ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2011 года Дело N А66-13196/2010

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от открытого акционерного общества «Тверской экскаватор» Жогова Д.Ю. по доверенности от 26.05.2011 N 3Д-1326, Малета С.Е. по доверенности от 25.02.2011 N 2Д-855, Каташовой С.Е. по доверенности от 27.01.2011 N 2Д-264,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 марта 2011 года по делу N А66-13196/2010 (судья Пугачев А.А.),

у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Тверской экскаватор» (далее - Общество, ОАО «Тверской экскаватор») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - Территориальное управление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 1983 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200006:11, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 11; возложении обязанности принять решение и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить договор по цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, исходя из кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 2010 год.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 марта 2011 года требования удовлетворены.

Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что у него отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения ФАУГИ.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчики о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, свидетельством о государственной регистрации от 07.04.2010 серии 69 АБ N 650485 подтверждается право собственности Общества на недвижимое имущество: подъездной железнодорожный путь, протяженностью 446 м.

Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200006:11, площадью 1983 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 11.

Названный участок, находящийся в федеральной собственности, предоставлен заявителю в аренду для производственных нужд на основании договора от 29.01.2001 N 47.

ОАО «Тверской экскаватор» 19.01.2010 обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка; с письмом от 03.09.2010 направило недостающие документы.

Территориальное управление перенаправило документы в Росимущество, о чем уведомило Общество письмом от 24.09.2010 N 5777-05.

Росимущества письмом от 26.01.2011 N ПП-10/1650 со ссылкой на статьи 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации возвратило материалы по приватизации земельного участка, фактически отказав заявителю.

ОАО «Тверской экскаватор» обжаловало в арбитражном суде бездействие Территориального управления, ФАУГИ по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.

На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

По настоящему делу Общество как собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Территориальное управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, ответчик в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в установленный данной нормой срок не принял решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению ОАО «Тверской экскаватор», не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.

Довод Территориального управления о том, что он не имел возможности проверить наличие у Общества права выкупить спорный земельный участок по льготной цене, поскольку заявитель не представил подтверждающие документы, не может служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта. ОАО «Тверской экскаватор», обращаясь в Территориальное управление с заявлением о выкупе земельного участка, указало на обстоятельства, связанные с приватизацией расположенного на этом участке подъездного железнодорожного пути, представив соответствующие документы, и на наличие у него права на выкуп по льготной цене. Территориальное управление не было лишено возможности истребовать дополнительные документы, касающиеся приватизации данного объекта, однако не сделало этого.

Кроме того, в резолютивной части решения суда не содержится указания на принятие ответчиком решения о предоставлении спорного земельного по льготной цене.

Ссылка подателя жалобы на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.

Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения Общества прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ.

При таких обстоятельствах ссылка Территориального управления на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание.

Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 22 марта 2011 года по делу N А66-13196/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Виноградова
Судьи
О.Б.Ралько
О.А.Тарасова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка