ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2011 года Дело N А04-4948/2010

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2011 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Малышевой Л.Г. судей Волковой М.О., Иноземцева И. В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кумаевым А.В. при участии в заседании: от истца: Сутырина М.В., представитель по доверенности от 12.08.2010 N 000165; от ответчика: Кирильчик А.С., представитель по доверенности от 18.01.2011 б/н, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на решение от 11.01.2011

по делу N А04-4948/2010 Арбитражного суда Амурской области принятого судьей Антоновой С.А. по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области к Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Амурский областной радиотелевизионный передающий центр» об урегулировании разногласий третье лицо: Отдел муниципальной собственности администрации Ромненского района Амурской области установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712; ИНН 2801150690) (далее - ТУ Росимущества в Амурской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Амурский областной радиотелевизионный передающий центр» (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211) (далее - ФГУП «РТРС», ответчик) об урегулировании в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) разногласий по условиям договора аренды земельного участка N 08/06 от 06.02.2006 в связи с заменой Арендодателя - Отдела муниципальной собственности администрации Ромненского района Амурской области, на ТУ Росимущества в Амурской области.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представитель истца уточнил основания требований и просил суд внести изменения в договор от 06.02.2006 N 08/06 на основании статей 450, 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств - регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок. Пункты 3.1, 3.4 и 3.5 дополнительного соглашения изложить в его редакции.

Решением от 11.01.2011 Арбитражный суд Амурской области в удовлетворении иска отказал, мотивируя тем, что стороны при установлении размера арендной платы по договору аренды от 06.02.2006 N 08-06 должны руководствоваться положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 137). Изменение годового размера арендной платы, предусмотренного пунктом 3.5 договора может предусматриваться договором аренды земельных участков только в случае изменения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

ТУ Росимущества в Амурской области, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционный суд, полагая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что ответчик не доказал, что объект не является недвижимым имуществом и не связан с землей и что он относится к объектам линии связи. Дополнительное соглашение к договору, по которому возникли разногласия, отправлены ответчику в момент действия Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», а Федеральный закон N 137 прекратил свое действие, в связи с чем ссылка суда на него неправомерна. Неправильно отказано в возможности ежегодной корректировки аренной платы на коэффициент-дефлятор, что по его мнению, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, которым арендодателю предоставлена возможность изменения арендной платы в одностороннем порядке. Просит решение суда отменить и дело на

править на новое рассмотрение.

ФГУП «РТРС» выводы суда считает законными и обоснованными и просит оставить решение суда в силе.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 17.03.2010 на 24.03.2011.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд находит решение суда подлежащим отмене.

Материалами дела установлено, что 06.02.2006 между Отделом муниципальной собственности администрации Ромненского района Амурской области (ОГРН 1022801062943, ИНН 2822000590) (арендодатель) и ФГУП «РТРС» (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 08/06, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 28:20:010932:0103, находящийся по адресу: обл. Амурская, г. Ромненский район, с. Ромны, ул. Шилова, 88, под телевизионный маломощный ретранслятор (МРТС), указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору, и являющийся его неотъемлемой частью, общей площадью 815.659 кв.м.

Срок договора определен сторонами с 06.02.2006 по 05.02.2031.

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы 04.09.2006 за N 28-28-01/02/011/2006-412.

06.05.2009 на земельный участок с кадастровым N 28:20:010932:0103 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2009 N 28АА 341972.

В связи с изменением субъекта права, истец, в пределах полномочий, предоставленных ему Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», направил ответчику дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 06.02.2006 N 08/06 в связи с заменой арендодателя по договору с отдела муниципальной собственности администрации Ромненского района на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области.

Дополнительным соглашением от 16.07.2010 ТУ Росимущества в Амурской области предложило изложить пункты 3.1, 3.4, 3.5 договора, касающиеся регулирования размера арендной платы в редакции, приведенной в иске по настоящему делу.

Ответчиком дополнительное соглашение подписано с протоколом разногласий, в котором он предложил свою редакцию данных пунктов. Не согласившись с позицией ответчика, и не достигнув договоренности, истец обратился в суд в порядке, предусмотренном главой 29 ГК РФ.

Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которому у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами (статья 421 ГК РФ).

Суд первой инстанции, рассмотрев разногласия сторон к дополнительному соглашению от 16.07.2010 к договору аренды от 06.02.2006 N 08/06, отказал истцу в иске, при этом дал оценку каждому из пунктов разногласии, не указав в чьей редакции приняты пункты разногласий.

В порядке статьи 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

То есть при переходе права собственности к истцу от Отдела муниципальной собственности администрации Ромненского района по договору аренды земельного участка от 6 февраля 2006 года N 08/06 у истца сохранилось право арендодателя этого участка, а у ответчика - право арендатора.

В связи с заменой арендодателя (ТУ Росимущества в Амурской области) стороны (истец и ответчик) подписали дополнительное соглашение с протоколом разногласий по пунктам 3.1; 3.4; 3.5 договора.

В данном случае суду первой инстанции следовало пункты разногласий принять в редакции истца, либо ответчика или предложить сторонам свою редакцию спорных пунктов. Отказ в иске в этом случае неправомерен.

Предлагая принять пункт 3.1 договора в своей редакции истец не учел, что согласно Уставу, основными видами деятельности ФГУП «РТРС» являются обеспечение передачи и распространение электронных средств массовой информации; развитие, реконструкция и эксплуатация технической базы, необходимой для передачи и распространения телерадиосигнала, средств коммуникации и связи и.т.п.

На основании приказа Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 21.02.2002 N 192, ФГУП «РТРС» включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи.

Согласно кадастровому плану земельного участка N 28:20:010932:0103, земельный участок относится к землям поселений, его разрешенное использование установлено «под телевизионный маломощный ретранслятор (МРТС)». Данный ретранслятор находится на балансе филиала РТРС «Амурский ОРТПЦ», что подтверждается бухгалтерской справкой предприятия от 29.11.2010 N 03-17-14/5151, актами приемки в эксплуатацию приемно-передающего оборудования для вещания от 27.10.2004, разрешениями на эксплуатацию сооружения связи от 04.10.2007 N 28-48067-0293, N 28-48067-0294. Документы о вводе в эксплуатацию сооружения связи оформлены в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113 «Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи».

При этом указанные разрешения на эксплуатацию сооружения связи содержат основные технические данные о сооружениях связи, в состав которых входят телевизионные передатчики и передающие антенны «АКП».

В соответствии с подпунктом 32 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. При этом под электросвязью понимаются любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

Согласно статье 91 Земельного кодекса Российской Федерации землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

1. эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

2. кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

3. подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

4. наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

5. наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

В связи с изложенным, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что в силу положений статей 2, 10 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» и статьи 91 Земельного кодекса Российской Федерации по договору аренды от 06.02.2006 N 08-06 истцу передан земельный участок для нужд связи.

Подпунктом 8 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд связи, ограничиваются в обороте. При этом указанные земли ограничиваются в обороте в силу закона и дополнительно не требуется осуществлять перевод земель из одной категории в другую.

Следовательно, предоставляемый истцу по договору аренды от 06.02.2006 N 08-06 земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте.

Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Поскольку спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, размер арендной платы для него следует устанавливать в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Предложенная ответчиком редакция пунктов 3.1 и 3.4 соответствует требованиям закона в отношении спорных земельных участков, объектов находящихся на земельных участках и напротив, редакция данных пунктов истца, который предлагает исчислять арендную плату исходя из рыночной стоимости земельного участка, не может быть принята как противоречащая нормам права.

Доводы истца о том, что ответчик не доказал, что объекты на спорной земле относятся к объектам линии связи отклоняются, так как это опровергается материалами дела.

В этой связи довод апелляционной жалобы о необоснованном отнесении спорного земельного участка, являющегося предметом договора аренды, к землям, ограниченным в обороте, подлежит отклонению как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам, положениям пункта 1 статьи 91, и подпункта 8 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, приказу Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 21.02.2002 N 192 «Об утверждении решения правления МАП России», согласно которому ФГУП «РТРС» включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи.

Пункты 3.1 и 3.4 договора следует принять в редакции ФГУП «РТРС». То есть размер арендной платы должен рассчитываться на основании кадастровой стоимости земельного участка, а поскольку спорная земля находится в ограниченном обороте в размере 1,5 %.

Учитывая баланс интересов обеих сторон, апелляционный суд пункт 3.5 договора принял в новой редакции:

«Размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.

Изменение размера арендной платы путем корректировки на коэффициент дефлятор на текущий финансовый год осуществляется арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением арендатора.

Изменение размера арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору».

Согласно пункту 3 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы, если иное не предусмотрено договором, может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пункт 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила), предусматривает возможность изменения арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации.

Согласно пункту 9 указанных Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в году, в котором был произведен перерасчет, не проводится.

Данное Постановление и утвержденные им Правила соответствуют норме, предусмотренной статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Налоговым кодексом Российской Федерации определено понятие коэффициента-дефлятора, который рассчитывается как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.