АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 30 декабря 2010 года Дело N А26-10219/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2010 года. Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Цветкова Е.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соломоновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N03-17/31-2010 от 18.11.2010 г., при участии представителей:

заявителя, Открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы», - Ильиной В.С. (доверенность N39 от 15.06.2009 г.),

ответчика, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Карелия, - Швец Н.А., начальника отдела контроля хозяйствующих субъектов (доверенность от 19.02.2010 г.),

установил:

Открытое акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - ответчик, административный орган, Управление) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N03-17/33-2010 от 18.11.2010 г., которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 200 000 руб. административного штрафа.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что публично раскрыло достоверную информацию за отчетный период и обеспечило доступность к ней всех заинтересованных лиц. Обществом были приняты все разумные меры к исполнению требований стандартов раскрытия информации, им было допущено незначительное отклонение от норм действующего законодательства по раскрытию информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии, действия (бездействия) Общества не создали существенной угрозы общественным отношениям, не причинили вреда и не создали угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, вреда и тяжести последствий от деяний не наступило, совершенное правонарушение может быть признано малозначительным. Кроме того, привлекаемое лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Также заявитель полагает, что административный орган неправильно квалифицировал совершенное правонарушение.

В отзыве на заявление ответчик просил суд отказать в удовлетворении заявленного требования, указав, что основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют. Процессуальных нарушений административным органом не допущено, поскольку о совершении процессуальных действий Общество уведомлялось по юридическому адресу, наличие договора с управляющей организацией не изменило местонахождения Общества. Общество осуществляет услуги по передаче электрической энергии, является субъектом розничного рынка электрической энергии и, следовательно, за нарушение стандартов раскрытия информации для Общества установлена ответственность, предусмотренная статьей 9.15 КоАП РФ.

При отсутствии возражений представителей сторон суд признал дело готовым к рассмотрению по существу, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзыве на заявление соответственно.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

На основании приказа Управления от 02.09.2010 г. N136 была проведена плановая проверка в отношении Общества на предмет соблюдения Обществом требований стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 г. N 24 (далее - Стандарты раскрытия). Период, за который проведена проверка соблюдения требований Стандартов раскрытия, - с 01.01.2009 г. по 30.09.2010 г.

По результатам проверки составлен акт от 28.09.2010 г. N 03-09/10-2010, в котором указано, что Общество не опубликовало на официальном сайте в сети Интернет следующую информацию: источник официального опубликования: нормативного правового акта, регулирующего условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и типовые договоры об осуществлении технологического присоединения; в перечне зон деятельности сетевой организации не указан г. Петрозаводск и п. Кварцитный; Общество не опубликовало в официальном печатном издании, а также на официальном сайте в сети Интернет следующую информацию: источник официального опубликования: решения регулирующего органа об установлении тарифов, решения об установлении уровня нормативных потерь, возникающих в электрических сетях сетевой организации, методических указаний по определению нормативных потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, сведения о порядке закупки сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях, сведения о количестве аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению, объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии.

Определением от 18.10.2010 г. в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.

08.11.2010 г. должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ.

18.11.2010 г. должностным лицом Управления вынесено оспариваемое постановление, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде взыскания 200 000 руб. административного штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Карелия.

Оценив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения Общества к административной ответственности, суд установил, что при производстве по делу об административном правонарушении не было допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении административным органом срока давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания соответствуют требованиям КоАП РФ, о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое к ответственности юридическое лицо извещалось надлежащим образом по юридическому адресу (г. Петрозаводск, пр. Ленина, 11В); следовательно, возможность реализации Обществом гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом была обеспечена.

Оценив доводы сторон по существу спора, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 19.8.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 коАП РФ.

Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530, субъекты розничных рынков - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.

Следовательно, Общество является субъектом розничного рынка электрической энергии и может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ.

Стандартами раскрытия определено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц, независимо от цели получения информации.

В соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия.

Согласно пункту 3 Стандартов раскрытия субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию, в том числе путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, опубликования в электронных средствах массовой информации.

В соответствии с Уставом Открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы», утвержденным 30.06.2009 г., Общество осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ «Об электроэнергетике», территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 11 Стандартов раскрытия территориальные сетевые организации размещают в открытом доступе на своем официальном сайте следующую информацию:

а) условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и типовые договоры об осуществлении технологического присоединения с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;

б) сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;

в) сведения о размерах потерь, возникающих в электрических сетях сетевой организации, включая:

размеры потерь в сетях, в том числе уровень нормативных потерь и отклонения от них в целом по сетевой организации и по регионам обслуживания с учетом номинальных классов и уровней напряжения с выделением размера оплачиваемых сетевой организацией потерь и размера потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию на оптовом рынке, а также процентное соотношение размера потерь в сетях и количества переданной электрической энергии за год с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;

перечень мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также сроки их исполнения и источники финансирования;

источник опубликования методических указаний по определению нормативов потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

информацию о порядке закупки сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;

г) перечень зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов;

д) сведения о техническом состоянии сетей, в том числе:

количество аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению;

объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии;

е) сведения об общей пропускной способности каждого участка электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием:

текущего резерва мощности для присоединения потребителей (в абсолютных показателях) с учетом присоединенных потребителей и отдельно с учетом заключенных договоров на технологическое присоединение;

планируемого резерва мощности на конец года с учетом присоединенных потребителей, заключенных договоров на технологическое присоединение, поданных заявок на технологическое присоединение и реализации планов капитальных вложений (инвестиционных программ);

ж) отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств);

з) планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием даты расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств);

и) годовые графики капитального ремонта электросетевых объектов, согласованные с системным оператором (его территориальными управлениями), а также сведения о планируемых ограничениях мощности по основным сечениям электрической сети в связи с ремонтными работами;

к) сведения о поданных заявках на технологическое присоединение и заключенных договорах на технологическое присоединение по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием:

количества поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;

количества заключенных договоров на технологическое присоединение, присоединяемого объема мощности, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;

информации об аннулированных заявках на технологическое присоединение.

Согласно пункту 12 Стандартов информация, указанная в подпунктах «а» и «г» пункта 11Сведений, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет ежегодно, до 1 марта.

Информация, указанная в подпунктах «б», «в», «д», «ж» и «и» пункта 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет и в официальном печатном издании ежегодно, до 1 марта.

Информация, указанная в подпунктах «е» и «к» пункта 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет не реже одного раза в месяц.

Информация, указанная в подпункте «з» пункта 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет ежегодно, до 1 марта, и обновлению в течение 10 дней с даты утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы.

Информация, размещенная на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, должна храниться в открытом доступе не менее 3 лет.

Судом установлено и материалами административного дела подтверждено, что заявителем нарушены требования, установленные подпунктами «а», «б», «в», «г», «д» пункта 11 Стандартов раскрытия.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из содержания части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.

Исходя из материалов административного дела, суд соглашается с выводами Управления о виновности Общества в совершении вмененного правонарушения.

По нижеприводимым причинам суд не считает возможным признать совершенное заявителем правонарушение малозначительным.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Таким образом, из положений статьи 2.9 КоАП РФ и пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, носит формальный характер, то есть, по мнению законодателя, наступление каких-либо негативных последствий от содеянного правового значения не имеет и для привлечении к административной ответственности достаточно нарушить установленные стандарты раскрытия информации.