• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2011 года Дело N А56-65866/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2011 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.В.Борисовой судей Е.А.Фокиной, Л.А. Шульга

при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Михайлюк

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4593/2011) Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2011 по делу N А56-65866/2010 (судья Ресовская Т.М.), принятое по заявлению ОАО «Лотос»

к Межрайонной ИФНС России N8 по Санкт-Петербургу о признании незаконным и отмене постановления при участии: от заявителя: Дауранова А.Р. по доверенности от 07.12.2010;

от ответчика: Супонько А.Н. по доверенности от 11.04.2011 N03-11-04/08378;

установил:

ОАО «Лотос» ( далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Санкт-Петербургу ( далее- налоговый орган) от 03.11.2010 N671-1 о привлечении общества к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что у общества отсутствует возможность оприходования денежных средств из обособленных подразделений в головную кассу предприятия в день их получения. Полученная выручка в полном объеме оприходуется на следующий день , что подтверждается представленными доказательствами.

Решением суда первой инстанции заявленные ОАО «Лотос» требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу от 03.11.2010 N671-1 в связи с отсутствием вины общества во вменяемом ему правонарушении.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что суд первой инстанции не полностью исследовал материалы дела и неправильно применил нормы материального права. Представитель налогового органа пояснил, что распорядительные документы и учетная политика организации не могут каким-либо способом изменять установленные законодательством правовые нормы, согласно которым сдавать выручку на следующий день имеют право только те организации, которые находятся в населенном пункте в котором отсутствуют банки и предприятия Госкомсвязи России.

Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного органа без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как видно из материалов дела, на основании поручения от 28.10.2010 N 372 налоговым органом проведена проверка выполнения ОАО «Лотос» требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в цехе химчистки N5 «Лотос», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Измайловский проспект-12.

По результатам проверки 28.10.2010 составлены акт проверки N 008318011397, протокол опроса приемщицы пункта химчистки N008318, акт о проверке наличных денежных средств в кассе N008318. Кроме того, в ходе проверки 29.10.2010 налоговым органом по протоколу N008318 изъяты: кассовая книга организации за период с 20.10.2010 по 28.10.2010.

По результатам проверки налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении от 01.11.2010 N671-1 в котором отражено, что в кассовой книге за 28.10.2010 оприходована выручка размере 17 106 рублей и неоприходована выручка в размере 15 161 рублей (при пересчете выручки 28.10.2010, согласно акту от 28.10.2010 N 008318, в 15 часов 50 минут фактическое наличие денежных средств в цехе N5 химчистки «ЛОТОС» составило 32 267 рублей), что является нарушением пункта 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40.Указанным протоколом обществу вменено нарушение ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях .

На основании материалов административного дела налоговым органом вынесено постановление N671-1 от 03.11.2020 о привлечении ОАО «Лотос» к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Общество не согласилось с данным постановлением административного органа по тем основаниям, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, налоговым органом не доказана вина общества. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества правомерно установил отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является ряд действий налогоплательщика, перечень которых приведен в указанной статье:

- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Таким образом, в данной статье приведен четко обозначенный перечень нарушений, которые подпадают под понятие "нарушение порядка работы с денежной наличностью".

Поскольку диспозиция статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является бланкетной, то в каждом конкретном случае привлечения виновного лица к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по определению порядка ведения кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ).

В соответствии с пунктом 3 Порядка, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Согласно постановлению Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 N 88 кассовая книга является унифицированной формой первичной учетной документации и применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе.

Согласно пунктам 22 - 24 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, записи в которую производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу организации является превышение кассовой наличности с кассовыми отчетами формы КО-4, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, и с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка".

Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе своевременное отражение всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется неоприходование выручки за 28.10.2010 в размере 15 161 рублей (согласно акту от 28.10.2010 N 008318, в 15 часов 50 минут фактическое наличие денежных средств в цехе N5 химчистки «Лотос» составило 32 267 рублей, из них оприходовано-17 рублей).

Однако материалами дела факт неоприходования денежных средств не подтверждается, напротив, книгой учета принятых и выданных кассиром денежных средств по форме КО-5 за период с 01.10.2010 по 31.10.2010 приходными и расходными ордерами за период с 27.10.2010 по 29.10.2010 подтверждается, что выручка проверяемого обособленного объекта- -пункта химчистки N5 «Лотос», оприходована заявителем в полном объеме на следующий день в кассе предприятия. Следовательно, в данном случае имеет место быть несвоевременное оприходование денежных средств.

Суд первой инстанции дал объективную оценку доводам общества об отсутствии возможности оприходования денежных средств из обособленных подразделений в кассу предприятия в день их получения, и как следствие вины общества во вменяемом ему правонарушении, указав следующее.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет доказано, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество осуществляет деятельность по оказанию платных услуг населению по химической чистке и крашению одежды, стирке белья, других видов бытового обслуживания. Оказание услуг осуществляется обществом через обособленные подразделения (цеха), расположенные в разных районах города. Структура ОАО «Лотос» с изменениями и дополнениями закреплена приказом N7 от 12.03.2008 и приложением к нему.

Принятая обществом учетная политика на 2010 год оформлена приказом Генерального директора N 45 от 29.12.2009. Пунктом 9.2 «Кассовые операции» Приказа об учетной политике на 2010 год предусмотрено, что общество помимо основной кассы организации (по местоположению головного офиса) имеет операционные кассы по месту расположения обособленных подразделений. Для операционных касс установлено ведение кассовых книг по форме КО-5 (Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств) Общероссийского классификатора управленческой документации ОК011-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N299 (далее - ОКУД).

На итоговые суммы наличных денег в конце операционного дня оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5). Приказами по предприятию и Правилами внутреннего трудового распорядка установлен режим работы производственных подразделений (в том числе и срочной химчистки N5) - с 8 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.; режим работы бухгалтерии и кассы - с 9 час. 00 мин. до 17 час. 30 мин.

Вследствие различного режима работы цеха N 5 и офиса предприятия на момент проверки (28.10.2010 в 15 час. 50 мин.) в операционной кассе обособленного подразделения находились денежные средства в размере 32 267 рублей. Общая выручка за 28.10.2010 до конца рабочего дня составила 62 871 рублей Указанная сумма поступила в главную кассу офиса и была оприходована 29.10.2010; выручка за 27.10.2010 в сумме 17 106 рублей оприходована в главную кассу 28.10.2010.

В силу ч.1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за то административное правонарушение, в отношении которого установлена его вина.

Отсутствие вины в совершении противоправных действий (бездействия), в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невиновных действиях общества, что исключает его привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи, с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа и отмены решения суда первой инстанции не имеется. Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области 20.01.2011 по делу А56-65866/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N8 по Санкт-Петербургу -без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
Г.В.Борисова
Судьи
Е.А.Фокина
Л.А.Шульга

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-65866/2010
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 апреля 2011

Поиск в тексте