АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 июля 2011 года Дело N А26-2400/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 15 июля 2011 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Карелия к муниципальному учреждению "Медвежьегорская центральная районная больница" о взыскании 1032 руб. 80 коп.

при участии представителей:

заявителя, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Карелия, - Кочетова А.Г., доверенность от 24.01.2011 N 04-05/11-01,

ответчика, муниципального учреждения "Медвежьегорская центральная районная больница", - не явился,

установил: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Карелия (далее - заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному учреждению "Медвежьегорская центральная районная больница" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании штрафных санкций в сумме 1032 руб. 80 коп.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме, по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что штрафные санкции рассчитаны с учетом переплаты по срокам уплаты налога на добавленную стоимость, представил расчёт в письменном виде.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в отзыве на заявление с заявленными требованиями не согласился, считает, что Учреждение правомерно применило льготу по налогу на добавленную стоимость, поскольку койки сестринского ухода относятся к стационарной медицинской помощи.

Дело рассматривается в отсутствие представителей сторон в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Учреждение представило в Инспекцию уточненную (N 3) налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года.

По результатам проверки декларации по налогу на добавленную стоимость составлен акт от 19.07.2010 N 11-19/772, в котором зафиксировано нарушение подпункт 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) выразившееся в неправомерном применении налоговой льготы, по коду операции 1010211 - реализация медицинских услуг оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Согласно представленной расшифровке стоимости (л.д. 19), спорная сумма относится к услугам по предоставлению койки сестринского ухода. По мнению Инспекции, налогоплательщику следовало применить льготу по коду операции 1010221 - услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения. Всего по результатам проверки Инспекция установила занижение налогооблагаемой базы на сумму 43035 руб.

Поскольку по требованию налогового органа Учреждение не представило доказательств подтверждающих обоснованность льготы по коду 1010221, Инспекция 19 августа 2010 года приняла решение N 11-02/741 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений в виде штрафа в сумме 1250 руб., а также предусмотренной статьей 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 1032,80 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 01.10.2010 N 07-08/10114 частично удовлетворена жалоба Учреждения. Отменяя решение Инспекции в части привлечения к ответственности по статье 126 НК РФ, вышестоящий налоговый орган согласился с доводами налогоплательщика, что Учреждение не относится к органам социальной защиты, следовательно, льготу по коду операции 1010221 не заявляло. Вместе с тем, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия посчитало, что оказываемые ответчиком услуги по предоставлению коек сестринского ухода в перечне указанном в пп.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не поименованы, следовательно, данные услуги не могут быть освобождены от налогообложения НДС.

В установленный в требовании от 12.10.2010 N 1369 срок сумма штрафных санкций не уплачена.

В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено, данное право может быть реализовано только в судебном порядке.

В связи с отсутствием счетов в банках для выставления инкассовых поручений Инспекция обратилась с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафных санкций в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость при наличии соответствующей лицензии освобождаются услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством России.

Согласно пункту 1 указанного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 132 от 20.02.2001, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Согласно положению «О доме сестринского ухода, хосписе и отделении сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц», утвержденному приказом Минздрава РСФСР от 01.02.1991 N 19 дом (отделение) сестринского ухода, хоспис организуется на базе отдельных участковых больниц сельской местности, городских многопрофильных и специализированных (психиатрических, противотуберкулезных, онкологических и т.д.) больниц по решению местных Советов народных депутатов и согласованию с местными органами здравоохранения. Источниками финансирования, кроме бюджетных средств органов здравоохранения и социального обеспечения (по решению местных Советов народных депутатов), могут быть средства, полученные от реализации медицинских и медико-социальных услуг по договорам. Медицинская помощь и уход в домах (отделениях) сестринского ухода и хосписа могут предоставляться на условиях хозрасчета по ценам, утвержденным исполкомом местного Совета по представлению органа здравоохранения. Оплата за пребывание в хозрасчетном доме (отделении) сестринского ухода или хосписе может осуществляться больными или их родственниками, органами социального обеспечения, предприятиями и другими организациями.

В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (л.д. 52) услуга по пребыванию пациентов, нуждающихся в постоянном уходе на койках сестринского ухода, отнесена к платным медицинским услугам, оказываемым медицинскими учреждениями здравоохранения Медвежьегорского муниципального района.

Как усматривается из представленных договоров, заключаемых с пациентами при помещении на койку сестринского ухода, Учреждение обязуется осуществлять квалифицированный медицинский уход за пациентом, обеспечивает первую и неотложную помощь, проводит врачебные осмотры, а также проводит курс поддерживающего лечения.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения Учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебные расходы подлежат отнесению на заявителя, однако налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленного требования отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4). Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

     Судья


Цыба И.С.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка