АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2011 года Дело N А51-4234/2011

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 22 июня 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А.Фокиной, рассмотрев в судебном заседании 15.06.2011 дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Родник» к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю

о признании незаконными действий по изготовлению 06.12.2010 кадастрового паспорта N 25/00-66734 и действий по постановке 06.12.2010 на кадастровый учёт земельного участка площадью 4716 кв.м с кадастровым номером 25:28:010023:127, и об обязании восстановить нарушенные права и интересы путём обязания ФГУ «Земельная кадастровая палата» изготовить новый кадастровый паспорт земельного участка площадью 10095 кв.м с учётом распоряжения Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 12.11.2009 N 1088 и поставить данный земельный участок на кадастровый учёт, при участии в заседании:

от заявителя - председателя правления Бородиной И.Э. (протокол собрания N 1 от 28.12.2009), представителя Черторинского Э.А. (доверенность от 29.03.2011),

от Палаты - представителя Мезенина А.П. (доверенность от 11.01.2011), протокол судебного заседания вёл помощник судьи В.В.Беликова, установил:

Товарищество собственников жилья «Родник» (далее по тексту - «заявитель», «ТСЖ «Родник» или «Товарищество») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю (далее по тексту - «Палата») о признании незаконными действий по изготовлению 06.12.2010 кадастрового паспорта N 25/00-66734 и действий по постановке 06.12.2010 на кадастровый учёт земельного участка площадью 4716 кв.м с кадастровым номером 25:28:010023:127, и об обязании восстановить нарушенные права и интересы путём обязания ФГУ «Земельная кадастровая палата» изготовить новый кадастровый паспорт земельного участка площадью 10095 кв.м с учётом распоряжения Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 12.11.2009 N 1088 и поставить данный земельный участок на кадастровый учёт.

В обоснование требований представитель заявителя указал, что постановка на кадастровый учёт земельного участка площадью 4716 кв.м и выдача кадастрового паспорта была осуществлена Палатой с нарушением норм действующего законодательства, поскольку заявитель не обращался за выдачей кадастрового паспорта и за постановкой земельного участка на кадастровый учёт в таких границах, решение о формировании земельного участка в таких границах на общем собрании собственников многоквартирного дома не принималось, изготовление данного кадастрового паспорта и постановка земельного участка на кадастровый учёт существенным образом нарушают права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку границы и площадь участка значительно меньше тех, которые утверждены распоряжением УГА от 12.11.2009 N 1088, и жильцы многоквартирного дома N 12 по ул. Зейская не имеют возможности произвести какие-либо юридически значимые действия с принадлежащими им на праве собственности жилыми и нежилыми помещениями (реконструкция, перепланировка и т.д.) в связи с постановкой земельного участка на кадастровый учёт в границах, определённых без учёта действующих нормативов.

Между тем, как указал заявитель, в настоящее время с учётом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 любой из жителей может обратиться с заявлением о формировании земельного участка для последующего приобретения его на праве общей долевой собственности в существующих границах (4716 кв.м), то есть самостоятельно принять решение за всех остальных жильцов, которые пытаются отстоять свои права на земельный участок в больших границах (10095 кв.м).

Палата требования не признала, указав, что кадастровый учёт спорного земельного участка осуществлён в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании представленных заявления и межевого плана от 23.11.2010, при этом оснований, предусмотренных статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учёта не установлено.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, при рассмотрении настоящего дела суд установил, что дом N 12 по ул. Зейская в г. Владивостоке был введён в эксплуатацию в феврале 1997 года согласно Постановлению Мэра г. Владивостока от 12.02.1997, утвердившего Акт приёмки законченного строительством объекта от 24.12.1996.

24.12.2007 Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Владивостоку в качестве юридического лица зарегистрировано Товарищество собственников жилья «Родник», о чем выдано свидетельство серия 25 N 003046572.

Согласно Уставу ТСЖ «Родник», утвержденному общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома N 12 по ул. Зейская в г. Владивостоке 03.12.2007, Товарищество является некоммерческой организацией, основанной на членстве, и объединяет собственников жилых и (или) нежилых помещений указанного дома для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения в установленных пределах общим имуществом в многоквартирном доме (пункты 1.1, 1.5, 2.1). Одной из целей деятельности Товарищества является представление и защита прав и общих интересов его членов и иных собственников помещений в многоквартирном доме в органах государственной власти, местного самоуправления, в судах, а также во взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами (подпункт 13 пункта 3.1).

Очередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Зейская, 12 (протокол от 05.09.2007 N 2) было решено сформировать земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому, избрать законными уполномоченными представителями для осуществления действий по формированию земельного участка Эйберман В.А. и Бородину И.Э.

17.09.2008 Эйберман В.А. от имени собственников помещений многоквартирного дома по ул. Зейская, 12 обратилась в Администрацию г. Владивостока с заявлением об изготовлении проекта границ земельного участка, на котором расположен указанный дом, приложив в числе прочего сведения из Государственного земельного кадастра по г. Владивостоку от 10.09.2007 N 920/2 с приложением.

Распоряжением от 16.07.2008 N 1480 Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердило проект границ земельного участка в городе Владивостоке по адресу ул. Зейская, 10, 12 собственникам помещений в многоквартирных домах, площадью 4716 кв.м для дальнейшей эксплуатации жилых домов, при этом из границ испрашиваемого земельного участка исключена территория, предоставленная в постоянное (бессрочное) пользование ОАО «Строитель».

Посчитав, что распоряжение УМИГА г. Владивостока от 16.07.2008 N 1480 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного жилого дома, ТСЖ «Родник» оспорило его в арбитражном суде (дело N А51-12490/2008-4-311).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2009 по делу N А51-12490/2008-4-311 было установлено, что непосредственно к жилому дому по ул. Зейская, 12 прилегает земельный участок площадью 3,9801 га с кадастровым номером 25:28:010023:89, предоставленный ОАО «Строитель» в 1987 году под комплексную застройку 2-й очереди 51-го микрорайона на праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном 14.07.2006 надлежащим образом; с северо-восточной стороны земельный участок, согласованный Товариществу, граничит с существующей застройкой, с остальных сторон - проездом общего пользования и естественным откосом.

Исходя из данных обстоятельств, суд отказал в удовлетворении заявленных требований ТСЖ «Родник», поскольку пришёл к выводу о том, что увеличение площади земельного участка в целях дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома по ул. Зейская, 10, 12 с юго-западной стороны невозможно, так как на прилегающий земельный участок имеются права третьих лиц, и в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, а с северо-восточной - в связи с его естественными границами.

При этом суд указал, что в условиях плотной сложившейся застройки микрорайона УМИГА не имело правовых оснований включить в территорию, необходимую для эксплуатации жилого дома по ул. Зейская, 10, 12, какие-либо из прилегающих земельных участков, а в случае, если заявитель полагает, что сформированный земельный участок не позволяет собственникам многоквартирного дома полноценно эксплуатировать жилой дом и все объекты общего имущества, беспрепятственно проходить и подъезжать к дому, то он вправе потребовать в установленном порядке установления сервитута в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ, статьей 274 Гражданского кодекса РФ.

В дальнейшем, распоряжением Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 12.11.2009 N 1088 границы участка для эксплуатации жилого дома по ул. Зейская, 10, 12 были изменены и увеличены до 10095 кв.м.

Для постановки земельного участка площадью 10095 кв.м на кадастровый учет ТСЖ обратилось к специализированной организации ООО «Дальневосточная геодезическая компания» за проведением работ по землеустройству; землеустроительная организация, в свою очередь, обратилась в адрес ОАО «Строитель» с запросом о согласовании границ земельного участка, на который ОАО «Строитель» письмом от 18.02.2010 N 7/1-31 отказало в согласовании границы земельного участка.

Ввиду того, что межевание произошло без согласования границ, земельный участок площадью 10095 кв.м для эксплуатации многоквартирного жилого дома не был поставлен по заявке Товарищества на кадастровый учёт, Решением от 22.03.2010 N 5994 Управление Росреестра по Приморскому краю отказало в осуществлении кадастрового, поскольку произошло наложение земельного участка на границы участка с кадастровым номером 25:28:010023:89, принадлежащего ОАО «Строитель» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

29.12.2010 от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в адрес ТСЖ «Родник» поступило письмо N 20508сп, которым заявителю был направлен кадастровый паспорт от 06.12.2010 N 25/00-66734 земельного участка с кадастровым номером 25:28:010023:127 площадью 4716 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Зейская, 10, 12.

Материалами кадастрового дела N 25:28:010023:127 подтверждается, что названный участок поставлен на кадастровый учёт в соответствии с решением Палаты от 06.12.2010 N Ф01/10-22871 на основании заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт от 23.11.2010 N 2500/101/10-21246 и межевого плана от 22.10.2010, составленного по заявке Администрации города Владивостока; границы участка определены согласно распоряжению УМИГА г. Владивостока от 16.07.2008 N 1480. Описью документов кадастрового дела и текстом заявления от 23.11.2010 также подтверждается, что распоряжение УГА г. Владивостока от 12.11.2009 N 1088 в Палату в составе документов для кадастрового учёта земельного участка площадью 4716 кв.м не представлялось.

Не согласившись с действиями Палаты, Товарищество обратилось в суд с требованиями, рассматриваемыми в настоящем деле.

Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их доводы и возражения, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Товарищества ввиду следующего.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным только в случае, если установит в совокупности, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в числе прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Данная норма согласуется с пунктом 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которому собственники здания (помещений в нем), расположенного на неделимом земельном участке, имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом, как установлено пунктом статьи 36 Жилищного кодекса РФ, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Как следует из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Таким образом, границы земельного участка, подлежащего передаче собственникам помещений в многоквартирном доме, должны быть определены с учетом общего правила, установленного пунктами 1, 2 статьи 35, пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, то есть в границы этого участка должна быть включена площадь, занятая непосредственно зданием, а также необходимая для его использования, в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Вместе с тем, в силу пункта 4 Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105 (с последующими изменениями и дополнениями), в границы земельного участка при межевании застроенной территории включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно-транспортной инфраструктуры. Однако, здесь же оговорено, что границы и размеры земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных земельных участков, сданных в аренду до принятия этого Положения, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации;

Исходя из этого, решением от 23.01.2009 по делу N А51-12490/2008-4-311 Арбитражный суд Приморского края отказал в удовлетворении требований ТСЖ «Родник» о признании недействительным распоряжения УМИГА от 16.07.2008 N 1480, поскольку в условиях плотной сложившейся застройки микрорайона УМИГА не имело правовых оснований включить в территорию, необходимую для эксплуатации жилого дома по ул. Зейская, 10, 12, какие-либо из прилегающих земельных участков, в том числе часть прилегающего земельного участка с кадастровым номером 25:28:010023:89, на который имеются права третьих лиц (право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Строитель»).

Статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3).

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Как прямо следует из части 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Такое заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении (часть 1 статьи 21); заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя (часть 2 статьи 21).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета в установленный срок обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Исходя из приведённых положений, суд установил, что основания для кадастрового учёта земельного участка площадью 4716 кв.м в границах, утверждённых распоряжением УМИГА от 16.07.2008 N 1480, у Палаты имелись, порядок и сроки кадастрового учёта соблюдены, принято соответствующее решение о кадастровом учёте от 06.12.2010 N Ф01/10-22871 и заявителю выдан кадастровый паспорт земельного участка.

В то же время оснований, предусмотренных статьёй 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для приостановления осуществления кадастрового учета либо статьёй 27 для отказа в осуществлении кадастрового учета, ни Палатой, ни судом при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Помимо этого, суд считает, что нарушение каких-либо прав и охраняемых законом интересов ТСЖ «Родник» именно оспариваемыми действиями Палаты отсутствует и заявителем не доказано, а отказ в постановке на кадастровый учёт земельного участка площадью 10095 кв.м в границах, утверждённых распоряжением УГА г. Владивостока от 12.11.2009 N 1088, не является предметом настоящего спора.

С учетом изложенного, суд считает, что оснований для признания оспариваемых действий Палаты незаконными не имеется, поскольку ни нарушения прав заявителя, ни несоответствия данных действий требованиям законодательства суд не установил.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя в настоящем деле.

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя, поскольку его требования судом не удовлетворены.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований о признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю по постановке на кадастровый учёт земельного участка площадью 4716 кв.м с кадастровым номером 25:28:010023:127 и по изготовлению кадастрового паспорта N 25/00-66734 от 06.12.2010 отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
А.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка