• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2011 года Дело N А41-36951/10

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2011 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ханашевича С.К., судей Боровиковой С.В., Диаковской Н.В., при ведении протокола судебного заседания Аванесян А.А.,

при участии в заседании:

страхового открытого акционерного общества «ВСК» (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062): Лопухов А.А. по доверенности от 28.03.2011 N 5264;

от общества с ограниченной ответственностью «Автологистика» (ИНН 7729412333, ОГРН 1037739241396): Храмова Л.В. по доверенности от 20.04.2011 N 13-1-04/11; от общества с ограниченной ответственностью «БМВ Русланд Трейдинг» (ИНН 7712107050, ОГРН 1037739414844): представитель не явился, извещено; от общества с ограниченной ответственностью «ЭлитАвто» (ИНН 2465078148, ОГРН 1032402653414): представитель не явился, извещено,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Автологистика» на решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2011 года по делу NА41-36951/10, принятое судьей Горожановой О.Л. по иску страхового открытого акционерного общества «ВСК» к обществу с ограниченной ответственностью «Автологистика» о взыскании 7 414 рублей,

УСТАНОВИЛ:

страховое открытое акционерное общество «ВСК» (далее - СОАО «ВСК») обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Автологистика» (далее - ООО «Автологистика») о взыскании ущерба в порядке суброгации в сумме 7 414 руб. 00 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены, ООО «БМВ Русланд Трейдинг», ООО «ЭлитАвто».

Решением Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2011 года по делу N А41-36951/10 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, ООО «Автологистика» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что 15.10.2007 между ООО «Автологистика» (перевозчиком) и ООО «БМВ Русланд Трейдинг» (страхователем) был заключен договор N ТРА-С-0121/07 на оказание комплекса услуг, по условиям которого исполнитель обязался хранить вверяемые ему заказчиком автомобили БМВ перевозить грузы в пункт назначения и выдавать их грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу, а заказчик обязывается оплачивать хранение и перевозку грузов (л.д. 30-32).

Получателем груза являлось ООО «ЭлитАвто».

Согласно товарно-транспортным документам пунктом погрузки товара является г. Химки, ул. Панфилова, вл.19, стр. 1, пунктом разгрузки является г.Красноярск, микрорайон Взлетка, ул. Алексеевская, д. 52 (л.д. 28-29).

Заказчик во исполнение своих обязательств по договору передал исполнителю автомобиль BMW X6 идентификационный номер (VIN) X4XFG611XOLW56658.

При получении груза в месте разгрузки было обнаружено повреждение груза, что подтверждается отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства.

Перечень повреждений зафиксирован в акте осмотра транспортного средства N 277 от 08.02.2010, составленном ООО «Фортуна-Эксперт» (л.д. 35-39).

Размер ущерба, причиненного собственнику груза, определен Страховым актом N 0986В13G00869-S0023Y от 22.04.2010 (л.д. 15).

Так как груз был застрахован в ОАО «Военно-страховая компания» в соответствии с Генеральным полисом N0986В13G00869 от 20.11.2009, в связи с наступлением страхового случая истец выплатил выгодоприобретателю (грузополучателю) ООО «ЭлитАвто» страховое возмещение в размере 7 414 руб. по платежному поручению N 65442 от 22.04.2010 (л.д. 16).

В соответствии с п. 14 Генерального полиса страхования грузов N 0986В13G00869 от 20.11.2009 истец производит выплату страхового возмещения за вычетом безусловной франшизы по каждому страховому случаю.

Безусловная франшиза устанавливается в размере 50 евро по каждому автомобилю (л.д. 20-22).

ООО «ЭлитАвто» направило в адрес ООО «Автологистика» претензию от 04.02.2010, в которой сообщило о том, что АКБ полностью разряжена (восстановлению не подлежит); на деталях кузова волосяные царапины (л.д. 41-42).

Поскольку в добровольном порядке причиненный ущерб возмещен не был, истец обратился в арбитражный суд с иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что факт причинения ущерба ответчиком, размер причиненного ущерба, а также факт возникновения у истца права на суброгацию подтверждены материалами дела. Доказательств возмещения ущерба в материалах дела не имеется.

Оспаривая решение суда первой инстанции, ООО «Автологистика» указывает, что истцом не был соблюден претензионный порядок. Истец произвел выплату страхового возмещения ненадлежащему лицу. В соответствии с отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС) товарный автомобиль БМВ был доставлен и передан грузополучателю без повреждений. В ОУПТС была лишь сделана отметка о грязном салоне. И только в примечании было указано, что а/м принят после мойки, на деталях кузова волосяные царапины (требуется полировка). Отметки в ОУПТС о наличии повреждений на товарном автомобиле марки BMW проставлены только после мойки указанного автомобиля.

Согласно приложению N 2 к ДС N 9/1 к договору (процедура предъявления претензий) к перевозчику не предъявляются мелкие повреждения (волосяные царапины), а именно мелкие повреждения ЛКП, которые устраняются в ходе предпродажной подготовки.

Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 965 Гражданского кодекса Российской Федерации к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на несоблюдение истцом претензионного порядка.

Вместе с тем довод ответчика о наличии оснований для оставления иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ) не может быть принят судом апелляционной инстанции.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 797 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 39 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ установлено, что право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов.

Порядок оформления претензий устанавливается правилами перевозок грузов (п. 5).

Действующие «Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 регулируют порядок оформления, предъявления и рассмотрения претензий перевозчику в случае повреждения груза.

Как следует из материалов дела, истец направил ответчику претензию от 09.11.2010 N 14502 с указанием VIN автомобилей за повреждение которых истцом было выплачено страховое возмещение, а также суммой ущерба по каждому из автомобилей.

Ответчик указывает, что названная претензия не соответствует требованиям параграфов 6-10 раздела 11 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, поскольку претензия должна направляться по каждой отправке груза в отдельности, к ней должны быть приложены оригинал товарно-транспортной накладной, а также документы подтверждающие факт и размер ущерба.

Вместе с тем параграфом 14 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 установлено, что претензионное заявление, поданное без приложения перечисленных документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня его получения вместе с приложенными документами и с указанием причин возвращения.

При невозвращении в 10-дневный срок претензия считается принятой к рассмотрению.

Доказательства возращения ответчиком претензии от 09.11.2010 N 14502 с приложениями в материалах дела отсутствуют.

Напротив, как указывает ответчик в апелляционной жалобе, письмом от 10.12.2010 N 162-12/10 ответчик отказал истцу в возмещении убытков по автомобилям, указанным в приложении к претензионному письму от 09.11.2010 N 14502.

Согласно ст. 41 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ, при предъявлении претензий в порядке, установленном ст. 39 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», иски к перевозчикам возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий.

При таких обстоятельствах оснований для оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ у суда первой инстанции не имелось.

Довод ответчика о том, что параграф 14 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, противоречит ст. 40 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ не может быть признан обоснованным, принимая во внимание, что указанной нормой права не установлено порядка рассмотрения претензии в случае, если к претензии не приложены все необходимые, по мнению ответчика, документы.

Также суд апелляционной инстанции не находит оснований для вывода о том, что страховое возмещение выплачено страховщиком ненадлежащему лицу - дилеру.

Между страхователем и страховщиком 12.07.2010 было заключено дополнительное соглашение к генеральному полису страхования грузов от 20.11.2009 которым стороны договора согласовали условие о том, что дилеры от имени страхователя подают страховщику заявления на выплату страхового возмещения.

При этом дилеры (получатели груза) являются получателями страховых выплат (п.п. 19.15, 19.16 генерального полиса).

В соответствии с п. 11 дополнительного соглашения указанные условия распространяются на обязательства сторон, возникшие с даты начала действия генерального полиса, что соответствует положениям п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Такой же принцип ответственности перевозчика закреплен ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

Повреждение груза в период перевозки автомобиля подтверждается отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС) составленным сторонами в соответствии с п. 5.3.2 договора на оказание комплекса услуг от 15.10.2007 N ТРА-С-0121/07.

Доказательств того, что повреждение груза произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 403 ГК РФ) или иных причин, предусмотренных ст. 36 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ ответчиком не представлено.

Не могут быть приняты доводы ответчика о том, что из отчета об ущербе и повреждениях транспортного средства усматривается, что осмотр проводился после мойки автомобиля, в связи, с чем на ответчика не может быть возложена ответственность за ущерб, поскольку неизвестно, в результате каких и чьих действий допущены повреждения автомобиля.

Данный довод является необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик передал автомобиль в установленном порядке грузополучателю до указанной выше мойки.

Кроме того, как следует из п. 5.3.2 договора на оказание комплекса услуг от 15.10.2007 N ТРА-С-0121/07, момент принятия груза определяется моментом передачи груза со всеми необходимыми документами, то есть товарно-транспортной накладной (ТТН) и в случае выявления повреждений - отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС).

Из представленного в материалы дела отчета об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС) не следует, что товарный автомобиль БМВ был доставлен и передан грузополучателю без повреждений. Напротив, в ОУПТС, как и в акте осмотра транспортного средства N 277, указано, что АКБ полностью разряжена. На деталях кузова волосяные царапины (л.д. 33-36).

Доводы заявителя апелляционной жалобы, основанные на приложении N 2 к дополнительному соглашению N 9/1 от 15.12.2008 к договору N ТРА-С-0121/07 от 15.10.2007, не могут являться состоятельными, поскольку приложение N 2 в материалах дела отсутствует.

Кроме того, из приложения N 2 к дополнительному соглашению N 9/1 от 15.12.2008 к договору N ТРА-С-0121/07 от 15.10.2007, которое суд апелляционной инстанции обозревал в судебном заседании, не следует, что расходы по устранению «волосяных царапин» не могут быть предъявлены перевозчику.

Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2011 года по делу N А41-36951/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
С.К.Ханашевич
Судьи
С.В.Боровикова
Н.В.Диаковская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А41-36951/10
Принявший орган: Десятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 13 июля 2011

Поиск в тексте