ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2011 года Дело N А33-14441/2010

Красноярск

А33-14441/2010

Резолютивная часть постановления объявлена «09» июня 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен «17» июня 2011 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Хасановой И.А. судей: Бабенко А.Н., Петровской О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахметшиной Г.Н., при участии:

от Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (истца): Сташкевич Е.А. - представителя по доверенности N38-04/11 от 19.04.2011,

от ООО «Лес» (ответчика): Солдатенко А.В. - представителя по доверенности от 27.12.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Лес» на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «27» января 2011 года по делу N А33-14441/2010, принятое судьей Красовской С.А.,

установил:

Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края ( далее - истец, служба, ОГРН 1052466189071, ИНН 2466133610) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Лес» (далее - ответчик, ООО «Лес», ОГРН 1072450001260, ИНН 2450023700) о взыскании 216 648 рублей ущерба, причиненного лесному фонду.

Определением от 06.10.2010 года к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Краевое государственное учреждение «Дзержинское лесничество», Агентство лесной отрасли Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2011 года иск удовлетворен.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2011 года отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:

- сообщение о лесонарушении от 10.08.2009 N20, составленное лесничеством в нарушение Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт совершения ответчиком лесонарушения. Сообщение о лесонарушении составлено в одностороннем порядке, представитель ответчика для составления сообщения не вызывался. Все осмотры и составление документов производилось в отсутствие ответчика;

- в материалах дела отсутствует акт освидетельствования мест рубки, ответчик о данном действии не уведомлялся;

- представленные в материалы ведомости составлены ненадлежащим образом;

- документы о лесонарушении не содержат сведений о том, каким образом определен объем незаконной рубки древесины, не указаны средства измерения;

- составленное сообщение о лесонарушении N 20 от 10.08.2010 не является протоколом о нарушении и не может являться основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности.

Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, рассмотрение жалобы назначено на 09 июня 2011 года.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в Третий арбитражный апелляционный суд не направили, в связи с чем апелляционная жалоба на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствии представителей третьих лиц.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель истца в судебном заседании отклонила доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Лес» зарегистрирован в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц 24 N 004958558.

Между агентством лесной отрасли Красноярского края (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «Лес» (покупатель) заключен договор N 3247 от 10.11.2008 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности.

Согласно пункту 1.2 договора N 3247 лесные насаждения, занимающие площадь 10,0 га, располагаются на территории Дзержинского район Красноярского края, «Дзержинское лесничество» Улюкольское участковое лесничество кв. N 69 выдел N 10, площадь 10 га.

Схема расположения лесных насаждений приводится в Приложении N 1.

В соответствии с актом передачи лесных насаждений от 11.11.2008 года (приложение N 2) общество с ограниченной ответственностью «Лес» приняло лесные насаждения, расположенные на территории Дзержинского района Красноярского края, «Дзержинское лесничество» Улюкольское участковое лесничество кв. N 69 выдел N 10, площадь 10,0 га. Характеристики и объем вырубаемой древесины указаны в акте передачи лесных насаждений от 11.11.2008 года.

Согласно пункту 3.1 договора способ рубки установлен: сплошной. Рубке не подлежат деревья за визирами лесного участка, деревья ступени толщины 16 см, не заклейменные деревья. Вывозка древесины осуществляется одновременно с заготовкой.

В соответствии с 3.5 договора очистку от порубочных остатков производится следующим образом: измельчение порубочных остатков до 1 метра, равномерное разбрасывание по площади одновременно с заготовкой. Сжигание порубочных остатков в пожароопасный сезон запрещено. По периметру участков опахать минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Проведение лесовосстановления вырубленных лесных насаждений путем содействий естественному возобновлению лемма способом минерализации поверхности почвы, не менее 30 % на площади 10 га.

Согласно пункту 8.1 срок действия договора установлен до 09.11.2009 года.

На основании постановления Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п «Об утверждении Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края», Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ, приказа Службы от 04.05.2009г. N 145-ос «Об утверждении административного регламента по исполнению службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края государственной функции контроля и надзора», лесного Кодекса Российской Федерации; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 «Об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», в соответствии с «Планом проведения требований природоохранного законодательства, законодательства о недрах, лесного законодательства на территории Красноярского края службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края на 2010 год», а также во исполнение приказа Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 27.02.2010, N 105-ос, истцом при проверке результатов мониторинга 2009 года в отношении ООО «Лес» установлено лесонарушение - незаконная рубка деревьев, о чем составлено сообщение о лесонарушении N 20 от 10.08.2009 года, а именно:

- незаконная рубка (рубка за пределами отвода) сухостойных деревьев на территории участкового Улюкольского лесничества КГУ «Дзержинское лесничество» квартал 69, выдел 10 эксплуатационных, а именно: 90 сухостойных дерева породы «ель», «кедр» общим объемом 67,24 куб.м.

Проверка проводилась участковым лесничим Улюкольского участкового лесничества Дементьевым В.И., инженером ОЗЛ Цыганковым В.А., участковым уполномоченным милиции Медведевым Ю.Н.

По результатам проведенной проверки были составлены следующие документы: перечетная ведомость деревьев, назначенных в рубку от 07.09.2009 года; ведомости материальной оценки лесосеки; справка-расчет ущерба за незаконную порубку деревьев; схема местоположения лесных насаждений; протокол осмотра места происшествия от 07.09.2009 года; фототаблица N 501 от 07.09.2009 года.

Согласно сообщению N 20 от 10.08.2009 года объем незаконной рубки лесных насаждений составляет 67,24 куб.м. в том числе по породам: ель 42,44 куб.м., кедр 24,80 куб.м. В результате незаконной рубки, ущерб причиненный лесному фонду вследствие нарушений лесного законодательства, составляет 216 648 руб.

В результате выявленных нарушений старшим следователем СО при ОВД по Дзержинскому району Гарифовой О.А. возбуждено уголовное дело N 19085239 от 10.09.2009 год

а.

30.11.2009 года вынесено постановление о прекращении уголовного дела N 19085239 в связи со смертью подозреваемого Варнакова Сергея Михайловича, работника ООО «Лес».

В материалы дела предоставлены постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела N 19085239, протокол допроса потерпевшего от 14.09.2009 года.

Руководствуясь статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, выступающая в качестве исполнительного органа государственной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, лесных отношений, обратилась в арбитражный суд с требованием в интересах Российской Федерации о взыскании с ответчика 216 648 руб. ущерба, причиненного государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.

В настоящем деле истец просит о взыскании с ответчика ущерб, причиненный лесам вследствие незаконной рубки в квартале 69 (выдел 10) Улюкольского участкового лесничества краевого государственного учреждения « Дзержинское лесничество».

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Следовательно, возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам, является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством.

Таким образом, по своей правовой природе, предусмотренная статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации имущественная ответственность, носит гражданско-правовой характер, вследствие чего к спорным отношениям помимо специальных положений лесного законодательства применимы также и нормы гражданского законодательства.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Из смысла приведенных выше норм следует, что для возникновения права на возмещение убытков, истец обязан доказать совокупность обстоятельств, являющихся элементами гражданского правонарушения, то есть: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Недоказанность хотя бы одного обстоятельства является основанием для отказа в иске. Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя доказывания факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи возлагается на истца, на ответчика возлагается бремя доказывания отсутствия вины в причинении вреда.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п «Об утверждении Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края», Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ, приказа Службы от 04.05.2009г. N 145-ос «Об утверждении административного регламента по исполнению службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края государственной функции контроля и надзора», лесного Кодекса Российской Федерации; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 «Об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», в соответствии с «Планом проведения требований природоохранного законодательства, законодательства о недрах, лесного законодательства на территории Красноярского края службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края на 2010 год», а также во исполнение приказа Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 27.02.2010, N 105-ос, истцом при проверке результатов мониторинга 2009 года в отношении ООО «Лес» установлено лесонарушение - незаконная рубка деревьев, о чем составлено сообщение о лесонарушении N 20 от 10.08.2009 года, а именно:

- незаконная рубка (рубка за пределами отвода) сухостойных деревьев на территории участкового Улюкольского лесничества КГУ «Дзержинское лесничество» квартал 69, выдел 10 эксплуатационных, а именно: 90 сухостойных дерева породы «ель», «кедр» общим объемом 67,24 куб.м.

Проверка проводилась участковым лесничим Улюкольского участкового лесничества Дементьевым В.И., инженером ОЗЛ Цыганковым В.А., участковым уполномоченным милиции Медведевым Ю.Н.

По результатам проведенной проверки были составлены следующие документы: перечетная ведомость деревьев, назначенных в рубку от 07.09.2009 года; ведомости материальной оценки лесосеки; справка-расчет ущерба за незаконную порубку деревьев; схема местоположения лесных насаждений; протокол осмотра места происшествия от 07.09.2009 года; фототаблица N 501 от 07.09.2009 года.

Согласно сообщению N 20 от 10.08.2009 года объем незаконной рубки лесных насаждений составляет 67,24 куб.м. в том числе по породам: ель 42,44 куб.м., кедр 24,80 куб.м. В результате незаконной рубки, ущерб причиненный лесному фонду вследствие нарушений лесного законодательства, составляет 216 648 рублей (л.д.25-26).

Между тем, в указанном сообщении отсутствуют сведения и подпись лесонарушителя. Представитель ответчика при составлении данного документа не участвовал, изложенные в сообщении обстоятельства не подтверждал.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.3, 5.1.7 и 5.1.8 Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22 апреля 1986 года N 1, о каждом лесонарушении составляется протокол. В тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятия, учреждения, организации, для подписания протокола должны быть приглашены их представители. Однако неявка в срок этих лиц не препятствует составлению протокола. В случае, если лесонарушитель установлен, но его не оказалось на месте совершения лесонарушения и его местожительство известно, лесонарушителю вручается под расписку либо направляется заказным письмом с сохранением почтовой квитанции извещение о времени и месте составления протокола. При неявке лесонарушителя письменное доказательство вручения ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему. При отказе явиться для участия в составлении протокола, а также при отказе от подписания протокола об этом делается в нем оговорка, причем такой протокол считается надлежаще оформленным.

По смыслу приведенных пунктов Инструкции основным доказательством совершенного нарушения лесного законодательства является протокол, который должен быть подписан непосредственно представителем лесонарушителя, при неявке представителя лесонарушителя в суд представляются доказательства его извещения о времени и месте составления протокола.

В данном случае по факту незаконной рубки составлено сообщение, которое не подписано представителем ответчика, отсутствует так же отметка об его отказе от подписи или доказательства направления ему данного сообщения.

Согласно подпункту «в» пункта 10, пункту 16 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июня 2007 года N 394, мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» на основании и в соответствии с распоряжением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении мероприятий по контролю и надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», распоряжение о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется руководителю или иному должностному лицу юридического лица, а мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении.