АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 01 марта 2011 года Дело N А51-19518/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2011 Полный текст решения изготовлен 01.03.2011 Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпачевым М.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Мамедовой Виктории Владимировны к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об оспаривании действий

при участии в заседании: от заявителя - Науменко Ю.В., доверенность от 20.12.2010, от ответчика - Тарасенко Я.В., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22138

установил: предприниматель Мамедова Виктория Владимировна обратилась с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по отказу в предоставлении в аренду сроком на 5 (пять) лет земельного участка общей площадью 771 кв. м. (363 под строительство 2-х этажного магазина с кафе с кадастровым номером 25:28:010041:154 и 408 кв.м. для благоустройства (обслуживания) прилегающей территории с кадастровым номером 25:28:010041:156, расположенных в районе ул. Фадеева, 31 г. Владивостока Приморского края), изложенном в письме от 09.09.2010 N 29/02-20-14346, об обязании принять решение о предоставлении в аренду сроком на 5 лет указанного земельного участка.

В судебном заседании заявитель поддержал требования, указывая на то, что ранее ему был предварительно согласован земельный участок под размещение объекта площадью 363 кв м. До истечения срока действия постановления о предварительном согласовании предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка, предоставив пакет необходимых документов. Считает, что отказ Департамента со ссылкой на наличие задолженности по договорам аренды не соответствует требованиям статьи 32 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя. Предоставление участка под благоустройство не требует предварительного согласования, поэтому заявитель вправе претендовать на участок площадью 408 кв м

Департамент земельных отношений в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письме от 09.09.2010, а также указал, что письмо не содержит отказа в предоставлении земельного участка, а лишь указывает, что вопрос о его предоставлении может быть решен после погашения задолженности по арендной плате по другим арендуемым земельным участкам.

Из материалов дела судом установлено, что Мамедова Виктория Владимировна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 23.03.2006 Инспекцией ФНС России по Первореченскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серия 25 N 002675694.

Распоряжением администрации г. Владивостока от 25.10.2007 N 1913-р предпринимателю утверждены проекты границ земельных участков, расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Фадеева, 31: площадью 363 кв.м для строительства 2-этажного здания магазина с кафе и площадью 408 кв.м для благоустройства прилегающей территории.

09.04.2009 предприниматель обратилась в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в районе ул. Фадеева, 31 общей площадью 771 кв.м для строительства и обслуживания 2-этажного магазина с кафе с предварительным согласованием места размещения объекта.

Письмом от 18.05.2009 N 29/02-20-4729 Департамент отказал в предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку заявление о выборе земельного участка было направлено не в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, а непосредственно в орган местного самоуправления. Земельный участок площадью 408 кв.м, предназначенный для благоустройства, находится в красных линиях перспективного развития автодороги, вследствие чего территория для обеспечения эксплуатации планируемого объекта отсутствует.

Решением арбитражного суда от 23.03.2010 по делу А51-13321/2009 признаны незаконными действия Департамента по отказу в предварительном согласовании места размещения объекта, изложенному в письме от 18.05.2009 N 29/02-20-4729, в части, касающейся земельного участка площадью 363 кв.м в районе ул. Фадеева, 31 в г. Владивостоке. В части признания незаконными действий Департамента по отказу в предварительном согласовании места размещения объекта, изложенному в письме от 18.05.2009 N 29/02-20-4729, в части, касающейся земельного участка площадью 408 кв.м в районе ул. Фадеева, 31 в г. Владивостоке, отказано.

Суд обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение о предварительном согласовании места размещения магазина с кафе на земельном участке площадью 363 кв.м в районе ул. Фадеева, 31 в г. Владивостоке.

Судебный акт исполнен, распоряжением от 30.04.2010 N 679 Департамент предварительно согласовал предпринимателю Мамедовой В.В. на земельном участке площадью 363 кв м место размещения 2-х этажного магазина с кафе.

Предприниматель заявлением от 07.07.2010 вход. N 29-17313 обратился в Департамент о предоставлении предварительно согласованного земельного участка в аренду сроком на 5 лет под строительство и земельного участка площадью 408 кв м для благоустройства (обслуживания) прилегающей территории.

Департамент земельных отношений письмом от 09.09.2010 сообщил, что вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен после погашения задолженности по арендной плате по договорам аренды от 04.03.2010.

Предприниматель Мамедова В.В., полагая, что Департамент неправомерно отказал в предоставлении земельного участка общей площадью 771 кв м, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

Аналогичное правило закреплено в статье 32 ЗК РФ, в силу пунктов 1, 2 которой решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

По смыслу статей 31-32 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта является этапом предоставления земельных участков для строительства, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом условий использования соответствующей территории, изъятия у правообладателей земельных участков, входящих в состав зарезервированных земель, а также производится подготовка проектной документации.

В силу п. 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в двухнедельных срок на основании заявления и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка.

Как следует из материалов дела, заявление о предоставлении земельного участка площадью 363 кв м с приложением кадастрового паспорта земельного участка было подано предпринимателем в Департамент земельных отношений 07.07.2010, то есть в пределах срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.

В письме от 09.09.2010 Департамент сослался на необходимость проведения сверки по арендным платежам по иным земельным участкам и оплаты задолженности, однако наличие задолженности по арендной плате за другие участки как основание непредоставления спорного земельного участка под строительство не основан на нормах права. Более того, в судебном заседании Департамент не подтвердил суду сам факт наличия такой задолженности и ее размер, в то время как предприниматель представил доказательства наличия в арбитражном суде спора о признании недействительными п.2.2 в договорах аренды от 04.03.2010, касающихся порядка установления арендной платы (дело N А51-805/2011).

Отказ Департамента в предоставлении земельного участка под строительство магазина с кафе не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, так как создает препятствия в получении в аренду земельного участка и развитии предпринимательской деятельности.

При этом суд считает неправомерным требование заявителя об установлении судом в рамках настоящего спора срока аренды 5 лет, поскольку условия заключения договора аренды, в том числе срока его действия определяются сторонами в соответствии с нормами гражданского законодательства.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. При определении срока устранения нарушения прав заявителя суд учитывает положения п.2 статьи 32 Земельного кодекса РФ.

Требование предпринимателя о предоставлении земельного участка площадью 408 кв м для благоустройства (обслуживания) прилегающей территории не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В г. Владивостоке действует муниципальный правовой акт от 05.03.2008 N 16-МПА Правила благоустройства и санитарного содержания территории г. Владивостока, которым определено, что организация работ по уборке и благоустройству территорий возлагается на структурные подразделения администрации города, муниципальные учреждения и предприятия в соответствии с их полномочиями, определяемыми главой администрации города Владивостока; юридические и должностные лица должны соблюдать чистоту и порядок на производственной (занимаемой) территории, а также на прилегающей территории (пункты 1.3, 1.4).

Согласно пунктам 2.1, 2.6, 2.7 данного муниципального правового акта под благоустройством понимается комплекс работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни и досуга населения на территории Владивостокского городского округа, под территорией предприятия, организации, учреждения и иных хозяйствующих субъектов - часть территории города, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, переданная (закрепленная) целевым назначением юридическим или физическим лицам, индивидуальным предпринимателям на правах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а под прилегающей территорией - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, нежилого помещения в жилом доме, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, пользовании, владении, на балансе юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя.

Пунктом 3.1 указанного правового акта определено, что в целях обеспечения санитарного содержания городских территорий осуществляется их закрепление за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями органом, уполномоченным главой администрации города Владивостока, в соответствии с размерами территории, указанными в приложении. Согласно пункту 3.3 юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам необходимо обеспечить систематическую уборку (ручную, механизированную) закрепленных за ними прилегающих территорий в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170. Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частного жилищного фонда обязаны ежедневно убирать основные и прилегающие территории своими силами и за счет собственных средств или по договорам со специализированными организациями.

В силу пункта 3.4 благоустройство, озеленение и санитарное содержание территории города Владивостока обеспечиваются органом, уполномоченным главой администрации города Владивостока, а также силами и средствами юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Этим же муниципальным правовым актом определены размеры прилегающих территорий, закрепляемых за собственниками (пользователями) в целях санитарного содержания.

Таким образом, эксплуатация территории, прилегающей к земельному участку, на котором расположено здание, строение, сооружение, и ее благоустройство не требуют предоставления этой территории в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Работы по благоустройству и санитарное содержание этих территорий должны осуществляться собственниками, владельцами объектов недвижимости в силу прямого возложения на них соответствующих обязанностей нормативными правовыми актами.

Предприниматель Мамедова В.В. обратилась в арбитражный суд в защиту своих интересов в сфере предпринимательской деятельности, тогда как осуществление благоустройства на прилегающей территории не является предпринимательской деятельностью. Для иных целей земельный участок площадью 408 кв.м в районе ул. Фадеева, 31 ею не испрашивался. Более того, на настоящий момент договор аренды земельного участка под строительство не заключен, строительство объекта не начато, поэтому преждевременно вести речь о благоустройстве или обслуживании прилегающей территории.

Следовательно, действия Департамента в части отказа в предварительном согласовании места размещения объекта на участке площадью 408 кв.м не нарушают права и законные интересы предпринимателя, а потому оснований для удовлетворения требований заявителя в данной части не имеется.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Департамента в сумме 200 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженные в письме от 09.09.2010 N 29/02-20-14346, по отказу в предоставлении предпринимателю Мамедовой Виктории Владимировны в аренду земельного участка площадью 363 кв м под строительство 2-х этажного магазина с кафе, кадастровый номер 25:28:010041:154, расположенного в районе ул. Фадеева, 31 в г. Владивостоке Приморского края, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении предпринимателю Мамедовой Виктории Владимировны в аренду земельного участка площадью 363 кв м под строительство 2-х этажного магазина с кафе, кадастровый номер 25:28:010041:154, расположенного в районе ул. Фадеева, 31 г. Владивостока Приморского края.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу предпринимателя Мамедовой Виктории Владимировны 200 (двести) рублей государственной пошлины по заявлению.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Голуб Е.И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка