ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2005 года Дело N А56-45054/2004

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2005 года Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2005 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего И.А.Сериковой, судей Я.В.Баркановой, И.А.Тимухиной

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи И.В.Сухиновой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4941/2005) (заявление) Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2005г. по делу N А56-45054/2004 (судья М.В.Кузнецов),

по иску (заявлению) ОАО"Ленэнерго"

к Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании недействительными Решения и предписания

при участии:

от истца (заявителя):представителя Мельникова Н.Е. по доверенности от 01.01.2005г. N162-05 от ответчика (должника): представителя Котелкина Е.И. по доверенности от 17.11.2004г. N013/4908; представителя Козловой О.А. по доверенности от 17.11.2004г. N013/4907; представителя Сумкиной Е.И. по доверенности от 11.01.2005г. N013/05

установил:

Открытое акционерное общество «Ленэнерго» обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании недействительным Решения N10-31 от 28.07.2004г. и Предписания N10/2899-32 от 28.07.2004г., принятых Управлением Федеральной антимонопольной службой по Санкт-петербургу и Ленинградской области.

Решением суда от 18.04.2005г. исковые требования удовлетворены, Решение N10-31 от 28.07.2004гю. и Предписание N10/2899-32 от 28.07.2004г., проверенные на соответствие пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», подпункту 1 пункта 1 и 13 Указа Президента Российской Федерации N314 от 09.03.2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и признаны недействительными.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда от 18.04.2005г. отменить, в удовлетворении требований, заявленных ОАО «Ленэнерго» отказать, так как считает решение незаконным и необоснованным.

ОАО «Ленэнерго» в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что применение Управлением статьи 5 Закона о конкуренции к возникшим отношениям при принятии оспариваемых актов не соответствует основаниям ее применения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция не усматривает оснований для его отмены.

По результатам рассмотрения дела о нарушении статьи 5 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ОАО «Ленэнерго», ответчик принял решение признать наличие нарушения статьи 5 Федерального Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и предписал ОАО «Ленэнерго» прекратить предъявлять дискриминационные требования при подключении новых потребителей розничного рынка электроэнергии; в срок до 01 октября 2004г. разработать порядок, обеспечивающий требования пункта 1 предписания при подключении потребителей розничных рынков, которые в силу схемы развития электрической сети оказались субабонентами электроснабжающей организации и абонентами гражданина (группы граждан) - собственника транзитных объектов электросетевого хозяйства; в срок до 01 октября 2004г. обеспечить подключение энергопринимающего устройства гражданина Степанова Ю.Е в поселке Цветково к электрическим сетям на недискриминационной основе, не обуславливая возможность подключения необходимостью с его стороны согласования вопросов с гражданкой Шулятьевой И.А.; в течение 7 дней с момента установленного срока исполнения предписания в пунктах 1 и 2 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Суд первой инстанции проверил оспариваемые ненормативные правовые акты на соответствие пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», подпункта 1 пункта 13 Указа Президента Российской Федерации N314 от 09.03.2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и признал их недействительными.

Апелляционная инстанция согласилась с данным выводом суда в связи со следующим.

В Территориальное управление по Антимонопольной политике обратился гражданин Степанов Ю.Е. по вопросу электроснабжения принадлежащего ему индивидуального дома в п.Цветково Отрадненской волости Приозерского района.

В соответствии со статьей 40 Закона «О защите прав потребителей» государственная защита прав потребителей осуществляется федеральным антимонопольным органом.

Указом Президента Российской Федерации N314 от 09.03.2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определены функции федеральных органов исполнительной власти в области надзора и контроля.

Согласно пункту 13 Указа, Федеральной антимонопольной службе были переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержке малого бизнеса, и преобразуемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.

Функции в сфере защиты прав потребителей упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей.

При таких обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции об отсутствии на момент издания оспариваемых актов у Федеральной антимонопольной службы и ее Территориальных органов полномочий государственного контроля в сфере недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Кроме того, принимая оспариваемые акты, ответчик исходил из того, что действия ОАО «Ленэнерго» при решении вопроса присоединения жилых домов могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов и ограничение конкуренции вследствие дискриминации хозяйствующего субъекта.

Однако, лицо, в защиту интересов которого выступил ответчик, не является «хозяйствующим субъектом» в терминологии Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», поэтому применение статьи 5 Закона к возникшим отношениям является необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2005г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлтеворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
И.А.Серикова
Судьи
Я.В.Барканова
И.А.Тимухина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка