевозчика N369 от 10.09.2008 об аннулировании акта (л.д.104 т.1).

Оценив указанные возражения, суд апелляционной инстанции считает их несостоятельными, исходя из следующего. В обоснование исковых требований дорогой представлен первоначальный акт общей формы N2/288 от 24.08.2008, подписанный портом с разногласиями (письмо порта в адрес дороги N74-ДЖ от 04.09.2008 - т.2), т.е. двухсторонний, что соответствует требованиям Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, а не пересоставленный.

Письмом от 10.09.2008 N 369 ОАО «РЖД» сообщило ответчику о том, что ранее направленный акт общей формы от 24.08.2008 N2/288 просит считать аннулированными. Перевозчик также просил порт в течение трех суток с момента получения письма подписать заново составленные экземпляры указанных актов, а в случае отказа от подписи предоставить мотивированный ответ.

В ответе на указанное письмо ответчик сообщил, что повторное подписание актов противоречит Правилам (л.д. 137 т.1).

Считая, что пересоставленный перевозчиком в одностороннем порядке акт общей формы не может быть признан надлежащим доказательством, ответчик не учитывает, что акт общей формы является двухсторонним документом. Следовательно, при несогласии с его аннулированием, о чем свидетельствует письмо порта от 24.09.2008 N101-ДЖ (л.д.137 т.1), первоначальный акт считается действующим.

Как было отмечено ранее, в соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом и пунктом 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов акт общей формы является документом, подтверждающим факт задержки вагонов на станции назначения и на промежуточных станциях по любым основаниям.

В акте общей формы N2/288 от 24.08.2008 перечислены номера вагонов, прибывших в адрес порта в составе поезда N3501, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, акт подписан уполномоченными представителями перевозчика и отвечает требованиям Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, вследствие чего оснований для признания недоказанным факта нахождения вагонов на станции Албаши, апелляционная инстанция не усматривает.

Кроме того, необходимо отметить, что, действующее законодательство не определяет акт общей формы в качестве единственного допустимого доказательства фактов, являющихся основанием ответственности грузополучателя либо грузоотправителя. Период и причины простоя вагонов подтверждаются и иными доказательствами, в том числе дорожными ведомостями, извещениями.

Ссылка ответчика на судебные акты по иным арбитражным делам не может быть принята во внимание, поскольку они принимались по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что период и причины простоя вагонов подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе актами общей формы N64 от 15.08.2008, N65 от 24.08.2008, N2/288 от 24.08.2008, дорожными ведомостям, извещениями N77 от 24.08.2008, N49 от 15.08.2008г. и порт не отрицает факта уведомления дороги о забастовке, а также задержки спорных вагонов на станции Албаши Северо-Кавказской железной дороги, суд апелляционной инстанции считает, что плата за пользование вагонами в период с 2час.36мин. 16.08.2008г. до 14час.38мин. 20.08.2008г., в сумме 177077руб.88коп. начислена истцом правомерно, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Госпошлина по делу по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ОАО «Туапсинский морской торговый порт».

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2010 по делу N А32-12883/2009 отменить.

Взыскать с ОАО "Туапсинский морской торговый порт" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 177 077 руб. 88 коп. платы за пользование вагонами, 5041 руб. 56 коп. расходов по уплате госпошлины по иску.

Взыскать с ОАО "Туапсинский морской торговый порт" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 2000 руб. расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Н.И.Корнева
Судьи
В.В.Ванин
О.А.Еремина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-12883/2009
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 08 февраля 2011

Поиск в тексте