• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2011 года Дело N А55-643/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 11 мая 2011 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 18 мая 2011 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В., с участием:

от прокурора Алексеевского района Самарской области советника юстиции Терехова С.Н. - до и после перерыва Самарцева А.В., служебное удостоверение ТО N 078959 от 25 декабря 2009 года,

от общества с ограниченной ответственностью «Борское-мед» - до и после перерыва Сысоева О.В., доверенность от 01 февраля 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе прокурора Алексеевского района Самарской области советника юстиции Терехова С.Н.

на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2011 года по делу NА55-643/2011 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению прокурора Алексеевского района Самарской области советника юстиции Терехова С.Н., Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка,

к обществу с ограниченной ответственностью «Борское-мед», Самарская область, Борский район, с. Борское,

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Алексеевского района Самарской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Борское-мед» (далее - ответчик) по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения ООО «Борское-мед» к административной ответственности, в связи с истечением трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт (т.2 л.д. 3-5).

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Борское-мед» отклонило приведенные в ней доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным (т. 2 л.д. 18-19).

В судебном заседании 04 мая 2011 года в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 час. 55 мин. 11 мая 2011 года. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru (т.2 л.д.27).

После перерыва рассмотрение дела продолжено.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Алексеевского района Самарской области 19.11.2010 года проведена проверка соблюдения заявителем установленных обязательных требований лицензирования отдельных видов деятельности, а также соблюдения условий лицензирования.

В ходе проверки проведенной в помещении аптеки «Имплозия» ООО «Борское-мед» по адресу Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Советская, 45 установлено отсутствие следующих лекарственных средств и их аналогов: Беклометазон, Занамивир, Интерферон гамма, Осельтамивир.

Кроме того, в нарушение требований п.7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития от 23.08.2010 года N706н, ООО «Борское-Мед» за период с 17.08.2010 года по 19.11.2010 года не осуществлялась ежедневная регистрация в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе показаний приборов регистрации параметров воздуха.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.11.2010 года (л.д. 16-24).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Борское-Мед» 30 декабря 2010 года, по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Борское-Мед» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции в решении сделал вывод о наличии в действиях ООО «Борское-Мед» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, однако, отказал в удовлетворении заявления прокурора, ввиду истечения трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

По мнению суда апелляционной инстанции судом первой инстанции при разрешении данного спора не учтено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. По некоторым категориям дел, к которым, в частности, относятся дела за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителя, указанной нормой предусмотрен увеличенный срок привлечения к административной ответственности - один год со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 N 10, в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

ООО «Борское-Мед» имеет лицензию NЛО - 63-02-000130 от 05.12.2008 г. на осуществление фармацевтической деятельности (л.д. 25-27)..

ООО «Борское-Мед» осуществляло предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ. В данном случае Общество посягало на права и законные интересы неопределенного круга лиц и нарушало законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Так, в нарушение требований п.7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития от 23.08.2010 года N706н, в аптечном пункте ООО «Борское-Мед» за период с 17.08.2010 года по 19.11.2010 года не осуществлялась ежедневная регистрация в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе показаний приборов регистрации параметров воздуха.

Предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ООО «Борское-Мед» к административной ответственности на момент принятия судебного решения не истек, поскольку нарушением лицензионных условий при розничной продаже лекарственных средств нарушены права потребителей.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об истечении срока привлечения ООО «Борское-Мед» к административной ответственности.

В силу пп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 названного Закона).

Согласно п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно примечанию к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия ее осуществления определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании).

В силу пункта 5 названного Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 Положения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

В соответствии с пунктом 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Федеральный закон N 86-ФЗ утратил силу с 01.09.2010, в связи с принятием в настоящее время утратил силу Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Однако п. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» содержит аналогичное положение.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки Прокуратурой был выявлен также факт отсутствия в проверяемом аптечном пункте лекарственных препаратов, включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010 N805н, а именно: Беклометазон, Занамивир, Интерферон гамма, Осельтамивир.

Согласно части 3 пункта 2.12. Приказа Минздравсоцразвития РФ N 785 от 14.12.2005 рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что недостающие лекарственные препараты были поставлены в аптечное учреждение в течении 1 часа после проверки свидетельствуют не об оперативном снабжении ООО «Борское-Мед» аптечного учреждения, а о действенности мер прокурорского вмешательства и принятии мер, направленных на устранение выявленного нарушения.

Доводы представителя ООО «Борское-Мед» об уведомлении сотрудника прокуратуры о графике поставки лекарственных средств (вторая половина дня 19.11.2010 года) являются несостоятельными, не подтверждаются доказательствами, на момент проверки график поставки не предоставлялся, а заказ на поставку лекарственных средств был осуществлен непосредственно во время проведения проверки в момент выявления факта отсутствия необходимых лекарственных средств.

Между тем в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (действовавшего в период совершения правонарушения) правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

В силу ст. 58 действующего с 01.09.2010 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, у аптечных организаций сохраняется обязанность по соблюдению правил отпуска (реализации) лекарственных средств.

Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях установлены в Отраслевом стандарте ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств аптечных организациях. Основные положения», утвержденном Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 (далее - Отраслевой стандарт).

Принятие ООО «Борское-мед» мер по устранению допущенных нарушений не является обстоятельством, не свидетельствующим об отсутствии вины Общества и основанием для освобождения от административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения ответчиком лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, ООО «Борское-мед» нарушаются лицензионные условия, требования нормативных актов, регулирующих фармацевтическую деятельность, обязательных для исполнения аптечными организациями, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение реализации некачественных лекарственных препаратов и иных мер безопасности.

Поскольку в действиях ООО «Борское-мед» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и срок давности привлечения к ответственности заявителем не пропущен, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования прокурора Алексеевского района Самарской области - удовлетворению.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено. В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает совершение Обществом подобного правонарушения впервые.

С учетом характера административного правонарушения, наличием смягчающих ответственность обстоятельств, арбитражный апелляционный суд считает возможным назначить ООО «Борское-мед» минимальное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2011 года по делу NА55-643/2011 отменить. Принять новый судебный акт.

Заявление прокурора Алексеевского района Самарской области удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Борское-мед», ИНН 6377008526, ОГРН 1066377019488, расположенное по адресу: 446660, Самарская область, Село Борское, ул. Ленинградская,49, к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с п.п.1.1. ч.1 ст.29.10 КоАП РФ:

ИНН: 6317010714; КПП: 631701001; УФК по Самарской области (прокуратура Самарской области); БИК 043601001; Счет 40101810200000010001; ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области; ОКАТО 36401000000; КБК 415 1 16 90010 01 0000 140.

Административный штраф должен быть уплачен в течение тридцати дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
И.С.Драгоценнова
Судьи
Е.И.Захарова
В.С.Семушкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-643/2011
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 18 мая 2011

Поиск в тексте