• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 апреля 2011 года Дело N А56-54266/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2011 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шульги Л.А. судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3312/2011) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2010 по делу N А56-54266/2010 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению ООО "Магистральстройсервис"

к Балтийской таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков выпуска

при участии: от заявителя: Дроботовой А.Г., дов. от 11.01.2011 N 35

от ответчика: Карниенко В.В., дов. от 01.04.2011 N 04-19/10888

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Магистральстройсервис» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом) о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее - таможня), выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров по ГТД N10216100/300610/П072005 в период с 21.07.2010 по 11.10.2010.

Решением от 14.12.2010 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме.

Таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2010 по делу N А56-54266/2010 и принять по делу новый судебный акт. В обосновании апелляционной жалобы таможня указывает, что выпуск товара при обстоятельствах отсутствия достоверных данных о статусе внешнеторгового контракта (имеются признаки его поддельности) не позволяет таможенному органу осуществить завершение таможенного оформления товара на его основании. Кроме того в ходе таможенного оформления общество отказалось от выпуска товара под обеспечение уплаты таможенных платежей.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что общество 30.06.2010 в целях оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара - «профили фасонные из ПВХ» в рамках внешнеторгового контракта N01/04 от 10.01.2003, заключенного с фирмой «Баррингтон Лтд. Ко» (США), представило в таможню ГТД N10216100/300610/П072005 с приложением пакета документов, согласно описи к указанной ГТД (т. 1, л.д. 10-12).

В ходе проверки заявленных в ГТД сведений таможня направила в адрес общества запрос от 30.06.2010 о предоставлении дополнительных документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввезенного товара; требование от 30.06.2010 о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей с расчетом размера обеспечения, и уведомление от 30.06.2010 о предоставлении экземпляра коносамента с оригинальными отметками, содержащими сведения о помещении товара в зону таможенного контроля (т.1, л.д. 13-16).

Во исполнение требований таможни общество 01.07.2010 одновременно с сопроводительным письмом N01/07-10/5 представило в таможенный орган дополнительно запрошенные документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости. Этим же письмом общество отказалось от выпуска товара под обеспечение уплаты таможенных платежей и предложило таможенному органу самостоятельно принять решение о таможенной стоимости в соответствии с пунктом 11 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N1399 (далее - Положение) в течение трех рабочих дней с момента предоставления обществом документов (т.1, л.д. 17).

После фактического поступления товара 14.07.2010 и размещения его в зоне таможенного контроля общество 15.07.2010 представило таможенному органу коносаменты и документ учета, что подтверждается описью документов к ГТД.

Однако выпуск товара в соответствии с заявленным таможенным режимом не был осуществлен таможней.

Определением 06.07.2010 N 10216000-1084/2010 таможня возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Письмами от 07.07.2010 исх. N 07/07-10/9, N 07/07-10/10, от 12.07.2010 исх. N 12/07-10/18, N 12/07-10/11, от 13.07.2010 N 13/07-10/1, от 15.07.2010 исх. N 15/07-10/8, от 16.07.2010 исх. N 16/07-10/11, общество неоднократно обращалось в таможню с просьбой решить судьбу товара, который находился под таможенным контролем (произвести разгрузку, арест, изъятие либо принять решение о выпуске товара).

Указанные действия таможенным органом произведены не были.

Считая бездействие таможни, выразившееся в нарушении сроков выпуска товаров по ГТД N 10216100/300610/П072005, незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей 152 ТК РФ, при соблюдении следующих условий:

1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 ТК РФ;

2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;

4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 ТК РФ (пункт 1 статьи 152 ТК РФ).

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.

Если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, таможенный орган незамедлительно направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. В требовании таможенного органа должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров.

При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным названным Кодексом.

Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

Вместе с тем дополнительные условия выпуска товаров предусматривают следующие правила.

Если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, таможенный орган направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений. В требовании таможенного органа должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены (пункт 4 статьи 153 ТК РФ).

При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным названным Кодексом. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений. Таможенный орган сообщает в письменной форме декларанту, какие именно документы должны быть для этого представлены (пункт 5 статьи 153 ТК РФ).

В силу пункта 6 статьи 153 ТК РФ в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 153 ТК РФ, выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем выполнения декларантом требований таможенного органа и доплаты соответствующих сумм таможенных пошлин, налогов, если такая доплата требуется, за исключением случаев, когда товары изъяты или на них наложен арест в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 статьи 153 ТК РФ, выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей и (или) с момента представления документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений.

Вместе с тем в случае возбуждения дела об административном правонарушении выпуск товаров может быть осуществлен в соответствии со статьей 153 ТК РФ по решению начальника таможенного органа, должностным лицом которого было возбуждено дело, до завершения производства по делу, если товары не изъяты в качестве вещественных доказательств или на них не наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 154 ТК РФ).

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства (пункт 3 статьи 14 ТК РФ).

Из материалов дела видно, что все дополнительные документы по запросу таможни от 30.06.2010 были представлены обществом 01.06.2010 вместе с сопроводительным письмом N 01/07-10/5. После фактического поступления товара и размещения его в зоне таможенного контроля (14.07.2010), общество 15.07.2010 представило в таможенный орган коносаменты и документы учета в соответствии с уведомлением таможни от 30.06.2010. Данные обстоятельства подтверждается описью документов к ГТД N 10216100/300610/П072005 и не оспариваются таможенным органом.

Таким образом, поскольку общество устранило все нарушения условий выпуска товара, выявленные таможенным органом в ходе таможенной проверки ГТД N 10216100/300610/П072005, то товар должен был быть выпущен таможней не позднее 20.07.2010 (с учетом выходных дней). Однако выпуск товара не был осуществлен таможенным органом, таможенный досмотр груза не производился. Сведений об изъятии товара в рамках дела об административном правонарушении (определение от 06.07.2010 N 10216000-1084/2010) таможенный орган суду не представил.

Ссылки таможни на отказ общества от выпуска товара под обеспечение уплаты таможенных платежей, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2010 по делу N А56-50556/2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 без изменения, действия таможни по корректировке таможенной стоимости, в том числе по ГТД N 10216100/300610/П072005, признаны незаконными, а требование об уплате таможенных платежей - недействительным.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, таможня не представила доказательств соблюдения установленного порядка таможенного оформления и сроков выпуска товара по спорной ГТД, что свидетельствует о незаконном бездействии таможни в период с 21.07.2010 по 11.10.2010.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что по смыслу приведенных выше положений таможенного законодательства использование таможенным органом своих (предусмотренных законом) полномочий в каждом конкретном случае предполагает оценку определенных фактических обстоятельств для объективного решения вопроса о законности, эффективности и целесообразности своевременного проведения тех или иных контрольных мероприятий в интересах государства и участника (участников) внешнеэкономической деятельности. При этом правовое значение приобретают как совокупность представленных декларантом документов в подтверждение свойств (характеристик) перемещаемого товара, так и результаты таможенного контроля по аналогичным, возникшим ранее правоотношениям.

В силу статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В рассматриваемом случае таможня не доказала правомерность своих действий, повлекших задержку таможенного оформления товара.

Вследствие данного бездействия таможня нарушила сроки оформления товара по спорной ГТД. Следовательно, требование общества о признании незаконным, нарушающим интересы общества бездействия таможни - неоформления товара в установленные сроки - удовлетворено правомерно.

Доводы апелляционной жалобы о поддельности контракта, в рамках которого общество ввозило товар, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку они были предметом рассмотрена в рамках арбитражного дела N А56-50556/2010 и им дана надлежащая оценка судебными инстанциями. Кроме того, данные обстоятельства не влияют на бездействие таможни, выразившееся в нарушении срока выпуска товара, который в период с 21.07.2010 по 11.10.2010 находился под таможенным контролем и в отношении него не были приняты какие-либо решения и действия (изъятие или наложение ареста).

Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены судом по правилам статьи 71 АПК РФ, а обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований, для его отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2010 года по делу N А56-54266/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
Л.А.Шульга
Судьи
Г.В.Борисова
Е.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-54266/2010
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 08 апреля 2011

Поиск в тексте