ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2011 года Дело N А05-11630/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2011 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,

при участии от открытого акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Зуевой Г.Л. по доверенности от 29.12.2010 N 43-Д и Адаменко Ю.Г. по доверенности от 29.12.2010 N 45-Д, от Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области Пономарева С.В. по доверенности от 11.01.2011 N 08/02-11/4, от правительства Архангельской области Ерегина А.Н. по доверенности от 07.07.2010 N 06-19/102, от Министерства промышленности, транспорта и связи Архангельской области Красавцева Д.А. по доверенности от 05.05.2010, от Комитета по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа Зуевой Г.В. по доверенности от 15.02.2011 N 101,от Ненецкого автономного округа в лице Управления финансов и экономического развития Зуевой Г.В. по доверенности от 24.11.2010 N 1981,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 декабря 2010 года по делу N А05-11630/2010 (судья Никитин С.Н.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (далее - ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство финансов Архангельской области) о взыскании 89 177 614 руб. убытков, понесенных истцом в результате осуществления авиаперевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном сообщении на территории Ненецкого автономного округа по регулируемым тарифам, установленным органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены правительство Архангельской области; Министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области (далее - Министерство); Ненецкий автономный округ в лице Управления финансов и экономического развития; Комитет по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (далее - Комитет).

Решением суда от 15.12.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.

ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» с решением не согласилось, в апелляционной жалобе и представитель в судебном заседании просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в заявленном размере. В соответствии с приложением 16 к Закону Архангельской области от 03.12.2008 N 637-32-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» в 2009 году истец получал из областного бюджета субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров воздушным транспортом. Согласно приложению 13 к Закону N 118-9-ОЗ определен порядок предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в межмуниципальном сообщении (далее - Порядок). В указанном Порядке в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определены категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Общество считает, что относится к числу организаций, которые имеют право на получение субсидий на указанные цели из областного бюджета. Истец указывает, что осуществлял межмуниципальные перевозки пассажиров авиатранспортом в спорный период с применением тарифов, действовавших в 2009 году. В подтверждение убытков податель жалобы ссылается на заключение Комитета по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа по расчету суммы убытков Общества. Податель жалобы ссылается на то, что данный довод суд отверг без указания мотивов в решении в нарушение статей 162, 168 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Кроме того, в нарушение статей 65 и 169 БК РФ Министерство финансов Архангельской области допустило незаконное бездействие, не предусмотрев в проекте Областного закона «Об областном бюджете на 2010 год» средств на исполнение расходного обязательства Архангельской области по предоставлению субсидий на возмещение убытков организациям воздушного транспорта, осуществляющим авиаперевозки пассажиров на территории Ненецкого автономного округа в межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам, установленным законодательством Архангельской области.

Министерство финансов Архангельской области в отзыве, пояснениях по делу и его представитель в судебном заседании, правительство Архангельской области в отзыве, дополнении к отзыву и его представитель в судебном заседании просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Министерства просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Комитет и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Ненецкого автономного округа в лице Управления финансов и экономического развития просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Заслушав представителей истца, ответчика и третьих лиц, исследовав доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, Общество в период с 01.01.2010 по 30.09.2010 осуществляло деятельность по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа по тарифам, установленным приказом Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (правопредшественника Комитета по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа) от 23.12.2008 N 37 «О тарифах на авиаперевозки пассажиров и багажа, выполняемые ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (далее - приказ от 23.12.2008 N 37 «О тарифах на авиаперевозки пассажиров и багажа, выполняемые ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»).

В результате применения в спорный период установленных приказом от 23.12.2008 N 37 «О тарифах на авиаперевозки пассажиров и багажа, выполняемые ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» тарифов на оказываемые Обществом услуги по авиаперевозке пассажиров и багажа у истца возникли убытки.

Размер экономически обоснованных убытков, возникших у истца за 9 месяцев 2010 года в результате выполнения авиаперевозок пассажиров и багажа на территории Ненецкого автономного округа в межмуниципальном сообщении по тарифам, установленным приказом от 23.12.2008 N 37 «О тарифах на авиаперевозки пассажиров и багажа, выполняемых ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», подтвержден заключением Комитета по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа в сумме 89 177 614 руб.

Полагая, что возмещение убытков организациям воздушного транспорта, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в межмуниципальном сообщении на территории Ненецкого автономного округа, производится органами государственной власти Архангельской области в целях осуществления полномочия по организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, мотивируя тем, что Общество не доказало факт незаконного бездействия работников Министерства финансов Архангельской области и (или) правительства Архангельской области при формировании бюджета Архангельской области на 2010 год, повлекшего для Общества причинение вреда в размере 89 177 614 руб.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными ввиду следующего.

Согласно распоряжению правительства Архангельской области «Об утверждении транспортной стратегии Архангельской области до 2030 года» от 15.12.2009 N 319-рп ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» включено в перечень основных авиаперевозчиков, основным видом деятельности которых являются авиаперевозки пассажиров, багажа, грузов и почты на местных воздушных линиях, а также выполнение авиационных работ специального назначения (ПАНХ). За год перевозится более 16 тыс. пассажиров. Парк воздушных судов насчитывает 12 вертолетов МИ-8 и 7 самолетов Ан-2.

Распоряжением предусмотрено, что убытки авиапредприятий открытого акционерного общества «2-й Архангельский объединенный авиаотряд», ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», возникающие при перевозке пассажиров на местных воздушных линиях при государственном регулировании тарифов, субсидируются из областного бюджета.

Расчет экономически обоснованных убытков истца за 9 месяцев 2010 года проверен Комитетом по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа на основании представленных истцом материалов: отчета о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта за 9 месяцев 2010 год (форма 67-ГА), сведений об объемах перевозок между пунктами полета за январь-сентябрь 2010 года (форма 14-ГА), расписания полетов на 2010 год, утвержденных тарифов на перевозки пассажиров и багажа, расчета истца по определению фактической себестоимости 1-го летного часа Ан-2 и Ми-8 по итогам 9 месяцев 2010 года, расчета по определению размера убытков от выполнения авиаперевозок по регулируемым тарифам за спорный период и признан обоснованным в сумме 89 177 614 руб.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 указанной статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из уставов Архангельской области и Ненецкого автономного округа следует, что Архангельская область и Ненецкий автономный округ являются субъектами Российской Федерации, имеющими собственные системы органов государственной власти. При этом в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ - государственно-территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью области (статья 4 Устава Архангельской области).

Приложением 13 к Закону N 118-9-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе и на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении.

Разделом IV приложения 13 Закона N 118-9-ОЗ утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении.

Пунктом 4.1 предусмотрено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении (далее - субсидии) на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, предоставляются организациям воздушного, автомобильного, водного и железнодорожного транспорта в случае превышения экономически обоснованной стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении над доходами, полученными исходя из тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении.

Тарифы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, утверждаются агентством по тарифам и ценам Архангельской области и управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа.

Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление N 239) (пункт 4.3) и Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Указ N 221).

Согласно пункту 4.4 Порядка субсидии предоставляются юридическим лицам независимо от форм собственности и предпринимателям без образования юридического лица со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, занимающимся перевозкой пассажиров и багажа (далее - транспортные операторы), на основании договоров, заключенных с Министерством, и оперативных отчетов с последующим представлением отчетов о фактически выполненной перевозке пассажиров и багажа по форме, установленной Министерством.

Исходя из положений распоряжения правительства Архангельской области «Об утверждении транспортной стратегии Архангельской области до 2030 года» от 15.12.2009 N 319-рп ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» является транспортным оператором и обязано осуществлять перевозки пассажиров и багажа по тарифам, следовательно, обладает правом на получение субсидий в целях возмещения убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что иных тарифов, кроме утвержденных приказом от 23.12.2008 N 37 «О тарифах на авиаперевозки пассажиров и багажа, выполняемые ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», на оказываемые Обществом услуги по авиаперевозке пассажиров и багажа, в спорный период не имелось.

В силу подпункта 2 пункта 8 положения «О Министерстве промышленности, транспорта и связи Архангельской области», утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 222-пп, в 2010 году полномочия Архангельской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (в том числе осуществление анализа пассажиропотоков в межмуниципальном сообщении; утверждение маршрутов и линий общего пользования в межмуниципальном сообщении (паспорта и схемы маршрутов, расписания движения); заключение договоров с перевозчиками для работы на маршрутах и линиях общего пользования в межмуниципальном сообщении) отнесено к компетенции Министерства промышленности, транспорта и связи Архангельской области.

При этом свои полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) Министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области осуществляет в соответствии с Областным законом от 15.12.2009 N118-9-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год».

В силу положения «О комитете по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа», утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 30.12.2008 N 253-п, Комитет по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа является уполномоченным государственным органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим функции по государственному регулированию цен и тарифов на территории Ненецкого автономного округа.

Для осуществления Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области и Комитетом по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа совместных действий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Ненецкого автономного округа в 2010 году между Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области и Комитетом по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа 20.01.2010 заключено соглашение N 1/2010 «О взаимодействии по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Ненецкого автономного округа в 2010 году» (далее - Соглашение от 20.01.2010 N 1/2010).

Согласно пункту 1.2 названного Соглашения Министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области в соответствии с Областным законом от 15.12.2009 N 118-9-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» осуществляет полномочия по организации транспортного обслуживания населения на территории Ненецкого автономного округа, а Комитет по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа осуществляет полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа на территории Ненецкого автономного округа.

В пунктах 2.1, 2.2 Соглашения от 20.01.2010 N 1/2010 стороны установили свои обязанности.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения от 20.01.2010 N 1/2010 указано, что Министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области заключает с транспортными операторами, финансируемыми из областного бюджета, договоры на осуществление полномочий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Ненецкого автономного округа (пункт 2.1.1 Соглашения от 20.01.2010 N 1/2010); возмещает экономически обоснованные Комитетом по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа убытки транспортных операторов, возникающие при организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Ненецкого автономного округа в виде субсидий областного бюджета в результате государственного регулирования тарифов в пределах сумм, установленных Областным законом от 15.12.2009 N 118-9-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» (пункт 2.1.2 Соглашения от 20.01.2010 N 1/2010).

Согласно пункту 2.2 Соглашения от 20.01.2010 N 1/2010 Комитет по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа утверждает тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Ненецкого автономного округа (пункт 2.2.1 Соглашения от 20.01.2010 N 1/2010); по представленным Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области и (или) транспортными операторами материалам (отчеты, прогнозы, расчеты и т.д.) определяет размер экономически обоснованных убытков, в том числе на очередной финансовый год (пункт 2.2.2 Соглашения от 20.01.2010 N 1/2010); представляет Министерству промышленности, транспорта и связи Архангельской области соответствующие заключения (пункт 2.2.3 Соглашения от 20.01.2010 N 1/2010).

Комитет по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа приказом от 09.09.2010 N 40 «О предельных максимальных тарифах на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных местностях» утвердил предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях согласно приложению. Пунктом 7 данного приказа признан утратившим силу приказ Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 23.12.2008 N 37 «О тарифах на авиаперевозки пассажиров и багажа, выполняемые ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд».

Ссылки представителя ответчика на то, что в 2010 году истцу надлежало осуществлять перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях по свободным коммерческим тарифам, а не по экономически не обоснованным тарифам, установленным органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, являются несостоятельными, поскольку противоречат Постановлению N 239 и Указу N 221, в соответствии с которыми Общество обязано осуществлять авиаперевозки по регулируемым тарифам.

Согласно статье 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в силу статьи 169 БК РФ составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

Суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом случае истец обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области о взыскании на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ за счет казны субъекта Российской Федерации - Архангельской области 89 177 614 руб. убытков, возникших в результате допущенного работниками Министерства финансов Архангельской области и (или) правительства Архангельской области незаконного бездействия при формировании бюджета Архангельской области на 2010 год, повлекшего для Общества вред в размере 89 177 614 руб.

В силу статей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.