• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 марта 2011 года Дело N А32-13312/2010

15АП-1095/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В., судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Н.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Крыловский район

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2010 по делу N А32-13312/2010-68/297, принятое в составе судьи Шевченко А.Е., по заявлению Администрации муниципального образования Крыловский район к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Департаменту по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений при участии третьего лица Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов

о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования Крыловский район (далее администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее ТУ Росимущества по Краснодарскому краю, управление), Департаменту по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений (далее департамент):

о признании незаконным бездействий департамента, выразившихся в непринятии мер по выполнению статьи 26 пункта 1 (подпункта 2,3) Водного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства природных ресурсов РФ от 16.06.2003 N437 «О комплексном плане мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений на 2003-2008 годы»;

обязании департамента выполнить требования Водного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства природных ресурсов РФ от 16 мая 2003 г. N 437 «О комплексном плане мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений на 2003 -2008 годы»:

- провести инвентаризацию гидротехнических сооружений расположенных на 197,0 км и выше от устья реки Еи;

- провести обследование состояния сооружений, расположенных на 197,0 км и выше от устья реки Еи с привлечением специализированных организаций и выдачей рекомендаций по их дальнейшему использованию;

- восстановить проектную документацию на гидротехнические сооружения расположенные на 197,0 км и выше от устья реки Еи;

- организовать систему охраны и физической защиты на гидротехнических сооружениях, расположенных на 197,0 км и выше от устья реки Еи;

- провести мероприятия по установлению обладателя права собственности на водные объекты, находящихся на 197,0 км и выше от устья реки Ей;

понуждении департамента к принятию мер по обеспечению государственной регистрации права собственности на водные объекты, находящихся на 197,0 км и выше от устья реки Еи;

понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к признанию права собственности Российской Федерации и принятию мер по проведению государственной регистрации права Федеральной собственности Российской Федерации на водный объект - гидротехнические сооружения, расположенные от 197,0 км до 199,4 км от устья реки Ея (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых определением суда от 09.08.2010 в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 40-45, 54)).

Исковые требования мотивированы тем, что гидротехнические сооружения (далее ГТС), расположенные от 197,0 км до 199,4 км от устья реки Ея, возведены для образования пруда для производства рыбы. В силу закона данные ГТС не могут входить в состав муниципального имущества, так как ведение, управление и распоряжение объектами водного фонда не входит в функции органов местного самоуправления. Плата за пользование прудами в муниципальный бюджет не поступает, сдачу в аренду пруда до 2006 года осуществлял департамент, а с 2009 года аналогичные договоры заключаются Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. Отсутствие у ГТС собственника затрудняет принятие мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее КБВУ).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд пришел к выводу, что спорное ГТС не имеет собственника и является безхозяйным. Признание права собственности на бесхозяйную вещь возможно в порядке, определенном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае истцом выбран ненадлежащий способ защиты. Заявляя требование к ТУ Росимущества в Краснодарском крае по принятию мер по проведению государственной регистрации права федеральной собственности на спорный бесхозный объект, истец избрал ненадлежащий способ защиты права, который не предусмотрен действующим законодательством. Администрация также не представила доказательства нарушения ответчиками прав и законных интересов.

Администрация муниципального образования Крыловский район в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2010 и принять новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорные ГТС представляют собой часть единого искусственно созданного водного объекта, предназначены для обслуживания этого водного объекта и следуют судьбе водохранилища. Земли водного зеркала реки Еи полностью входят в состав водного фонда Российской Федерации и относятся к федеральной собственности,

В соответствии со статьей 209 ГК РФ договор на право водопользования должен заключать собственник в лице своих уполномоченных органов. Сдачу в аренду пруда, образованного ГТС, расположенными от 197,0 км до 199,4 км от устья реки Ея, осуществляет департамент.

Право собственности на земельный участок, на котором расположены ГТС, не зарегистрировано за муниципальным образованием и Краснодарским краем. В силу положений статьи 214 ГК РФ и статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации данный земельный участок является собственностью Российской Федерации. Вывод суда о том, что ГТС является безхозяйной вещью, является неправильным

Администрация является надлежащим истцом по делу, поскольку в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в функции органов местного самоуправления входит организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Нарушением публичных интересов муниципального образования является угроза внезапного прорыва эксплуатационных и паводковых водосбросов ГТС.

В отзыве департамент апелляционную жалобу не признал, просил решение Арбитражного суда Краснодарского края оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Департамент указал, что выявление безхозяйного имущества и постановка такого имущества на учет входит в компетенцию муниципальных образований. Закон не исключает возможность нахождения ГТС в собственности муниципальных образований.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились.

Департамент представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Администрация представила письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Протокольным определением суда от 22.02.2011 в удовлетворении ходатайства администрации об отложении судебного разбирательства отказано.

В соответствии со статьями 156,266 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на участке реки Еи от 193,0 км до 197,0 км от устья реки расположен комплекс гидротехнических сооружений образующих пруд для производства рыбы, т.е. образован объект производственного назначения, расположенный на территории Крыловского района.

В состав ГТС входят: напорная земляная плотина длиной 150 м, шириной 10 м; трубчатый водосброс диаметром 1000 мм.

В связи с отсутствием данных о включении ГТС в состав имущества муниципального образования Крыловский район, либо в состав имущества собственности Краснодарского края и Российской Федерации, администрация обратилась с иском об обязании ТУ Росимущества в Краснодарскому крае принять меры по проведению государственных регистрационных действий по оформлению права федеральной собственности водного объекта гидротехнических сооружений.

Администрация указала, что иск по настоящему делу предъявлен в силу предписаний, содержащихся в пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 N237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехническое сооружение, подлежащее консервации, ликвидации, либо не имеющего собственника», где указано, что при обнаружении ГТС, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет в орган исполнительной власти субъекта РФ для решения вопроса об обеспечении безопасности ГТС.

Распоряжением главы администрации Краснодарского края N58-р от 03.02.2005 «Об определении собственников бесхозяйственных гидротехнических сооружений на водных объектах Краснодарского края» главам муниципальных образований было рекомендовано принять меры по выявлению собственников ГТС и принять меры по организации учета всех ГТС в соответствующих реестрах имущества.

В связи с необходимостью принятия мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, истец полагает о необходимости установления права федеральной собственности на спорный объект.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГТС является безхозяйной и право собственности на него может быть признано в порядке, предусмотренном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данный вывод суда сделан без учета отзыва КБВУ от 08.12.2010 и является преждевременным.

Кубанское бассейновое водное управление в отзыве на иск также указало, что русловые пруды, образованные гидротехническими сооружениями (плотинами, водопропускными сооружениями) на водотоках являются поверхностными водными объектами и по определению части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации находятся в собственности Российской Федерации. В силу указанной нормы на водоемы на реке Ея установлено право собственности на водные объекты в виде федеральной собственности.

В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором располагается река Ея и ГТС, расположенные на участке от 197,0 км до 199,4 км от ее устья, и прибрежная территория входят в состав водного фонда и отнесены к государственной собственности Российской Федерации. Обладая необходимыми признаками принадлежности главной вещи, согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, ГТС должно следовать судьбе главной вещи.

Вместе с тем, в удовлетворении иска администрации судом первой инстанции отказано правомерно по следующим основаниям.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право.

Истцом заявлено требование об обязании ТУ Росимущества в Краснодарском крае по принятию мер по проведению государственной регистрации права федеральной собственности на спорный объект.

Администрация не указала суду, какие принадлежащие ему гражданские права нарушены (а не могут быть потенциально нарушены) в связи с тем, что не произведена регистрация права на ГТС.

Суд первой инстанции обоснованно указал истцу на то, что избранный им способ защиты является ненадлежащим и не может быть использован в качестве превентивного, защищающего истца от возможных нарушений его прав.

В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита оспариваемых гражданских прав может быть осуществлена судом путем признания права. Вместе с тем, гражданским законодательством не предусмотрена возможность требовать легитимации права от иного правообладателя.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2010 по делу N А32-13312/2010-68/297 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
М.В.Ильина
Судьи
О.Х.Тимченко
Т.Р.Фахретдинов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-13312/2010
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 09 марта 2011

Поиск в тексте