ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 апреля 2011 года Дело N А37-1803/2010

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2011 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Песковой Т. Д. судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т. Н. при участии в заседании: от Администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» Ягоднинского района Магаданской области: представитель не явился; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: представитель не явился; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» Ягоднинского района Магаданской области на решение от 11.01.2011

по делу N А37-1803/2010 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Минеевой А.А. по заявлению администрации муниципального образования поселок Оротукан к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права постановки на учет бесхозяйного имущества

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования поселок Оротукан (далее - администрация п. Оротукан), обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации права постановки на учет бесхозяйного имущества: воздушная линия 35КВ, двухцепная воздушная линия 6КВ, кабельная ЛЭП-35, металлические опоры воздушной линии, трансформаторная подстанция ЗРУ 6КВ.

Решением Арбитражного суда Магаданской области от 11.01.2011 в удовлетворении требований администрации п. Оротукан отказано.

Не согласившись с судебным актом, администрация муниципального образования поселок Оротукан, обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на неполное выяснение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.

Администрация указала, что вышеназванные объекты недвижимости являлись бесхозяйными, в связи с ликвидацией ОАО «Оротуканский завод горного оборудования».

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали.

Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования поселок Оротукан, выполняя указания, изложенные в представлении прокуратуры Ягоднинского района от 16.02.2010 N 7-3/19-2010 об устранении нарушений требований ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» N 122-ФЗ от 17.06.1997, обратилась в Федеральную службу государственной регистрации по Магаданской области и ЧАО с заявлениями о выдаче свидетельств о государственной регистрации прав на бесхозяйные объекты недвижимости: воздушная линия 35КВ, двухцепная воздушная линия 6КВ, кабельная ЛЭП-35, металлические опоры воздушной линии, трансформаторная подстанция ЗРУ 6КВ.

При проведении правовой экспертизы представленных документов и проверки законности сделки, предусмотренной частью 1 статьи 13 Закона о регистрации, государственным регистратором установлен факт государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости за ОАО «Оротуканский завод горного оборудования», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации.

Уведомлением от 16.07.2010 регистрация о принятии на учет бесхозяйного имущества была приостановлена в связи с отсутствием заявления собственника об отказе от права собственности на указанные объекты недвижимости.

10.08. 2010 администрацией МО п.Оротукан в Управление Росреестра предоставлена справка Межрайонной инспекции ФНС N 3 по Магаданской области, согласно которой ОАО «Оротуканский завод горного оборудования» исключен из Единого государственного реестра юридических лиц 01.09.2008 в связи с ликвидацией вследствие банкротства. 20.08.2010 Управление Росреестра уведомило администрацию МО п.Оротукан письмами от 20.08.2010 NN 01/013/2010-136, 01/013/2010-132, 01/013/2010-133, 01/013/2010-142, 01/013/2010-141 (л.д. 7-11) об отказе в государственной регистрации вышеназванных объектов недвижимости в связи с тем, что факт ликвидации юридического лица не может являться основанием для признания имущества данного юридического лица бесхозяйным.

Администрация, не согласившись с указанными отказами Управления Росреестра в государственной регистрации вышеназванных объектов недвижимости, обратилась в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи должны приниматься на учет органом, регистрирующим права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления.

Правовые основания и порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года N 580 (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 5, 7 Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Пунктом 20 Положения предусмотрено, что если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано.

Согласно пункту 21 названного Положения принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

Из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что собственником объектов недвижимости:

1)воздушная линия 35КВ, усл. N 49-49-01/202/2005-504,расположенная по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п.Оротукан;

2) трансформаторная подстанция ЗРУ 6КВ, общей площадью 72,9 км., усл. N 49-49-01-202/2005-270, расположенная по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п.Оротукан;

3) кабельная ЛЭП 35КВ, протяженностью 0,24 км., усл. N 49-49-01-202/2005-499, расположенная по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п.Оротукан;

4) двухцепная воздушная линия 6КВ, усл. N 49-49-01-202/2005-503, расположенная по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п.Оротукан;

5) металлические опоры воздушной линии, протяженностью 0,195 км., условный N 49-49-01-202/2005-505, расположенные по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п.Оротукан, является ОАО «Оротуканский завод горного оборудования» (л.д. 14-18).

Согласно определению Арбитражного суда Магаданской области от 15.08.2008 по делу NА37-1114/2004-8/136 ОАО «Оротуканский завод горного оборудования» исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.

Администрацией с заявлениями в Управление Росреестра не представлены доказательства об отказе ОАО «Оротуканский завод горного оборудования» от права собственности на указанные объекты недвижимости, а также доказательства о признании названных объектов недвижимости бесхозяйным имуществом.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что спорные объекты недвижимости, записи о правообладателе которого (ОАО «Оротуканский завод горного оборудования») внесены в ЕГРП в соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не являются бесхозяйными и не могут быть поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества.

В силу положений статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», факт ликвидации юридического лица не является основанием для признания имущества указанного юридического лица бесхозяйным, поскольку последнее включается в конкурсную массу и служит средством удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 148 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей на дату введения в отношении должника процедуры конкурсного производства) при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.

При этом передача имущества должника в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество на баланс и несут все расходы на его содержание. В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества (п.п. 2, 3 ст. 148 Федерального закона).

Вышеприведенное свидетельствует о том, что в силу прямого указания закона с учетом фактических обстоятельств орган местного самоуправления обязан принять имущество в муниципальную собственность непосредственно после получения уведомления от конкурсного управляющего и без каких-либо дополнительных условий, в том числе, по фактическому состоянию, отсутствия правоустанавливающих документов и технической документации.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

Таким образом, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела, а также оценив, в порядке положений статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 11 января 2011 года по делу N А37-1803/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

     Председательствующий
Т.Д.Пескова
Судьи
Е.В.Гричановская
А.И.Михайлова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка