ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2011 года Дело N А41-14381/10

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2011 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мордкиной Л.М., судей: Кручининой Н.А., Макаровской Э.П., при ведении протокола судебного заседания Гулий Ю.С., в заседании участвуют: от заявителя: Третьяк Г.П. по доверенность от 03.03.2010 N 3, Пименова Н.О. по доверенность от 17.05.2011 N 1;

от инспекции: Голубева М.Ю. по доверенности от 11.01.2011 N0.4-16/0006@, Аносова М.С. по доверенности от 13.05.2011 N04-16/0754@,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2011 года по делу А41-14381/10, принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по заявлению ЗАО «Омика» к ИФНС России по г. Мытищи Московской области о признании частично недействительным решения, УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Омика» (далее - ЗАО «Омика», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Мытищи Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.08.2009 N 2.11-48 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: предложения внести изменения (исправления) в документы бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль об исключении из состава внереализационных расходов и уменьшении убытка за 2005 г. на сумму 534.476 руб. и за 2006 г. - на сумму 1.018.209,73 руб.; доначисления налога на имущество за 2007 г. в сумме 2.657.061 руб., пени по налогу на имущество - 533.041 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 531.412 руб.; доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4.251 руб., предложения удержать налог на доходы физических лиц с физических лиц и внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, привлечения ЗАО «Омика» к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 850 руб.

Решением Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2011 года по делу А41-14381/10 заявление ЗАО «Омика» удовлетворено.

Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Мытищи Московской области, в которой инспекция просит решение суда первой инстанции отменить.

В апелляционной жалобе инспекция указывает, что поскольку в 2005 г. не было построено здание и соответствующее оборудование не было введено в эксплуатацию, то и амортизация по основным средствам - литьевой аппарат, пресс-формы, электросварочная машина, не должна начисляться и включаться в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Также, по мнению налогового органа, затраты ЗАО «Омика» на охрану объекта в сумме 81.360 руб. являются необоснованными и документально неподтвержденными.

Расходы на хранение оборудования в сумме 295.347 руб. не должны учитываться налогоплательщиком в составе текущих расходов, а должны относиться на увеличение первоначальной стоимости основных средств.

В части уменьшения убытка за 2006 год на сумму 1.018.209 руб. 73 коп. налоговый орган ссылается на то, что налогоплательщик в нарушение п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, применил ставку, предусмотренную договорами, а не ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза. Данное обстоятельство привело к завышению внереализационных расходов.

Инспекцией обществу также доначислен налог на имущество за 2007 г. в сумме 2.657 061 руб. По мнению инспекции, в 2007 г. в нарушение ст. 374, 375 НК РФ в налоговую базу по налогу на имущество заявитель не включил первоначальную стоимость здания по производству хлебобулочных изделий и не исчислил налог на имущество с 01.04.2007. Инспекция указывает, что общество использовало спорное имущество в производственных целях, извлекло выгоду, заключив договоры аренды с ООО «Восход-Москва».

Кроме того, инспекция ссылается на то, что общество допустило неполную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 4.251 руб., поскольку работниками общества к авансовым отчетам по полученным денежным средствам не представлены чеки контрольно-кассовой техники.

Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

Материалами дела установлено: ИФНС России по г. Мытищи Московской области была проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Омика» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период 2005-2007 гг., по результатам которой составлен акт от 19.06.2009 N 2.11-48 и вынесено решение от 28.08.2009 N 2.11-48 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 16-33, 44-58).

Решением УФНС России по Московской области от 11.03.2010 N 16-16/87672 пункт 4 резолютивной части оспариваемого решения инспекции изменен с учетом п. 1 описательной части решения от 11.03.2010 N 16-16/87672. В остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.

Не согласившись с принятым решением ИФНС России по г. Мытищи Московской области от 28.08.2009 N 2.11-48, налогоплательщик обратился с заявлением в Арбитражный суд Московской области, в котором просит суд признать вышеуказанное решение инспекции недействительным в указанной части.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение ИФНС России по г. Мытищи Московской области от 28.08.2009 N 2.11-48 подлежит признанию недействительным в оспариваемой части, как вынесенное с нарушением норм действующего законодательства о налогах и сборах, в связи со следующим.

Согласно оспариваемому решению (с учетом решения УФНС России по Московской области от 11.03.2010 N 16-16/87672) заявитель завысил внереализационные расходы для целей налогообложения по налогу на прибыль в 2005 год на 157.769 руб.

Инспекция считает, что поскольку в 2005 г. не было построено здание и соответствующее оборудование не было введено в эксплуатацию, то и амортизация по основным средствам - литьевой аппарат, пресс-формы, электросварочная машина, не должна начисляться и включаться в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Данные выводы налогового органа апелляционный суд находит несостоятельными, поскольку в материалы дела представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 за 01.01.2005 - 31.12.2005 (т. 4, л.д. 4), подтверждающая, что обществом по объектам основных средств - литьевой аппарат (инв. N - 4), пресс-форм (инв. N - 7), электросварочная машина (инв. N - 5), пресс-форм (инв. N - 8), в 2005 г. амортизация не начислялась.

Как указывает заявитель, амортизация по указанным основным средствам была начислена до 01.01.2005, и, следовательно, в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли за 2005 г. не включалась.

Доказательств обратного в порядке ст. 65 АПК РФ заинтересованным лицом суду не представлено.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции и приходит к выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для требования о внесении исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета ЗАО «Омика» в части уменьшения убытка за 2005 г. на 157.769 руб.

Согласно оспариваемому решению, в нарушение ст. 265 НК РФ, п. 1,4 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» затраты ЗАО «Омика» на охрану объекта в сумме 81.360 руб. являются необоснованными и документально неподтвержденными в связи с тем, что в договоре на охрану отсутствует мотивированное обоснование его заключения и перечень охраняемого имущества (стр. 3 решения).

Из материалов дела следует, что на основании договора от 13.07.2005 N 44 об охране имущества, заключенного ЗАО «Омика» с ООО ЧОП «Русь-2002», последнее обеспечивало охрану имущества заявителя, находящегося по адресу: Московская обл., г. Мытищи, ул. Хлебозаводская, 6, офис 15 и 17, арендованных ЗАО «Омика» по договору от 01.06.2005 N 8/05 (т. 1 л.д. 129-146).

Как правомерно указал суд первой инстанции, в договоре от 13.07.2005 N 44 сторонами были надлежащим образом согласованы существенные условия договора, установленные Гражданским кодексом Российский Федерации.

То обстоятельство, что в договоре на охрану отсутствует мотивированное обоснование его заключения и перечень охраняемого имущества, не может служить основанием для признания спорных затрат на охрану имущества необоснованными и документально неподтвержденными.

Заявитель указал, что при проведении проверки налоговому органу были представлены все документы, подтверждающие правомерность и реальность понесенных расходов, в том числе платежные поручения по оплате услуг.

При таких обстоятельствах вывод инспекции о том, что затраты ЗАО «Омика» на охрану объекта в сумме 81.360 руб. являются необоснованными и документально неподтвержденными, несостоятелен и опровергается материалами дела.

По мнению инспекции, затраты налогоплательщика на хранение оборудования в сумме 295.347 руб. - связаны со строительством здания по производству хлебобулочных изделий и подлежат отражению на балансовом счете 08.3 «Вложения во внеобортные активы».

Из материалов дела следует, что между ЗАО «Омика» (Поклажедатель) и ООО «ЕвроСклад» заключен договор складского хранения от 02.03.2005 N ЕS05-12, согласно которому Хранитель обязуется на условиях, установленных настоящим договором, за вознаграждение принимать и хранить передаваемые ему Поклажедателем товары и возвращать их в сохранности по первому требованию Поклажедателя (т. 1 л.д. 119-121).

Затраты общества на хранение оборудования в размере 295.347 руб. подтверждаются представленными в материалы дела первичными документами (т. 1 л.д. 124, 126-128, 147-148, т. 2 л.д. 1-6).

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции и считает, что налоговым органом не доказана взаимосвязь данных затрат со строительством здания по производству хлебобулочных изделий.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Оспариваемым решением инспекции установлено завышение обществом процентов по долговым обязательствам на 1.504.085 руб. Данное обстоятельство, по мнению инспекции, повлекло завышение убытка в 2006 г. Сумма процентов, признаваемых расходами, приведена в таблице N 1 оспариваемого решения.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Апелляционный суд считает, что при вынесении решения по данному эпизоду инспекцией, в нарушение ст. 101 НК РФ, документально не подтверждена достоверность данных, приведенных в таблице N 1.

Между тем, представленной в материалы дела карточкой счета 91.2 подтверждается, что фактическая сумма процентов за 2006 год по кредитному договору N 168/2005-0 составила 6.197.767,81 руб., по договору N 106/2006-0-72 - 724.931,51 руб., по договору N 107/2006-0-72 - 736.310,37 руб.

Таким образом, общая сумма процентов по кредитным договорам меньше суммы указанной в оспариваемом решении на 1.018.209,73 руб.

При расчете долговых обязательств ЗАО «Омика» за 2006 г. налоговым органом необоснованно были включены 1.018.209,73 руб. процентов по договору N 01/3 от 10.01.2005, процентная ставка по которому составляла 10% годовых, что ниже 1,1 ставки рефинансирования за 2006 г. (в период с 01.01.2006 по 25.06.2006 ставка рефинансирования ЦБ РФ составляла 12%, с 26.06.2006 по 22.10.2006 - 11,5%, с 23.10.2006 по 31.12.2006 - 11%).

С учетом изложенного требование налогового органа о внесении исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета ЗАО «Омика» в части уменьшения убытка за 2006 год на 1.018.209,73 руб. является неправомерным.

В оспариваемом решении инспекция указывает, что в нарушение ст. 374, 375 НК РФ в 2007 году ЗАО «Омика» первоначальную стоимость здания предприятия по производству хлебобулочных изделий не включило в налоговую базу и не исчисляло налог на имущество с 01.04.2007 года.

Инспекция указывает, что здание принято организацией в эксплуатацию согласно Акту приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.12.2006г.

В соответствии с п. 41 Приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» под незавершенным капитальным вложением понимаются неоформленные актами приема-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости), затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты.

Согласно п. 52 Методических указаний допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Материалами дела установлено, что ЗАО «Омика» на основании инвестиционного договора N 50/02-05 от 11.01.2005 года производило реконструкцию недвижимого имущества, предназначенного для производственной базы по изготовлению обуви из ПВХ, в здание - предприятие по производству хлебобулочных изделий, в соответствии с которым были проведены строительно-монтажные и пусконаладочные работы, приобретено и смонтировано оборудование, и в проверяемом периоде (2005-2007 годы) капитальные вложения по объекту не были завершены, такие работы продолжались после подписания и утверждения Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.12.2006 в течение всего 2007 года.

Доказательством этого являются договоры, счета-фактуры, акты о выполненных работах и оказанных в 2007 году услугах, направленные на доведение объекта - здания по производству хлебобулочных изделий до состояния пригодного для использования, акт сверки расчетов между ОАО «ГлавУКС» и ЗАО «Омика» по строительству производственной базы по состоянию на 20.05.2008 года, в соответствии с которым общая сумма затрат по строительству составила 150.454.193,24 руб., документы об оплате работ и услуг (платежные поручения, соглашения о проведения взаимозачетов). Все документы передавались налоговому органу в ходе проведения выездной налоговой проверки. Всего за период 2007-2008 год было осуществлено и оплачено работ (услуг) на сумму 42.815.148,88 рублей, в том числе по прямым договорам (без участия ОАО «ГлавУКС») с подрядчиками.

Налоговым органом не оспаривается осуществление ЗАО «Омика» в 2007 году работ по доведению объекта до состояния пригодного к использованию, затраты по этим работам налоговый орган учитывает при определении первоначальной стоимости объекта. Пять из полученных и проанализированных налоговым органом платежных поручений об оплате стоимости работ и услуг датированы 2007 годом, т.е. после подписания и утверждения Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.12.2006г. В оспариваемом решении инспекции указывается, что за 2007 год стоимость таких затрат составила 33.641.087 рублей.

Выдаваемое на основании статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации. Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно: его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство.

При выполнении после получения разрешения на ввод в эксплуатацию строительно-монтажных, пусконаладочных работ, отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию, основания для квалификации этого объекта в качестве основного средства отсутствуют.

Данный вывод основывается также на применении норм законодательства о бухгалтерском учете, регламентирующих формирование первоначальной стоимости основных средств при принятии их к учету.

Согласно пунктам 23, 24, 26, 32 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в которую включаются также затраты на приведение основных средств в состояние, пригодное для использования. Это правило подлежит применению вне зависимости от основания возникновения у организации права на соответствующий объект - как в случае его приобретения, так и при создании.

Возможность начисления амортизации по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств также обусловлена выполнением требования о фактическом вводе объекта в эксплуатацию.

Доказательств, свидетельствующих о том, что до издания руководителем ЗАО «Омика» приказа о вводе в эксплуатацию, здание по производству хлебобулочных изделий использовалось или могло быть использовано по своему назначению, находясь в соответствующем состоянии готовности, инспекцией представлено не было.

Строящийся объект недвижимости не отвечает признакам основного средства при невозможности его использования на момент получения разрешения на ввод в эксплуатацию и продолжения выполнения после получения этого разрешения работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию.

Для целей налогового учета ни на 01.04.2007 года, ни на 31.12.2007 года не была сформирована окончательная стоимость объекта строительства в связи с отсутствием актов выполненных работ, сводного счета-фактуры и иных первичных документов от ОАО «ГлавУКС» с учетом всех произведенных затрат на строительство объекта.

ЗАО «Омика» не имело законных оснований самостоятельно в отсутствии полного пакета документов, подтверждающих стоимость затрат на строительство (т.е. в условиях, когда сумма затрат еще не определена), сформировать первоначальную стоимость объекта исходя из данных балансового счета 76.5.

В соответствии с подпунктом «б» п.2.2.2 и пунктом 2.1.3 Договора N 50/02-05 от 11.01.2005 года Заказчик обязан по завершении строительных работ передать затраты по «Объекту» на баланс Инвестора, а Инвестор после завершения строительства принять «Объект» с затратами на свой баланс.

В соответствии с письмами Министерства финансов РФ от 05.12.2008 года N 03-07-09/40, от 24.05.2006 года N 03-04-10/07 установлен порядок передачи документов от Заказчика к Инвестору после завершения строительства объекта, согласованный с ФНС России.

В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим не позднее пяти дней после передачи в установленном порядке на баланс инвестора объекта, законченного капитальным строительством, организация, выполняющая функции Заказчика выставляет Инвестору сводный счет-фактуру по соответствующему объекту.

Сводный счет-фактура составляется в двух экземплярах на основании счетов-фактур, ранее полученных заказчиком от подрядных организаций по выполненным строительно-монтажным работам и поставщиков товаров (работ, услуг). При этом в данном счете-фактуре строительно-монтажные работы и товары (работы, услуги) выделяются в самостоятельные позиции. Счета-фактуры, полученные заказчиком от подрядных организаций и поставщиков товаров (работ, услуг), хранятся у заказчика в журнале учета полученных счетов-фактур без регистрации в книге покупок. Копии этих счетов-фактур прилагаются заказчиком к сводному счету-фактуре, который представляется инвестору.