ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 февраля 2011 года Дело N А33-8295/2010

Красноярск

А33-8295/2010

Резолютивная часть постановления объявлена «31» января 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен «08» февраля 2011 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Первухиной Л.Ф., судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А., от заявителя: Платоненко Л.Г., представителя по доверенности N147/10/22 от 24.02.2010, Спиридонова Ю.А., представителя по доверенности N331/10/22 от 23.08.2010 (л.д. 99), рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 октября 2010 года

по делу NА33-8295/2010, принятое судьей Петроченко Г.Г.,

установил:

ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» (далее - ОАО «Транссибнефть», ОГРН 1025500514489, ИНН 5502020634) в лице филиала «Красноярское районное нефтепроводное управление» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:28:000000:225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением : Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск» путем заключения договора купли - продажи, об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовить и направить проект договора купли - продажи земельного участка.

Судом первой инстанции в соответствии со статьями 46, 47, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение заявленных требований (пункта 2 искового заявления), в соответствии с которым заявитель просил обязать Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае принять решение о предоставлении ОАО «Транссибнефть» земельного участка на праве собственности, подготовить и направить ОАО «Транссибнефть», проект договора купли-продажи земельного участка.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «20» октября 2010 года заявление ОАО «Транссибнефть» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае удовлетворено. Признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае по непринятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность ОАО «Транссибнефть» земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск».

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в месячный срок с даты вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ОАО «Транссибнефть» в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск» и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность направить ОАО «Транссибнефть» проект договора купли-продажи земельного участка площадью с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск».

В удовлетворении заявления к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба Федерального Агентства по управлению государственным имуществом мотивирована следующими доводами:

- представленный обществом кадастровый паспорт не содержит разделов В.3 и В.4, в которых содержатся сведения о расположенных на земельном участке объектах недвижимости, в связи с чем нарушены требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370,

- заявитель вправе претендовать на предоставление в собственность земельного участка, который занят объектами недвижимости, принадлежащими ОАО «Транссибнефть» на праве собственности, и необходим для их использования; в материалах дела отсутствуют сведения о нормативных размерах земельного участка, подлежащего закреплению за объектами недвижимости и необходимого для их эксплуатации,

- принятие решения об отчуждении земельного участка в порядке приватизации отнесено к полномочиям Росимущества, а не его Территориального управления,

- суд первой инстанции неправомерно обязал Территориальное управление Росимущества заключить договор купли-продажи земельного участка, поскольку к компетенции суда не относится рассмотрение вопроса о соответствии представленных заявителем в Росимущество документов требованиям действующего законодательства.

Апелляционная жалоба Территориального управления Росимущества в Красноярском крае мотивирована следующими доводами:

- принятие решения об отчуждении земельного участка в порядке приватизации собственнику объектов недвижимого имущества отнесено к компетенции Росимущества, Территориальное управление осуществляет действия, направленные на исполнение принятого Росимуществом решения о приватизации земельного участка; вывод суда первой инстанции о бездействии Территориального управления Росимущества является необоснованным,

- суд первой инстанции пришел к неверному выводу о выполнении ОАО «Транссибнефть» требований части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представлении в Территориальное управление полного пакета документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370,

- к заявлению о приобретении земельного участка ОАО «Транссибнефть» не представлены документы, подтверждающие нахождение на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности заявителю, документы, подтверждающие отсутствие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих иным лицам, а также документы, обосновывающие целесообразность передачи испрашиваемого земельного участка в границах, указанных в кадастровом паспорте.

ОАО «Транссибнефть» не согласилось с доводами апелляционных жалоб Федерального Агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Росимущества в Красноярском крае по основаниям, изложенным в отзыве.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представителями общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: копии кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:0225 от 18.03.2009, в том числе с листами В.2, В.3, В.4, и постановления N 140 от 10.04.2006.

В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных для обоснования возражений относительно доводов апелляционных жалоб.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

ОАО «Транссибнефть» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025500514489.

Из материалов дела следует, что ОАО «Транссибнефть» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, дер. Старая пойма ул. Нефтяников 2, а именно: сооружение-ограждение металлическое площадью 1762,2 кв.м., основное строение нежилое площадью 754,08 кв.м., основное строение нежилое площадью 732,59 кв.м., нежилое здание площадью 24,42 кв.м, основное строение нежилое площадью 656,67 кв.м., нежилое здание площадью 34,2 кв.м, нежилое строение площадью 6,60 кв.м, нежилое здание 15,08 кв.м, нежилое здание площадью 20,28 кв.м, нежилое здание, 659, 91 кв.м., нежилое здание площадью 44,20 кв.м, нежилое здание площадью 8,37 кв.м, нежилое здание площадью 296,12 кв.м, нежилое здание 65,44 кв.м, нежилое здание 73,73 кв.м, нежилое здание 12,88 кв.м., сооружение резервуар для воды 125 кв.м, сооружение резервуар горизонтальный 50 куб.м площадью 250 кв.м., сооружение -артезианская скважина N 2 глубиной 150 м., сооружение -артезианская скважина N 1 глубиной 150 м., сооружение резервуар горизонтальный 50 куб.м, площадью 25 кв.м.

Право собственности на указанные объекты подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права (в землеустроительном деле), выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л. 37-57, 136-160).

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 31.07.2008 N 10-1199р в целях эксплуатации указанных выше объектов недвижимости 04.08.2008 между ОАО «Транссибнефть» (арендатор) и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (арендодатель) заключен договор N28-19 аренды земельных участков федеральной собственности, в том числе земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск» (т. 1, л. 28-33, 13-18).

В пункте 1.3 договора аренды указано: арендатор подтверждает, что иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие другим лицам на праве собственности или ином вещном праве, на предоставленном участке отсутствуют. В пункте 2.1 договора установлен срок аренды: с 31.07.2008 по 30.07.2057 (на 49 лет). Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 26.12.2008 за номером 24-24-152/008/2008-690, о чем на договоре имеется регистрационный штамп.

По данным кадастровой выписки от 21.03.2008 N 0-1/08-2-683 земельный участок с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, МО Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск», относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения, правообладатель государственная собственность. Дата внесения земельного участка в государственный кадастр недвижимости 09.10.2007 (т. 1, л. 19-23).

Свидетельством о государственной регистрации права от 22.11.2007 подтверждается, что земельный участок площадью 104325 кв.м., кадастровый номер 24:28:0000000:0225 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т. 1, л. 111).

ОАО «Транссибнефть» обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю с заявлением от 24.06.2009 N 39/4215 (вх. N 16422 от 26.06.2009) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:225 площадью 104 325 кв.м. в собственность за плату, установив на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ выкупную цену в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с приложением следующих документов: свидетельства о государственной регистрации ОАО «Транссибнефть» в качестве юридического лица, решение акционера ОАО «Транссибнефть», доверенность представителя, выписок из ЕГРП о правах на объекты недвижимости и на испрашиваемый земельный участок, распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю на предоставление в аренду требуемого земельного участка, договор аренды и кадастровый паспорт земельного участка (т. 1, л. 85).

Письмом от 19.08.2009 N 10-191 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заявление ОАО «Транссибнефть» на приватизацию земельного участка федеральной собственности, а также документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370 (т. 1, л. 86).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направило в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае письмо от 01.12.2009 N ПП-10/30455, в котором указало на необходимость представления дополнительных документов: о праве собственности РФ на испрашиваемый земельный участок, обосновывающих целесообразность передачи земельного участка в указанных границах, подтверждающие отсутствие на земельном участке объектов недвижимости принадлежащих иным лицам (т. 1, л. 87-88).

Письмом от 18.01.2010 N 39-17/686 ОАО «Транссибнефть» просило Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю принять решение о предоставлении акционерному обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:28:000000:225 площадью 104 325 кв.м.(т. 1, л. 89-90).

В письме от 25.02.2010 N 10-2179/2532 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае сообщило заявителю ОАО «Транссибнефть» со ссылкой на письмо от 01.12.2009 N ПП-10/30455 Федерального агентства по управлению государственным имуществом о необходимости представления дополнительных документов, обосновывающих целесообразность передачи земельного участка в указанных границах, документов, подтверждающих отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, указало, что таким документом может выступать письмо государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости (т. 1, л. 91-92).

Письмом от 07.04.2010 N 39/2214 ОАО «Транссибнефть» представило требуемые Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае дополнительные документы согласно приложению, а именно копию справки Нижнеингашского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 31.03.2010 N 2425/44, копия постановления МО поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края от 10 апреля 2006г. N 140, а также в подтверждение целесообразности предоставления земельных участков в указанных в заявлении границах приложило землеустроительную документацию (проекты территориального землеустройства и землеустроительное дело по межеванию земельного участка) - т. 1, л. 93-94.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае письмом от 29.04.2010 N 10-5653 направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом дополнительно представленные заявителем ОАО «Транссибнефть» документы на приватизацию земельного участка, о чем сообщено заявителю (письмо от 29.04.2010 N 10-5654) - т. 1, л. 95.

В материалы дела представлены: землеустроительное дело - проект территориального землеустройства с проектными планами границ, свидетельствами о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, схемами расположения объектов недвижимости на земельном участке, актом согласования границ и т.п. (т. 1, л. 113-174).

Ссылаясь на то, что ответчиками в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок заявление о выкупе земельного участка по существу не рассмотрено, ОАО «Транссибнефть» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО «Транссибнефть» выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю полный пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370; Территориальное управление в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не решило в месячный срок вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность и не направило заявителю в месячный срок после принятия такого решения проект договора купли-продажи земельного участка, отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков не может служить препятствием для реализации собственником объектов недвижимости права на выкуп земельного участка в срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 36 Земельного Кодекса.

Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы обоснованными и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены, принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Исходя из части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.