АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2011 года Дело N А26-1734/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильющенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Верхотуровой О.Н. (доверенность от 19.01.2011) - дело по заявлению министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия о привлечении индивидуального предпринимателя Адеевой Любови Николаевны к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 Положения «О лицензировании медицинской деятельности» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30) лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).
ИП Адеевой Л.Н. выдана лицензия N 10-01-000132 от 07.12.2007 на осуществление медицинской деятельности, а именно на оказание амбулаторно-поликлинической помощи по гастроэнтерологии.
На основании приказа министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 03.02.2011 N 119 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ИП Адеевой Л.Н. лицензионных требований и условий.
В ходе проверки было установлено, что Адеева Л.Н. ставит пациентам диагнозы и назначает лечение без проведения диагностических исследований, то есть без лабораторного подтверждения заболевания. Результаты проверки отражены в акте от 04.03.2011 N 1.
По указанным обстоятельствам должностным лицом лицензирующего органа в отношении ИП Адеевой Л.Н. был составлен протокол от 04.03.2011 N 1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку рассмотрение дел о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по статье 14.1 КоАП РФ отнесено к компетенции арбитражных судов, министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании Верхотурова О.Н. требование поддержала.
В отзыве Адеева Л.Н. с заявлением не согласна по тем причинам, что:
- деятельность частного гастроэнтерологического кабинета определена как амбулаторно-поликлиническая помощь (консультативные приемы);
- кабинет не имеет никаких методов обследования, пациенты вправе самостоятельно решать, проходить обследования или нет;
- инструментальные методы обследования травматичны и в большинстве случаев проводятся на платной основе;
- имея достаточный практический опыт и необходимый объем знаний, она вправе использовать новые подходы к лечению и профилактике заболеваний, иметь свои выводы по отношению к больному и его болезни.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Будучи лицензиатом ИП Адеева Л.Н. обязана соблюдать лицензионные требования и условия, предусмотренные Положением «О лицензировании медицинской деятельности».
Согласно пункту 6 Положения «О лицензировании медицинской деятельности» под грубым нарушением лицензионных требований и условий понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а»-«г» и «е»-«з» пункта 5 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Положения «О лицензировании медицинской деятельности» лицензиат обязан соблюдать медицинские технологии при осуществлении медицинской деятельности, разрешенные к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
К медицинским технологиям относятся методы и средства лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
Как предусмотрено статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 248 утвержден стандарт медицинской помощи больным хроническим гастритом, дуоденитом, диспепсией, который устанавливает диагностику заболеваний детей и взрослых при оказании амбулаторно-поликлинической помощи.
Приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.05.2003 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных заболеваний на территории Российской Федерации», которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику паразитарных болезней (протозоозов и гельминтозов), и являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.04.2003 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.2.1317-03 «Профилактика энтеробиоза», которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения и распространения заболевания энтеробиозом. Соблюдение данных санитарных правил является обязательным для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Названными санитарными правилами установлено, что забор материала для исследования на гельминтозы (энтеробиозы) и кишечные протозоозы осуществляют обученные медицинские работники (медсестры) детских и (или) лечебно-профилактических организаций, исследование проб проводят в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических организаций, лабораториях центров госсанэпиднадзора и других лабораториях, имеющих разрешение на данный вид деятельности в установленном порядке.
СП 3.2.1317-03 также установлено, что обследование амбулаторных больных проводят при обращении при симптоматическом комплексе, сопровождающем заболевание энтеробиозом, в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических организаций, лабораториях центров госсанэпиднадзора и других лабораториях, имеющих разрешение на данный вид деятельности в установленном порядке (пункт 2.7.1); лиц, контактных с больным энтеробиозом в семейных очагах, обследуют на энтеробиоз или им проводят химиопрофилактику без обследования (пункт 2.8.1).
Выводы проверяющих лиц о нарушении Адеевой Л.Н. требований вышеназванных нормативных актов основаны на результатах изучения 10 медицинских карт амбулаторных больных, обратившихся к Адеевой Л.Н. за медицинской помощью.
Проверка проводилась в присутствии Адеевой Л.Н.
В протоколе об административном правонарушении Адеева Л.Н. указала, что с выводами комиссии она согласна.
Выданное по результатам проверки предписание N 1 о соблюдении при осуществлении медицинской деятельности технологий, установленных, в том числе приказом Минздравсоцразвития N 248, СанПин 3.2.1333-03 и СП 3.2.1317-03, Адеева Л.Н. в установленном законом порядке не оспорила.
В связи с этим, доводы ответчика, изложенные в отзыве, судом отклоняются, а вывод заявителя о наличии в действиях Адеевой Л.Н. состава вменяемого правонарушения суд признает правильным.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Поскольку предписание N 1 о немедленном устранении нарушений Адеевой Л.Н. не оспорено и, тем самым, предполагается, что оно исполнено, суд не усматривает оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.
В связи с отсутствием сведений о совершении Адеевой Л.Н. иных административных правонарушений, а также учитывая ее финансовое положение, суд считает возможным ограничиться назначением штрафа в минимальном размере.
В рамках административной процедуры не было допущено нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих невозможность привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Адееву Любовь Николаевну (место жительства: г. Петрозаводск, ул. Гвардейская, д. 17, кв. 55, ОГРН: 304100102100049) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.
Взыскать с Адеевой Любови Николаевны в доход бюджета 4000 (четыре тысячи) рублей штрафа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) в течение десяти дней со дня его принятия.
Штраф подлежит перечислению на счет N 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Республики Карелия
Получатель платежа: Управление федерального казначейства по Республике Карелия
Администратор доходов: министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
КПП 100101001 ИНН 1001040512 ОКАТО 86401000000 БИК 048602001
Код бюджетной классификации 80011690040040000140
В графе «назначение платежа» указать: штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1734/2011.
Судья
Р.Б.Таратунин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка