• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июля 2011 года Дело N А49-8286/2010

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием в судебном заседании:

представителя Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - Феоктистовой О.И. (доверенность от 29.06.2011 N05-4),

представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Пензенской области - Феоктистовой О.И. (доверенность от 11.01.2011),

представителя закрытого акционерного общества «Пензанефтепродукт» - Лошкарева Д.А. (доверенность от 18.02.2011),

представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области - не явился, извещен надлежащим образом,

представителя федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04.07.2011 в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Пензенской области

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.04.2011 по делу NА49-8286/2010 (судья Столяр Е.Л.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Пензанефтепродукт» (ИНН 5800000016, ОГРН 1025801100533), Пензенская область, г.Пенза, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Пензенской области, Пензенская область, г.Сердобск, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, Пензенская область, г.Пенза, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, Пензенская область, г.Пенза, федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области, Пензенская область, г.Пенза, об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Пензанефтепродукт» (далее - ЗАО «Пензанефтепродукт», Общество) обратилось в арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Пензенской области (далее - Межрайонная ИФНС России N4 по Пензенской области, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными пунктов 2, 3 и 4 решения налогового органа от 16.09.2010 N1174 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д.4).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05.04.2011 по делу NА49-8286/2010 заявленные требования удовлетворены (т.2, л.д.67-75).

В апелляционных жалобах налоговые органы просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме ( т.2, л.д.84-85, 99-101).

Общество апелляционные жалобы отклонило по основаниям, изложенным в отзывах на них.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в суд поступил отзыв на апелляционные жалобы налоговых органов.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - УФНС России по Пензенской области, Управление) поддержало свою апелляционную жалобу и апелляционную жалобу Инспекции.

Представитель Инспекции поддержал свою апелляционную жалобу и апелляционную жалобу Управления.

Представитель Общества отклонил апелляционные жалобы налоговых органов по доводам, изложенным в отзывах на них.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, имеющееся в материалах дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами, предусмотренными ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы приведенные в апелляционных жалобах, отзывах на них и заслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N4 по Пензенской области в период с 22.04.2010 по 22.07.2010 проведена камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года ЗАО «Пензанефтепродукт».

Как установлено в акте проверки от 05.08.2010 N6345 и обжалуемом решении от 16.09.2010 N1174, ЗАО «Пензанефтепродукт» не уплатило в бюджет земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 58:03:0304002:19 за 1 квартал 2010 года в сумме 522 руб., в связи с чем Обществу начислены пени по состоянию на 16.09.2010 в сумме 16 руб. 54 коп.

Решением Управления ФНС России по Пензенской области от 11.11.2010 N11-47/142 решение Межрайонной ИФНС России N4 по Пензенской области от 16.09.2010 N1174 об отказе в привлечении к налоговой ответственности оставлено без изменения, а жалоба ЗАО «Пензанефтепродукт» - без удовлетворения, а также обжалуемое решение утверждено и вступило в силу.

Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2004 N141 - ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» глава вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) дополнена разделом Х «Местные налоги», в которую вошел и раздел 31 «Земельный налог».

В соответствии со ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действие в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (п.2 ст.387 Кодекса).

В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1).

Налоговая база и порядок ее определения предусмотрены ст.ст.390 и 391 НК РФ, согласно которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 Кодекса).

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.3 ст.391 Кодекса).

Как установлено материалами дела, согласно свидетельству о праве собственности от 29.03.2007 серии 58 АА N196730 ЗАО «Пензанефтепродукт» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4954 кв.м, расположенный по адресу: Пензенская область, Бековский район, р.п.Беково, ул.Зеленая, 9, под размещение автозаправочной станции АЗС N16 и производственного здания. Данный участок зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости 03.01.2007 и ему присвоен кадастровый номер 58:03:0304002:19.

Согласно кадастровому паспорту от 05.02.2010, данные о котором запрошены Обществом в ФГУ «Земельная кадастровая палата» для расчета земельного налога за указанный земельный участок, его кадастровая стоимость составляет 949731 руб. 34 коп., исходя из которой ЗАО «Пензанефтепродукт» был исчислен по представленному налоговому расчету за 1 квартал 2010 года земельный налог в сумме 3561 руб. (949731 х 1,5% : 4, где 949731 руб. - кадастровая стоимость, 1,5% - налоговая ставка, 4 - количество отчетных периодов в налоговом периоде).

Вместе с тем, актом камеральной налоговой проверки и обжалуемым решением налоговый орган изменил налоговую базу по земельному налогу - кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:03:0304002:19, определив ее по состоянию на 01.01.2010 в размере 1088741 руб., и, соответственно, начислил авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал 2010 года в сумме 4083 руб. (1088741 х 1,5% : 4), а также предложил уплатить в бюджет недоплаченный налогоплательщиком авансовый платеж в сумме 522 руб. (4083-3561).

Положениями ст.390 и п.1 ст.391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу ст.11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям корреспондирует п.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с п.2 ст.66 ЗК РФ в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельных участков). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Согласно п.п.1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании п.10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.

Пунктом 11 указанных Правил определено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Пункт 13 Правил предусматривает, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае, когда образование нового земельного участка происходит после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанного земельного участка в силу п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006,определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Как установлено материалами дела, постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N918-пП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Пензенской области.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 58:03:0304002:19 в приложении N3 указанного постановления «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пензенской области » отсутствовали, поскольку данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 03.01.2007, то есть после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов.

Указанное постановление Правительства Пензенской области со всеми приложениями публиковалось в печатном издании «Пензенские губернские ведомости» с 04.12.2009 по 10.02.2010 и вступило в силу в соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации и п.4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 15.12.2004 N1013-пП, по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

Вместе с тем, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст.390 и п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации, порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N165-О-О.

Актом определения кадастровой стоимости от 03.01.2007 определена кадастровая стоимость указанного земельного участка, которая составила 949731 руб. 34 коп.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал в решении, что поскольку по состоянию на 01.01.2010 постановление Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N918-пП утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области, не вступило в силу, оснований считать, что по состоянию на 01.01.2010 у ЗАО «Пензанефтепродукт» изменилась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:03:0304002:19, не имеется.

Ссылку налогового органа на п.12 раз.«Бековский район» приложения N2 постановления Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N918-пП, содержащего сведения относительно среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 58:03:03: 04 002, исходя из которой налоговым органом произведен расчет земельного налога в сумме 1088741 руб. (219,77 х 4954, где 219 руб. 77 коп. - кадастровая стоимость земельного участка квартала, 4954 кв. м - площадь земельного участка) за земельный участок Общества, который был опубликован 09.12.2009, суд апелляционной инстанции считает необоснованной, так как вступление в силу нормативного правового акта произошло после его опубликования в полном объеме с учетом норм п.1 ст.5 НК РФ, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Более того, как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.3 Постановления от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п.1 ст.5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Суд также считает необоснованной ссылку налогового органа на то, что постановление Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N918-пП распространяется на правоотношения, возникшие с 27.11.2009, поскольку в самом тексте указанного постановления данная норма отсутствует, а исходя из текста постановлений Правительства Пензенской области от 24.01.2011 N25-пП и от 18.03.2011 N157-пП действие постановления N25-пП распространено на правоотношения, возникшие после 27.11.2009, а не постановления Правительства N918-пП. Более того, указанное постановление правительства Пензенской области независимо от наличия нормы о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 27.11.2009, порождает правовые последствия для налогоплательщиков и действует в части исчисления земельного налога только в порядке, определенном законодательством о налогах и сборах.

По аналогичным основаниям суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку налогового органа и на сведения портала Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении принадлежащего заявителю земельного участка, в котором указана его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 в размере 1088740 руб. 58 коп.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что заявленные требования о признании недействительными п.п.2, 3 и 4 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Пензенской области от 16.09.2010 N1174 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения являются обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению на основании ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение от 05 апреля 2011 года является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 НК РФ относятся на налоговые органы, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со ст.333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.04.2011 по делу NА49-8286/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Пензенской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.И.Захарова
Судьи
В.Е.Кувшинов
А.А.Юдкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А49-8286/2010
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 08 июля 2011

Поиск в тексте