• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2011 года Дело N А26-8/2011

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 12 июля 2011 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Мельник А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авксентьевой Н.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью "Коэнсаари", к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия об уменьшении размера арендных платежей при участии представителей:

истца, общества с ограниченной ответственностью "Коэнсаари", - Телтевской Ю.А.,

ответчика, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, - Власовой О.С.,

установил: общество с ограниченной ответственностью "Коэнсаари" (далее - истец, ООО «Коэнсаари», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - ответчик) об уменьшении размера арендных платежей подлежащих уплате ООО «Коэнсаари» за 2007 и 2008 годы на основании договора аренды лесного участка N1 от 13.09.2007, номер государственной регистрации договора 10-10-07/012/2007-373 до 356160 руб. Требования обоснованы ст. ст. 606-612, п. 4 ст. 614 ГК РФ.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал, пояснив, что в период 2007-2008 ООО «Коэнсаари» не мог осуществлять рекреационную деятельность в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также проведение лесохозяйственных мероприятий по благоустройству лесного участка, поскольку не был утвержден лесохозяйственный регламент Сортавальского лесничества, документ, на основании которого истцом мог быть подготовлен проект освоения лесов.

Ответчик в отзыве на исковое заявление (л.д. 78-79) с требованиями истца не согласился, полагает, что спор между теми же сторонами о том же предмете и тем же основаниям был предметом рассмотрения арбитражного суда по делу NА26-12781/2009. Полагает, что отсутствие лесного плана и лесохозяйственного регламента в 2007 не является нарушением договора аренды арендодателем в силу ст. 14 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», которая указывает на необходимость применения материалов лесоустройства до 01.01.2009.

В судебном заседании представитель ответчика возражения по иску поддержал.

В заседании суда 07.07.2011 судом был объявлен перерыв до 08.07.2011 до 16 час. 40 мин. После перерыва судебное заседание продолжилось, в нем принял участие только представитель истца.

Заслушав представителей истца и ответчика, изучив представленные материалы, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды участка лесного фонда от 12.02.2004 и с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, 13.09.2007 Государственный Комитет Республики Карелия по лесу (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили новый договор аренды лесного участка общей площадью 275.6 га, расположенного на территории Куркиекского лесничества.

Указанный договор аренды зарегистрирован 28.10.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия в установленном законом порядке (номер регистрации 10-10-07/012/2007-373).

Размер и порядок внесения арендной платы определены в разделе 3 договора. Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 2.0, установленного конкурсной комиссией.

Пунктами 3.3, 3.4 договора предусмотрено, что арендатор перечисляет арендную плату в соответствии с приложением N 4 в определенные договором сроки и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. При этом арендная плата должна быть внесена за установленный объем лесопользования за истекший год до 31 декабря текущего года.

В соответствии с пунктом 3.5 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на невозможность осуществить рекреационную деятельность (организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности) в 2007 и 2008, Общество обратилось в арбитражный суд требованием об уменьшении размера арендной платы до 356160 руб. 12 коп. - размера земельного налога.

Суд полагает, что требования истцом заявлены обосновано и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

С 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года. В силу статьи 3 данного Кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, подлежат регулированию гражданским и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом.

В соответствии с пунктом 4 той же статьи, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

В качестве предусмотренных данной нормой оснований Общество сослалось на отсутствие лесного плана Республики Карелия, лесохозяйственного регламента лесничества, без которых невозможно составить проект освоения лесного участка и подать лесную декларации, являющуюся основанием для лесопользования, а также на отказ уполномоченных органов выдать лесорубочные билеты на весь установленный объем лесопользования.

Обязанность по составлению проекта освоения лесов частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду.

В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлением лесопользователем лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядком.

Согласно пункту 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.

Арендодатель лесного участка при заключении долгосрочного договора аренды в условиях изменяющегося законодательства обязан обеспечить арендатора всеми необходимыми документами и соблюдать условия, позволяющие арендатору использовать лесной участок в полном объеме по целевому назначению, что также предписано общими положениями гражданского законодательства, регулирующего арендные отношения.

Лесной план Республики Карелия и соответствующий лесохозяйственный регламент фактически утверждены в декабре 2008 года. В результате этого арендатор, применительно к нормам Лесного кодекса Российской Федерации и иных локальных нормативных актов, не мог в полной мере приступить к разработке проекта освоения лесов, что препятствовало ему своевременно подать лесную декларацию.

В связи с отсутствием реальной возможности освоить осуществлять рекреационную деятельность в 2007-2008, Общество вправе требовать уменьшения арендной платы по правилам пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод представителя ответчика о возможности применения существовавших материалов лесоустройства до 01.01.2009, не может быть принят судом, поскольку Лесным кодексом РФ были установлены иные нормы отведения лесов у водных объектов.

Также суд не принимает довод ответчика о том, что спор между теми же сторонами о том же предмете и тем же основаниям был предметом рассмотрения арбитражного суда по делу NА26-12781/2009. В указанном деле Общество заявило об уменьшении арендной платы до 100000 руб., а затем в порядке ст. 49 АПК РФ изменило свои требования просило об уменьшении арендной платы до 0 руб., то есть фактически просило суд освободить его ее уплаты.

В отсутствие вины ответчика и с согласия представителя истца расходы по госпошлине суд относит на истца.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Исковые требования ООО «Коэнсаари» (ОГРН 1021000992033, ИНН 1012004241) к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН ИНН 1001016090, ИНН 1071001000828) полностью удовлетворить.

2. Уменьшить общий размер арендных платежей, подлежащих уплате ООО «Коэнсаари» за 2007 и 2008 годы на основании договора аренды лесного участка N1 от 13.09.2007, номер государственной регистрации договора 10-10-07/012/2007-373 до 356160 руб.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65),

- в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

     Судья

Мельник А.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-8/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 12 июля 2011

Поиск в тексте