• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2007 года Дело N А51-12966/2007

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной,

рассмотрев в судебном заседании 19 декабря 2007 года дело по заявлению Учреждения «Администрация Высокогорского городского поселения» к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, при ведении протокола судебного заседания судьей А.А. Фокиной, при участии в заседании:

от заявителя - глава Высокогорского городского поселения Пугин Н.К. (паспорт 05 04 023778 выдан 14.04.2005, решение территориальной избирательной комиссии от 30.05.2005 N 261),

от административного органа - не явились, извещены надлежащим образом, установил:

Резолютивная часть решения была объявлена судом в судебном заседании 19.12.2007, а изготовление решения в мотивированном виде было отложено судом в порядке ст. 176 АПК РФ.

Учреждение «Администрация Высокогорского городского поселения» (далее по тексту - «заявитель» и «учреждение») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю (далее - «административный орган») о признании незаконным и отмене полностью Постановления административного органа от 22.10.2007 N 29/179-07 «По делу об административном правонарушении», согласно которому учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - «КоАП РФ») - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, на него наложен штраф в размере 50.000 руб.

Административный орган в судебное заседание 19.12.2007 не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121 и 123 АПК РФ по адресу, указанному в заявлении; уведомление о вручении 29.11.2007 почтового отправления с определением от 23.11.2007 административному органу по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 165, имеется в материалах дела.

Письмом от 19.12.2007, поступившим в арбитражный суд 19.12.2007, административный орган просил рассмотреть заявление в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 156 и ч. 2 ст. 210 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие административного органа по имеющимся в деле документам.

Из текста заявления и пояснений представителя учреждения в судебном заседании 19.12.2007 следует, что заявленные требования мотивированы следующим:

- учреждение приняло все меры для устранения нарушений закона и причин, им способствующих, а именно внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 82,45 руб., а также незамедлительно приняло организационные меры по контролю за надлежащим исполнением нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, о чем своевременно проинформировало Прокуратуру Кавалеровского района;

- размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет 82,45 руб., в связи с чем ее невнесение в силу малозначительности не представляет общественной опасности;

- факт невнесения учреждением платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2007 года, послуживший основанием для принятия оспариваемого постановления, не подтверждается материалами административного производства и постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2007, принятым по факту невнесения заявителем платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 году.

Административный орган в отзыве на заявление от 19.12.2007, поступившем через канцелярию суда, с доводами заявителя не согласился, просил отказать учреждению в удовлетворении заявленных требований, поскольку событие административного правонарушения и вина заявителя доказаны материалами административного производства. По мнению административного органа, основания для признания совершенного учреждением правонарушения малозначительным отсутствуют.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером 1062515000020, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица серии 25 N 002945702.

Заявитель является собственником находящегося у него в эксплуатации легкового автомобиля марки ВАЗ-2121 (государственный номер М134КА), что не оспаривается им самим и подтверждается имеющимися в материалах дела письмом учреждения от 04.09.2007 N 47 и письмом РЭО ГИБДД ОВД по Кавалеровскому муниципальному району от 08.08.2007 N 22/7649 с приложенной к нему распечаткой из электронной базы данных.

При проведении проверки по соблюдению законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды Прокуратурой Кавалеровского района выявлено нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в невнесении учреждением в установленный срок, а именно до 20.01.2007, платы за негативное воздействие на окружающую среду от вышеуказанного автомобиля, являющегося передвижным источником выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

По результатам проверки Прокуратурой Кавалеровского района 21.09.2007 вынесено представление N 7-1175-07, предлагающее заявителю рассмотреть названное представление и в течение месяца с даты его вынесения принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих.

На основании материалов проверки Прокуратурой Кавалеровского района 26.09.2007 вынесено постановление о возбуждении в отношении учреждения производства по делу об административном правонарушении по признакам ст. 8.41 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении направлены в административный орган.

В качестве основания для возбуждения дела об административном правонарушении в данном постановлении указано на невнесение заявителем в установленные сроки, а именно не позднее 20.01.2007, платы за негативное воздействие на окружающую среду (то есть за четвертый квартал 2006 года).

03.10.2007 учреждением в административный орган представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2007 года, общий размер которой составил 87,45 руб. Указанная сумма внесена заявителем в бюджет по платежному поручению от 09.10.2007 N 247.

22.10.2007, рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2007, административный орган вынес Постановление N 29/179-07 по делу об административном правонарушении, согласно которому в действиях заявителя установлено нарушение требований п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2007 года, что, по мнению административного органа, свидетельствует о наличии в действиях учреждения состава инкриминируемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и вины в его совершении. Заявителю назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.

При вынесении оспариваемого постановления административным органом при назначении наказания в качестве смягчающего ответственность обстоятельства признано внесение учреждением 09.10.2007 платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2007 года.

10.12.2007 заявителем в административный орган представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2006 года, общий размер которой составил 116,17 руб. Указанная сумма внесена заявителем в бюджет по платежному поручению от 13.12.2007 N 327.

Не согласившись с Постановления административного органа от 22.10.2007 N 29/179-07, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене полностью.

Доводы заявителя о малозначительности правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, суд считает неправомерными, противоречащими также и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которой при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В данном случае правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды.

Ссылка заявителя на своевременное выполнение представления Прокуратуры Кавалеровского района от 21.09.2007 N 7-1175-07 судом отклоняется, поскольку последующее устранение нарушений не может служить основанием для освобождения от административной ответственности.

Вместе с тем суд считает, что оспариваемое Постановление административного органа от 22.10.2007 N 29/179-07 является незаконным, а заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, согласно которому перечисление платежей за загрязнение окружающей природной среды осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с п.п. 3, 4, 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, и Инструктивно-методическими указаниями, утвержденными 26.01.1993 Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Природопользователи самостоятельно определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды. Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов.

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2006 года должна быть внесена учреждением не позднее 22.01.2007 (с учетом выходных дней), по итогам первого квартала 2007 года - не позднее 20.04.2007, по итогам второго квартала 2007 года - не позднее 20.07.2007.

Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Указанная статья содержит отсылочный характер к установленным срокам уплаты, поэтому в обоснование совершенного правонарушения административный орган должен указать, за какой период не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в числе прочего подлежит наличие события административного правонарушения.

Указанное обстоятельство должно быть подтверждено доказательствами, которыми в силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.

По смыслу ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 названной статьи о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 и п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ протокол и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должны содержать, соответственно, событие административного правонарушения и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Основанием для вынесения оспариваемого Постановления административного органа от 22.10.2007 N 29/179-07, как следует из его текста, явилось невнесение учреждением в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2007 года.

Между тем из вынесенных Прокуратурой Кавалеровского района представления от 21.09.2007 N 7-1175-07 и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2007 следует, что проверкой выявлен и зафиксирован факт совершения заявителем административного правонарушения, выразившегося в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2006 года, срок уплаты которой определен не позднее 22.01.2007 (с учетом выходных дней).

Поскольку фактические обстоятельства, установленные Постановлением административного органа от 22.10.2007 N 29/179-07, значительно отличаются от обстоятельств, указанных в представлении от 21.09.2007 N 7-1175-07 и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2007, то есть фиксируют разные события, оспариваемое постановление административного органа является незаконным.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных постановлении от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

С учетом изложенного сроки давности привлечения к административной ответственности учреждения за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду как за четвертый квартал 2006 года, так и за первый и второй кварталы 2007 года со сроками уплаты, соответственно, не позднее 22.01.2007, 20.04.2007 и 20.07.2007 на момент вынесения Постановления административного органа от 22.10.2007 N 29/179-07 пропущены.

Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным Постановления административного органа от 22.10.2007 N 29/179-07, в связи с чем оно подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ, а заявленные учреждением требования - удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 и 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным Постановление Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю от 22.10.2007 N 29/179-07 «По делу об административном правонарушении» о привлечении Учреждения «Администрация Высокогорского городского поселения» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 50 000 рублей, и отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

     Судья
А.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-12966/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 28 декабря 2007

Поиск в тексте