• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2011 года Дело N А44-3588/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2011 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 73 «Ладушки» общеразвивающего вида» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 февраля 2011 года по делу N А44-3588/2010 (судья Киселева М.С.),

у с т а н о в и л:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 73 «Ладушки» общеразвивающего вида» (далее - учреждение, МАДОУ «Детский сад N 73 «Ладушки», детский сад) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области в лице Отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду (далее - отдел, отдел надзорной деятельности МЧС) о признании незаконными и отмене пунктов 1-17 предписания от 16.07.2010 N 249/1/89 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 04 февраля 2011 года по делу N А44-3588/2010 пункты 1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 17 предписания признаны незаконными и отменены в части установления нарушения в виде несоответствия ширины эвакуационных выходов, равных 80 и более см; на отдел возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов учреждения. В удовлетворении остальной части требований отказано.

МАДОУ «Детский сад N 73 «Ладушки» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в отказанной части. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие доказательств того, что дальнейшая эксплуатация здания детского сада может привести к угрозе жизни и здоровья людей.

Отдел в отзыве с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, сотрудником отдела государственного пожарного надзора по Великому Новгороду проведена проверка в отношении МАДОУ «Детский сад N 73 «Ладушки», по результатам которой оформлен акт от 16.07.2010 N 249.

В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе нарушения статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 3 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), пунктов 6.16, 6.29 Строительных норм и правил «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), выразившиеся в несоответствии ширины эвакуационных выходов (от 68 см до 90 см) и лестничных маршей (1,05 м) требуемой ширине, равной 1,2 м и 1,35 м соответственно.

Для устранения указанных нарушений вынесено предписание от 16.07.2010 N 249/1/89.

Учреждение обжаловало в арбитражном суде пункты 1-17 названного предписания, касающиеся несоответствия ширины эвакуационных выходов и лестничных маршей.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что, наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

К таким документам в частности относятся СНиП 21-01-97*.

В соответствии с пунктом 6.16 названных Строительных норм и правил ширина эвакуационных выходов в свету из помещений класса Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) при числе эвакуирующихся более 15 человек должна быть не менее 1,2 м.

Согласно пункту 6.29 СНиП 21-01-97* для зданий класса Ф1.1 ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м.

Как следует из материалов дела, здание учреждения построено по типовому проекту на 280 мест и сдано в эксплуатацию в действующем на тот момент порядке 30.12.1980.

Следовательно, СНиП 21-01-97* в период строительства названного здания не могли быть применены.

Пунктом 1.7* СНиП 21-01-97* установлено, что действующие нормативные документы должны применяться в случае изменения функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон N 123-ФЗ), согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствие с названным Законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.

Поскольку в рассматриваемом случае функциональное назначение здания учреждения не менялось, реконструкций его не производилось, оснований для приведения эвакуационных путей в соответствии с требованиями пунктов 6.16, 6.29 СНиП 21-01-97* у детского сада в силу приведенных норм не имеется.

Вместе с тем на момент строительства и сдачи в эксплуатацию указанного объекта действовали Строительные нормы и правила СНиП11-а.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.09.1970 N 3126 (далее - СНиП11-а.5-70), пунктом 4.2 которых предусмотрено, что суммарная ширина маршей лестничных клеток в зависимости от числа людей, находящихся на наиболее населенном этаже, кроме первого, а также ширина дверей, коридоров или проходов на путях эвакуации во всех этажах должны приниматься из расчета не менее 0,6 м на 100 человек, за исключением случаев, указанных в соответствующих главах СНиП; минимальная ширина эвакуационных дверей - 0,8 м.

В случаях, указанных в пунктах 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16 предписания от 16.07.2010 N 249/1/89, дверные проемы составляют менее 0,8 м, следовательно, требования СНиП11-а.5-70 при строительстве детского сада были нарушены.

Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения этого Зкона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.

Однако здание детского сада построено с нарушением ранее действовавших требований пожарной безопасности, следовательно, в любом случае должны быть приняты меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействительными вышеперечисленных пунктов предписания.

Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с отдела в пользу учреждения взысканию не подлежат.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 февраля 2011 года по делу N А44-3588/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 73 «Ладушки» общеразвивающего вида» - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Ю.Пестерева
Судьи
Т.В.Виноградова
О.Б.Ралько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А44-3588/2010
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 12 апреля 2011

Поиск в тексте