ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2011 года Дело N А41-26905/10

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2011 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю., судей Гагариной В.Г., Кручининой Н.А., при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,

при участии в заседании: от заявителя: Машканцев Е.А., доверенность от 24.02.2011 N 318,

от заинтересованного лица: Иванов А.А., доверенность от 28.12.2010 N 539-Д,

от третьего лица: Тимошенков С.А., доверенность от 17.09.2010 N УДИ-2911,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2010 по делу N А41-26905/10, принятое судьей Бычковой А.В., по заявлению федерального государственного учреждения «Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс» Управления делами Президента Российской Федерации к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии в качестве третьего лица Управления делами Президента Российской Федерации, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации и обязании провести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное учреждение «Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс» Управления делами Президента Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, регистрирующий орган), в котором просит:

- признать незаконным решение управления от 23.04.2010 года об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - подъемное устройство горнолыжной трассы, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат «Лесные дали» по регистрационному делу N 98/041/2009-406;

- обязать управление осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - подъемное устройство горнолыжной трассы, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат «Лесные дали» по регистрационному делу N 98/041/2009-406.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление делами Президента Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, постановлениями главы Одинцовского района Московской области от 08.08.2000 N 1588 и от 15.07.2003 N 1978 Государственному лечебно-профилактическому учреждению пансионат «Лесные дали» разрешено строительство на территории пансионата «Лесные дали», в том числе горнолыжной трассы с подвесной канатной дорогой (л.д.10-11).

11 ноября 2009 года учреждение обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - подъемное устройство горнолыжной трассы, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат «Лесные дали» (л.д. 96).

Уведомлениями от 04.12.2009 (л.д. 90), от 23.12.2009 (л.д. 82) заявителю сообщалось о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества, в связи с необходимостью представления дополнительных документов.

Решением, оформленным сообщением от 23.04.2010 N 98/041/2009-406, заявителю отказано в испрашиваемой государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества на основании абзацев 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

В обосновании отказа управление сослалось на следующие обстоятельства: в заявлении в качестве документов-оснований указаны документы не являющиеся правоустанавливающими; не представлен документ, подтверждающий предоставление земельного участка для строительства; согласно поступившему на государственную регистрацию постановлению главы Одинцовского района Московской области от 15.07.2003 N 1978 не представляется возможным идентифицировать спорный объект, а также земельный участок площадью 8,3 га для строительства объектов недвижимости (т. 1, л.д. 13-14).

Не согласившись с отказом регистрирующего органа, учреждение обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что учреждением для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект были представлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что в заявлении в качестве документов-оснований указаны документы не являющиеся правоустанавливающими; не представлен документ, подтверждающий предоставление земельного участка для строительства; согласно поступившему на государственную регистрацию постановлению главы Одинцовского района Московской области от 15.07.2003 N 1978 не представляется возможным идентифицировать спорный объект, а также земельный участок площадью 8,3 га для строительства объектов недвижимости.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель Управления делами Президента Российской Федерации поддержал позицию заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Отказывая в обществу в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на земельный участок, регистрирующий орган руководствовался абзацами 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ, согласно которым в государственной регистрации отказывается в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N113 утверждены Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, где в пунктах 5 и 7 указано, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, учреждение на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации в качестве документа-основания представлены постановление администрации Одинцовского района Московской области от 05.02.2008 N 256 «Об утверждении разрешения на ввод в эксплуатацию ФГУ «Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс» Управления делами Президента Российской Федерации горно-лыжного комплекса в составе: горнолыжная трасса, здание пункта проката по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе пос. Горки-10, пансионат «Лесные дали» (л.д. 27), а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 05.02.2008 NRU 50511 000-256 (л.д. 24-26), которое содержит четкое описание спорного объекта недвижимости, что подтверждается справкой от 10.02.2010, согласно которой указанное разрешение находится в регистрационном деле N 98/041/2009-404 (л.д. 79).

Апелляционным судом не может быть принят во внимание довод управления о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие предоставление земельного участка для строительства объекта. Из содержания постановлений главы Одинцовского района Московской области от 08.08.2000 N 1588 и от 15.07.2003 N 1978 усматривается, что государственному лечебно-профилактическому учреждению пансионат «Лесные дали» разрешено строительство на территории пансионата «Лесные дали», в том числе горнолыжной трассы с подвесной канатной дорогой (л.д.10-11)

Ссылка заинтересованного лица на невозможность идентифицировать спорный объект, а также земельный участок, предоставленный для строительства объектов недвижимости, правомерно признана судом первой инстанции необоснованной, поскольку из материалов регистрационного дела усматривается, что на государственную регистрацию права собственности спорного объекта были представлены Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком (л.д. 12) и постановления главы Одинцовского района Московской области (л.д. 13-21), подтверждающие нахождение земельного участка, на территории которого разрешено строительство объекта, в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя. Кроме того, кадастровый паспорт спорного объекта недвижимости содержит подробное описание данного объекта, а также ссылку на то, что подъемное устройство горнолыжной трассы расположено на территории пансионата «Лесные дали».

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно распискам в получении документов на государственную регистрацию от 11.11.2009, от 23.12.2009, от 10.02.2010, от 22.04.2010 и справкам от 22.04.2010, от 10.02.2010, 11.11.2009 в регистрирующий орган в качестве основания возникновения права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества представлены: заявление; постановление главы Одинцовского района от 08.08.2000 N 1588 и от 15.07.2003 N 1978, которыми заявителю было разрешено строительство названного объекта; разрешение на ввод в эксплуатацию настоящего объекта от 05.02.2008 N RU 50511 000-256, постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 05.02.2008 N 256 «Об утверждении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта»; государственный акт МО-20-1 N 1116 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, на котором расположен построенный объект; кадастровый паспорт объекта, приказ Управления делами Президента Российской Федерации от 11.06.2008 N 190 о принятии объекта в ведение Управления делами Президента Российской Федерации, закреплении на праве оперативного управления за заявителем и обязании последнего обеспечить проведение в установленном порядке государственной регистрации права собственности и права оперативного управления, в том числе на спорный объект недвижимого имущества, и другие, поименованные в расписках документы.

Апелляционным судом установлено, что учреждением представлены в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества, содержавшие полную и необходимую о данном объекте в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

Довод управления о том, что за проведением государственной регистрации права собственности Российской Федерации обратилось неуполномоченное лицо - ФГУ «Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс» Управления делами Президента Российской Федерации отклоняется апелляционным судом, поскольку приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 11.06.2008 N 190 (л.д. 28-30) названному учреждению специально поручено обеспечить проведение в установленном порядке государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления, в том числе на спорный объект недвижимого имущества (пункт 6 Приказа).

При указанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа в государственной регистрации, оформленного сообщением от 23.04.2010 N 98/041/2009-406 и удовлетворил заявленные требования.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2010 по делу N А41-26905/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
В.Ю.Бархатов
Судьи
В.Г.Гагарина
Н.А.Кручинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка