• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2011 года Дело N А26-3469/2011

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 23 июня 2011 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Кришталь Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон дело по заявлению Министерства внутренних дел по Республике Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Новые технологии» о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,

установил: Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - заявитель, МВД по РК, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Новые технологии» (далее - ответчик, ООО «Новые технологии», Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии).

В судебное заседание 23.06.2011 стороны явку представителей не обеспечили, заявитель направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик представил в суд ходатайство от 23.06.2011, в котором указывает на отсутствие в его действиях состава правонарушения и истечение срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, а также просит отложить рассмотрение дела в целях представления дополнительных доказательств и мотивированного письменного отзыва по делу.

Рассмотрев ходатайство ответчика об отложении рассмотрения дела, суд полагает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению. При этом суд учитывает, что ответчиком ранее уже заявлялось ходатайство об отложении рассмотрения дела (л.д. 135). С учетом данного ходатайства определением от 06.06.2011 судебное разбирательство по делу было назначено на другую дату - 23.06.2011. О времени и месте судебного разбирательства ООО «Новые технологии» извещено надлежащим образом. Таким образом, у ответчика имелось достаточно времени для получения квалифицированной юридической помощи, подготовки отзыва на заявление и представления дополнительных доказательств по делу, о чем свидетельствует изложение ответчиком своей позиции относительно заявленных требований в ходатайстве от 23.06.2011. Доказательства, подтверждающие уважительность причины неявки в судебное заседание законного представителя Общества, суду не представлены. Ходатайство об отложении рассмотрения дела от ответчика поступило в канцелярию суда 23.06.2011, непосредственно перед началом судебного заседания. Из материалов дела следует, что аналогичное поведение ответчика имело место и при составлении протокола об административном правонарушении: по ходатайству ответчика (л.д. 46) составление протокола об административном правонарушении было перенесено на другую дату, при этом, несмотря на надлежащее извещение, законный представитель Общества на составление протокола не явился, защитника не направил. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, суд расценивает поведение ответчика как злоупотребление процессуальными правами с целью затягивания судебного процесса.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, суд отказывает ответчику в удовлетворении заявленного ходатайства.

В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ дело рассматривается судом в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре юридических лиц общество с ограниченной ответственностью «Новые технологии» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1101001000638 (л.д. 78).

На основании поступившего от оперативного дежурного Шаблинского С.Г. сообщения о функционировании игорного заведения, 11 марта 2011 года дознавателем ОМ N 2 МОВД «Кондопожский» Изюмовой А.Г. проведен осмотр принадлежащего Обществу помещения, расположенного по адресу: г. Суоярви, ул. Победы, д. 38А. В ходе осмотра установлено, что в помещении установлены 7 развлекательных (электронных) аппаратов и 3 системных компьютерных блока, с использованием которых ООО «Новые технологии» под видом проведения стимулирующей лотереи «POINTS», организатором которой является ООО «Тайм-3», осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр без соответствующего разрешения (лицензии).

По результатам осмотра составлен протокол осмотра места происшествия от 11.03.2011, системные блоки и платы развлекательных аппаратов изъяты (л.д. 16-22).

27 апреля 2011 года должностным лицом Межрайонного отдела внутренних дел «Кондопожский» в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 12-13).

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.1 КоАП РФ рассматривают судьи арбитражных судов, Министерство обратилось с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности в Арбитражный суд Республики Карелия.

Проверив в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру составления протокола об административном правонарушении, суд не усматривает процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, о составлении протокола об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом, однако на составление протокола законный представитель Общества не явился.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В силу пункта 77 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона N244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 9 Закона N244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Исходя из системного толкования норм Закона N244-ФЗ, существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.

Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 N 5889/10.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4, пунктом 3 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Согласно статье 4 Закона N 244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (п. 1); выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (п. 4); участник азартной игры - это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (п.10); зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов (п.13); игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (п.16); игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (п. 18).

Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон N 138-ФЗ), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 которого лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона N138-ФЗ лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации конкретизирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66Н «Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей».

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Тайм-3» является организатором стимулирующей лотереи «POINTS». Между ООО «Тайм-3» (организатор) и обществом с ограниченной ответственностью «Новые технологии» (оператор) заключен договор от 20.01.2011, согласно условиям которого организатор поручает, а оператор принимает на себя обязательства проводить Всероссийские стимулирующие лотереи и выплачивать выигрыши по ним в соответствии с условиями настоящего договора от имени организатора и по его поручению. В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 договора лотерея проводится с целью стимулирования продаж оказываемых услуг в сети развлекательных клубов «Тайм-3». Исключительной территорией проведения является развлекательный клуб «Тайм-3», расположенный по адресу: г.Суоярви, ул. Победы, д. 38А.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора организатор ежемесячно выплачивает оператору вознаграждение за выполненную работу в размере 3000 руб. и передает оператору призовой фонд в размере 6000 руб.

В соответствии с Условиями проведения стимулирующей лотереи «POINTS» для того, чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо в срок с 15.11.2010 по 14.11.2011 приобрести услугу - сеанс игры на развлекательном оборудовании - аттракционах-стимуляторах на определенную сумму, предъявить чек об оплате услуг представителю организатора, после чего участник получает доступ к развлекательному оборудованию на сеанс. По истечении сеанса игры, оплаченного участником, организатор лотереи выдает один или несколько билетов бестиражной стимулирующей лотереи, под скретч слоем которых находится информация о выигрыше в денежном эквиваленте или об отсутствии выигрыша. Количество выданных билетов зависит от количества оставшихся у участника очков (POINTS) к концу сеанса. Каждый участник может участвовать в лотерее неограниченное число раз. Согласно пунктам 7.3, 7.4 Условий проведения стимулирующей лотереи розыгрыш призового фонда лотереи проводится путем стирания защитного скретч слоя на билете и сопоставления выявленной информации с условиями лотереи. В лотерее разыгрываются денежные выигрыши (призы): 50 руб., 100 руб., 200 руб., 500 руб., 1000 руб., 2000 руб., 5000 руб., 10000 руб., 100000 руб.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор от 20.01.2011, Условия проведения стимулирующей лотереи, объяснения свидетелей Игнатенок М.А., Игнатенок В.В. (л.д. 53, 72, 73), в том числе работников ООО «Новые технологии» Петренко А.В., Сироед Г.С. (л.д. 55, 56), протокол осмотра места происшествия, протокол об административном правонарушении от 27.04.2011 N742, суд установил, что основной целью посетителей принадлежащего Обществу лотерейного клуба являлось осуществление азартных игр, а не участие в вышеназванной стимулирующей лотерее.

Из материалов дела усматривается, что фактически посетитель лотерейного клуба вносит денежные средства и заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты уплаченной денежной суммы. Размер выигрыша определяется не на стадии создания лотереи, а устройством, находящимся внутри электронного оборудования. При этом победитель фактически определяется в соответствии с правилами игры, используемой в конкретном оборудовании в месте продаж, то есть в режиме реального времени. Используемое Обществом оборудование по своей сути является игровыми автоматами и не может считаться устройствами для проведения стимулирующей лотереи.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта осуществления ответчиком деятельности по организации и проведению азартных игр с помощью игрового оборудования без выданного в установленном порядке специального разрешения и вне игорных зон, что образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Обстоятельств объективной невозможности соблюдения Обществом требований законодательства о лицензировании, а равно обстоятельств, исключающих вину Общества, в судебном заседании не установлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере предпринимательской деятельности, правила разрешительной системы, а также общественные отношения в сфере защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Учитывая общественную опасность совершенного правонарушения, оснований для признания его малозначительным суд не усматривает.

В то же время, исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть принято по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении со дня обнаружения административного правонарушения.

Поскольку факт осуществления Обществом деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов установлен административным органом в ходе осмотра помещений 11.03.2011, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек 11.06.2011 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом вышеизложенного, основания для удовлетворения заявления Министерства о привлечении ООО «Новые технологии» к административной ответственности у суда отсутствуют. Изъятые системные блоки и платы развлекательных аппаратов подлежат возвращению ответчику в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Министерства внутренних дел по Республике Карелия о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Новые технологии» (место нахождения: г. Петрозаводск, пр. А. Невского, д. 10, кв. 7, основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц 1101001000638) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

2. Системные блоки в количестве трех штук и платы развлекательных аппаратов в количестве семи штук, изъятые по протоколу осмотра места происшествия от 11.03.2011, возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Новые технологии».

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65).

     Судья

Кришталь Н.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-3469/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 23 июня 2011

Поиск в тексте