• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 февраля 2011 года Дело N А33-8295/2010

Красноярск

А33-8295/2010

Резолютивная часть постановления объявлена «31» января 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен «08» февраля 2011 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Первухиной Л.Ф., судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А., от заявителя: Платоненко Л.Г., представителя по доверенности N147/10/22 от 24.02.2010, Спиридонова Ю.А., представителя по доверенности N331/10/22 от 23.08.2010 (л.д. 99), рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 октября 2010 года

по делу NА33-8295/2010, принятое судьей Петроченко Г.Г.,

установил:

ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» (далее - ОАО «Транссибнефть», ОГРН 1025500514489, ИНН 5502020634) в лице филиала «Красноярское районное нефтепроводное управление» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:28:000000:225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением : Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск» путем заключения договора купли - продажи, об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовить и направить проект договора купли - продажи земельного участка.

Судом первой инстанции в соответствии со статьями 46, 47, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение заявленных требований (пункта 2 искового заявления), в соответствии с которым заявитель просил обязать Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае принять решение о предоставлении ОАО «Транссибнефть» земельного участка на праве собственности, подготовить и направить ОАО «Транссибнефть», проект договора купли-продажи земельного участка.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «20» октября 2010 года заявление ОАО «Транссибнефть» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае удовлетворено. Признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае по непринятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность ОАО «Транссибнефть» земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск».

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в месячный срок с даты вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ОАО «Транссибнефть» в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск» и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность направить ОАО «Транссибнефть» проект договора купли-продажи земельного участка площадью с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск».

В удовлетворении заявления к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба Федерального Агентства по управлению государственным имуществом мотивирована следующими доводами:

- представленный обществом кадастровый паспорт не содержит разделов В.3 и В.4, в которых содержатся сведения о расположенных на земельном участке объектах недвижимости, в связи с чем нарушены требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370,

- заявитель вправе претендовать на предоставление в собственность земельного участка, который занят объектами недвижимости, принадлежащими ОАО «Транссибнефть» на праве собственности, и необходим для их использования; в материалах дела отсутствуют сведения о нормативных размерах земельного участка, подлежащего закреплению за объектами недвижимости и необходимого для их эксплуатации,

- принятие решения об отчуждении земельного участка в порядке приватизации отнесено к полномочиям Росимущества, а не его Территориального управления,

- суд первой инстанции неправомерно обязал Территориальное управление Росимущества заключить договор купли-продажи земельного участка, поскольку к компетенции суда не относится рассмотрение вопроса о соответствии представленных заявителем в Росимущество документов требованиям действующего законодательства.

Апелляционная жалоба Территориального управления Росимущества в Красноярском крае мотивирована следующими доводами:

- принятие решения об отчуждении земельного участка в порядке приватизации собственнику объектов недвижимого имущества отнесено к компетенции Росимущества, Территориальное управление осуществляет действия, направленные на исполнение принятого Росимуществом решения о приватизации земельного участка; вывод суда первой инстанции о бездействии Территориального управления Росимущества является необоснованным,

- суд первой инстанции пришел к неверному выводу о выполнении ОАО «Транссибнефть» требований части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представлении в Территориальное управление полного пакета документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370,

- к заявлению о приобретении земельного участка ОАО «Транссибнефть» не представлены документы, подтверждающие нахождение на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности заявителю, документы, подтверждающие отсутствие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих иным лицам, а также документы, обосновывающие целесообразность передачи испрашиваемого земельного участка в границах, указанных в кадастровом паспорте.

ОАО «Транссибнефть» не согласилось с доводами апелляционных жалоб Федерального Агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Росимущества в Красноярском крае по основаниям, изложенным в отзыве.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представителями общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: копии кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:0225 от 18.03.2009, в том числе с листами В.2, В.3, В.4, и постановления N 140 от 10.04.2006.

В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных для обоснования возражений относительно доводов апелляционных жалоб.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

ОАО «Транссибнефть» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025500514489.

Из материалов дела следует, что ОАО «Транссибнефть» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, дер. Старая пойма ул. Нефтяников 2, а именно: сооружение-ограждение металлическое площадью 1762,2 кв.м., основное строение нежилое площадью 754,08 кв.м., основное строение нежилое площадью 732,59 кв.м., нежилое здание площадью 24,42 кв.м, основное строение нежилое площадью 656,67 кв.м., нежилое здание площадью 34,2 кв.м, нежилое строение площадью 6,60 кв.м, нежилое здание 15,08 кв.м, нежилое здание площадью 20,28 кв.м, нежилое здание, 659, 91 кв.м., нежилое здание площадью 44,20 кв.м, нежилое здание площадью 8,37 кв.м, нежилое здание площадью 296,12 кв.м, нежилое здание 65,44 кв.м, нежилое здание 73,73 кв.м, нежилое здание 12,88 кв.м., сооружение резервуар для воды 125 кв.м, сооружение резервуар горизонтальный 50 куб.м площадью 250 кв.м., сооружение -артезианская скважина N 2 глубиной 150 м., сооружение -артезианская скважина N 1 глубиной 150 м., сооружение резервуар горизонтальный 50 куб.м, площадью 25 кв.м.

Право собственности на указанные объекты подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права (в землеустроительном деле), выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л. 37-57, 136-160).

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 31.07.2008 N 10-1199р в целях эксплуатации указанных выше объектов недвижимости 04.08.2008 между ОАО «Транссибнефть» (арендатор) и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (арендодатель) заключен договор N28-19 аренды земельных участков федеральной собственности, в том числе земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, который определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, п.Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск» (т. 1, л. 28-33, 13-18).

В пункте 1.3 договора аренды указано: арендатор подтверждает, что иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие другим лицам на праве собственности или ином вещном праве, на предоставленном участке отсутствуют. В пункте 2.1 договора установлен срок аренды: с 31.07.2008 по 30.07.2057 (на 49 лет). Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 26.12.2008 за номером 24-24-152/008/2008-690, о чем на договоре имеется регистрационный штамп.

По данным кадастровой выписки от 21.03.2008 N 0-1/08-2-683 земельный участок с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода определен местонахождением: Красноярский край, район Нижнеингашский, МО Нижний Ингаш, Пойменская нефтеперекачивающая станция на 144 км. МН «Омск-Иркутск», относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения, правообладатель государственная собственность. Дата внесения земельного участка в государственный кадастр недвижимости 09.10.2007 (т. 1, л. 19-23).

Свидетельством о государственной регистрации права от 22.11.2007 подтверждается, что земельный участок площадью 104325 кв.м., кадастровый номер 24:28:0000000:0225 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т. 1, л. 111).

ОАО «Транссибнефть» обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю с заявлением от 24.06.2009 N 39/4215 (вх. N 16422 от 26.06.2009) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:225 площадью 104 325 кв.м. в собственность за плату, установив на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ выкупную цену в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с приложением следующих документов: свидетельства о государственной регистрации ОАО «Транссибнефть» в качестве юридического лица, решение акционера ОАО «Транссибнефть», доверенность представителя, выписок из ЕГРП о правах на объекты недвижимости и на испрашиваемый земельный участок, распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю на предоставление в аренду требуемого земельного участка, договор аренды и кадастровый паспорт земельного участка (т. 1, л. 85).

Письмом от 19.08.2009 N 10-191 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заявление ОАО «Транссибнефть» на приватизацию земельного участка федеральной собственности, а также документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370 (т. 1, л. 86).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направило в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае письмо от 01.12.2009 N ПП-10/30455, в котором указало на необходимость представления дополнительных документов: о праве собственности РФ на испрашиваемый земельный участок, обосновывающих целесообразность передачи земельного участка в указанных границах, подтверждающие отсутствие на земельном участке объектов недвижимости принадлежащих иным лицам (т. 1, л. 87-88).

Письмом от 18.01.2010 N 39-17/686 ОАО «Транссибнефть» просило Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю принять решение о предоставлении акционерному обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:28:000000:225 площадью 104 325 кв.м.(т. 1, л. 89-90).

В письме от 25.02.2010 N 10-2179/2532 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае сообщило заявителю ОАО «Транссибнефть» со ссылкой на письмо от 01.12.2009 N ПП-10/30455 Федерального агентства по управлению государственным имуществом о необходимости представления дополнительных документов, обосновывающих целесообразность передачи земельного участка в указанных границах, документов, подтверждающих отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, указало, что таким документом может выступать письмо государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости (т. 1, л. 91-92).

Письмом от 07.04.2010 N 39/2214 ОАО «Транссибнефть» представило требуемые Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае дополнительные документы согласно приложению, а именно копию справки Нижнеингашского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 31.03.2010 N 2425/44, копия постановления МО поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края от 10 апреля 2006г. N 140, а также в подтверждение целесообразности предоставления земельных участков в указанных в заявлении границах приложило землеустроительную документацию (проекты территориального землеустройства и землеустроительное дело по межеванию земельного участка) - т. 1, л. 93-94.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае письмом от 29.04.2010 N 10-5653 направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом дополнительно представленные заявителем ОАО «Транссибнефть» документы на приватизацию земельного участка, о чем сообщено заявителю (письмо от 29.04.2010 N 10-5654) - т. 1, л. 95.

В материалы дела представлены: землеустроительное дело - проект территориального землеустройства с проектными планами границ, свидетельствами о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, схемами расположения объектов недвижимости на земельном участке, актом согласования границ и т.п. (т. 1, л. 113-174).

Ссылаясь на то, что ответчиками в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок заявление о выкупе земельного участка по существу не рассмотрено, ОАО «Транссибнефть» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО «Транссибнефть» выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю полный пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370; Территориальное управление в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не решило в месячный срок вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность и не направило заявителю в месячный срок после принятия такого решения проект договора купли-продажи земельного участка, отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков не может служить препятствием для реализации собственником объектов недвижимости права на выкуп земельного участка в срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 36 Земельного Кодекса.

Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы обоснованными и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены, принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Исходя из части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

По части 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).

В соответствии с частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11) указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Из материалов дела следует, что при подаче заявления ОАО «Транссибнефть» предоставило Территориальному управлению документы в соответствии с Перечнем документов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370: свидетельство о государственной регистрации ОАО «Транссибнефть» в качестве юридического лица, решение акционера ОАО «Транссибнефть», доверенность представителя, выписки из ЕГРП о правах на объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, и на испрашиваемый земельный участок, распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю на предоставление в аренду требуемого земельного участка, договор на аренду спорного земельного участка и кадастровый паспорт земельного участка.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО «Транссибнефть» выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, который не содержит необходимости предоставления дополнительных сведений, запрошенных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю в письме от 25.02.2010 N 10-2179/2532. В нарушение требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю не решило вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность, допустив своим бездействием нарушение прав и законных интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционных жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о нормативных размерах земельного участка, подлежащего закреплению за объектами недвижимости и необходимого для их эксплуатации, заявителем не представлены документы, обосновывающие целесообразность передачи испрашиваемого земельного участка в границах, указанных в кадастровом паспорте; к заявлению о приобретении земельного участка ОАО «Транссибнефть» не представлены документы, подтверждающие нахождение на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности заявителю, документы, подтверждающие отсутствие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих иным лицам.

Земельный участок с кадастровым номером 24:28:0000000:0225, площадью 104325 кв.м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 31.07.2008 N 10-1199р передан заявителю по договору N28-19 аренды земельных участков федеральной собственности, заключенному между ОАО «Транссибнефть» (арендатор) и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (арендодатель), в целях эксплуатации объектов недвижимости заявителя.

Необходимость предоставления обществу испрашиваемого земельного участка в границах, указанных в кадастровом паспорте, для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости заявителя, подтверждается проектом территориального землеустройства, представленным в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском.

В проекте территориального землеустройства отражено, что данный документ составлен с учетом Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О землеустройстве». Федерального закона «О государственном земельном кадастре», Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов, Нормами отвода земель для магистральных нефтепроводов, ГОСТ и СНиП (т. 1, л. 113, 116-118).

В проекте территориального землеустройства отражено, что размер и границы земельного участка определены с учетом необходимости установления охранных зон магистральных трубопроводов согласно Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов. Наличие объектов недвижимости заявителя в границах земельного участка подтверждается проектным планом границ земельного участка, реестром объектов недвижимости (Таблица N 1 к данному проектному плану).

Иных нормативов отвода земель для вышеуказанного объекта недвижимости ответчиками не представлено.

Количество и наименование объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке и принадлежащих ОАО «Транссибнефть», подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельствами о государственной регистрации права, которые представлялись обществом в Территориальное управление с заявлением от 24.06.2009 N 39/4215, и списком объектов недвижимости в землеустроительном деле (т. 1, л. 113, 162-163, 137-160).

Территориальным управлением и Росимуществом не представлены суду утвержденные в установленном порядке нормы отвода земель для конкретных видов деятельности, опровергающие вывод о необходимости предоставления испрашиваемого земельного участка в целях эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости.

В пункте 1.3 договора аренды от 04.08.2008 N28-19 земельных участков федеральной собственности, заключенного между ОАО «Транссибнефть» (арендатор) и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (арендодатель) указано: арендатор подтверждает, что иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие другим лицам на праве собственности или ином вещном праве, на предоставленном земельном участке отсутствуют. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 26.12.2008 за номером 24-24-15/008/2008-690.

Представленный в материалы дела паспорт земельного участка от 18.03.2009 N 243У-09-71544 содержит разделы В.3 и В.4, в которых указано, что две части земельного участка объединены как единое землепользование и имеют кадастровый номер 24:28:0000000:225 площадью 104 325 кв.м.

Территориальным управлением и Росимуществом не представлены доказательства нарушения требований земельного и градостроительного законодательства при определении границ, площади и местоположения спорного земельного участка с кадастровым номером 24:28:0000000:225.

Доводы апелляционных жалобы об отсутствии у Территориального управления Росимущества полномочий по продаже земельных участков федеральной собственности без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом являются необоснованными.

Согласно пунктам 4, 5.6, 5.36, 5.39 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Суд первой инстанции правильно посчитал, что ссылка Управления на отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка в срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Статьями 9, 10, 11, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, предусматривающий ряд последовательных действий в определенные временные сроки как для продавца земельного участка, так и для покупателя. Отсутствие у Территориального управления Росимущества внутреннего акта, регламентирующего порядок продажи земельных участков, не может являться основанием для отказа заявителю в возможности реализовать свои права, предоставленные ему законом.

Поскольку ОАО «Транссибнефть» представило в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае необходимые документы для выкупа земельного участка, а Территориальное управление в нарушение требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не решило в месячный срок вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность и не направило заявителю в месячный срок после принятия такого решения проект договора купли-продажи земельного участка, тем самым нарушив права и законные интересы заявителя, оспариваемое ОАО «Транссибнефть» бездействие является незаконным.

При таких обстоятельствах оспариваемое обществом бездействие Территориального управления Росимущества правомерно признано судом первой инстанции незаконным как не соответствующее пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы общества.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно обязал Территориальное управление Росимущества заключить договор купли-продажи земельного участка, поскольку к компетенции суда не относится рассмотрение вопроса о соответствии представленных заявителем в Росимущество документов требованиям действующего законодательства, подлежит отклонению как несостоятельный.

Требования, рассмотренные судом по настоящему делу, заявлены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Довод ответчиков о том, что суд первой инстанции неправомерно обязал Территориальное управление Росимущества заключить договор купли-продажи земельного участка, не соответствует названным нормам права и препятствует реализации обществом предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.

Учитывая, что заявление ОАО «Транссибнефть» о предоставлении в собственность спорного земельного участка подано в территориальный орган, а не непосредственно в Росимущество, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «20» октября 2010 года по делу N А33-8295/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

     Председательствующий
Л.Ф.Первухина
Судьи
Н.М.Демидова
Л.А.Дунаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-8295/2010
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 08 февраля 2011

Поиск в тексте