ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2011 года Дело N А32-20264/2010

15АП-875/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В. судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А.,

при участии: от заявителя: Титаренко А.Г. по доверенности от 01.12.2010, от заинтересованного лица: главы администрации Бондаренко А.В. (служебное удостоверение), Пелипенко А.А. по доверенности от 15.03.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пром-ЭКО»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2010 по делу N А32-20264/2010-69/366, принятое в составе судьи Гладкова В.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пром-ЭКО» к Администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района при участии третьего лица МАУ «Управление архитектуры и градостроительства» муниципального образования Темрюкского района

о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство пляжного футбольного поля и понуждении выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Пром-ЭКО» (далее ООО «Пром-ЭКО», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения главы Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района (далее администрация) об отказе в выдаче ООО «Пром-ЭКО» разрешения на строительство пляжного футбольного поля с трибунами, расположенного восточнее пос.Пересыпь, Темрюкского района, Краснодарского края, на земельном участке несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:0301001:64 площадью 10000 кв.м.;

обязании администрацию Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района выдать ООО «Пром-ЭКО» разрешение на строительство пляжного футбольного поля с трибунами, расположенного восточнее пос.Пересыпь, Темрюкского района, Краснодарского края, на земельном участке несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:0301001:64 площадью 10000 кв.м.

Заявление мотивировано тем, что администрация Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района (далее администрация) злоупотребляет своими полномочиями неоднократно отказывая в выдаче разрешения по различным основаниям. Отсутствие разрешения на строительство препятствует обществу в пользовании арендуемым земельным участком, предоставленным для строительства и эксплуатации указанного объекта.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство ООО «Пром-ЭКО» были приложены документы, перечисленные в п.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ООО «Пром-ЭКО» обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2010г. отменить и принять по делу новый судебный акт.

Жалоба мотивирована тем, что администрация пять раз отказывала в выдаче разрешения на строительство по разным причинам. Все замечания, указанные администрацией устранялись в полном объеме. В письме исх.N 02-22/693 от 09.07.2010 администрация указала, что пакет документов является неполным по причине отсутствия сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. На схеме планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, отсутствуют подъезды и проходы к данному земельному участку, согласованные с ГИБДД. Однако, указанное согласование подъездов и проходов с органами ГИБДД не является обязательным условием и не соответствует действующему законодательству. Кроме того, у заявителя имеются технические условия на проектирование и строительство съезда с автомобильной дороги для обеспечения подъезда к территории проектируемого объекта, выданные Управлением автомобильных дорог Краснодарского края, а сведения о сетях инженерно-технического обеспечения отсутствуют по причине их фактического отсутствия в проекте строительства. Требования, предъявляемые к составу документов прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на строительство, установленные ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обществом выполнены. Генеральный план и другие документы, имеющиеся в проектной документации, содержат все необходимые разделы, которые содержатся в схеме планировочной организации земельного участка. В силу п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней с момента получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

В письменных пояснениях ООО «Пром-ЭКО» пояснило, что представленный в администрацию пакет документов соответствовал требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и был достаточен для решения вопроса о выдаче разрешения на строительство.

В отзыве на апелляционную жалобу администрация указала, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2010г. является законным и обоснованным. Судом всесторонне, полно и объективно исследованы имеющиеся в деле доказательства, с учетом требований п.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действия администрации по отказу в выдаче разрешения являются законными.

В судебном заседании представитель ООО «Пром-ЭКО» апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить.

Представитель администрации апелляционную жалобу не признал по изложенным в отзыв основаниям, просил оставить решение суда без изменения.

Муниципальное автономное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства» муниципального образования Темрюкский район отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя не обеспечило.

МАУ «Управление архитектуры и градостроительства» муниципального образования Темрюкского района представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившегося третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, во исполнение постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 11.09.2009 N1923 между администрацией муниципального образования Темрюкский район (арендодатель) и ООО «Пром-ЭКО» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 16.09.2009 N3000004098, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду за плату земельный участок площадью 10000 кв.м., расположенный по адресу: Темрюкский район, восточнее пос.Пересыпь, кадастровый номер 23:30:0301001:64, для строительства пляжного футбольного поля с трибунами (т.1 л.д.60-62).

Согласно пункту 6.2 договора аренды от 16.09.2009 N3000004098, договор действует до 11.09.2014.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 09.10.2009, что подтверждается штампом регистрационного органа на оборотной стороне последнего листа договора (т.1 л.д.64).

ООО «Пром-ЭКО» обратилось к главе администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района с заявлениями от 07.03.2010 N 07-2010, от 14.05.2010 N 10-2010, от 10.07.2010 N12-2010, от 30.06.2010 N 18-2010 о выдаче разрешения на строительство футбольного поля на земельном участке восточнее пос.Пересыпь кадастровым номером 23:30:0301001:64 площадью 10000 кв.м. (т.1 л.д.74-77).

Письмами от 09.04.2010 N 02-22/378, от 13.05.2010 N 02-22/496, от 24.05.2010 N 02-22/536, от 23.06.2010 N 22-22/635, от 09.07.2010 N 02-22/693 Администрация Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района отказала ООО «Пром-ЭКО» в выдаче испрашиваемого документа в связи с непредставлением предусмотренного статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации пакета документа, несоответствием проектной документации обязательным требованиям (т.1 л.д.69-73).

Полагая, что Администрация Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района уклоняется от выдачи разрешения на строительство, ООО «Пром-ЭКО» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу статьи 198 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ).

Порядок выдачи разрешения на строительство установлен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Органы, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство, определены в частях 4 - 6 статьи 51 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.

Аналогичные положения содержатся в пункте 21 статьи 8 устава Ахтанизовского сельского поселения.

В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

В суд апелляционной инстанции представлено соглашение о передаче полномочий органов местного самоуправления муниципального района от 21.03.2007, в соответствии с которым ряд полномочий Администрации Ахтанизовского сельского поселения, в том числе по выдаче разрешений на строительство, передавались Администрации муниципального образования Темрюкский район.

Однако, на 2010 год данное соглашение продлено не было. Письмом от 28.12.2010 N02-22/1404 глава Администрации Ахтанизовского сельского поселения уведомил начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкского района о том, что полномочия по выдаче разрешений на строительство будут осуществляться администрацией поселения самостоятельно.

Таким образом, полномочия по выдаче разрешений на строительство объектов, расположенных на территории Ахтанизовского сельского поселения, принадлежат администрации поселения.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (пункт 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО «Пром-ЭКО» с заявлениями о выдаче разрешения на строительство) указано, что целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В соответствии с пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены основания отказа в выдаче разрешения на строительство. Согласно этой норме права, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Отказывая в выдаче разрешения на строительство, администрация указала на отсутствие всех предусмотренных пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов и несоответствие представленных документов требованиям обязательных норм и правил.

Так, в письме от 09.04.2010 N 02-22/375 администрация мотивировала отказ в выдаче разрешения на строительство наличием противоречий в проекте организации строительства проекту архитектурно-строительных решений.

Администрация установила наличие несоответствия содержания договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 16..09.2009 N3000004098, в части вида разрешенного использования земельного участка - для строительства футбольного поля с трибунами, содержанию проекта «Футбольное поле по адресу: Темрюкский район, восточнее пос.Пересыпь», поскольку на разбивочном плане проекта были нанесены 14 гостевых домов, указанные также в ведомостях производственных и общественных зданий.

Заявителю также указано, что земельный участок, на котором планируется строительство, находится в зоне санаторно-курортного назначения.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Согласно положениям пунктов 3, 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.