АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2011 года Дело N А51-5049/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 23 июня 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной,

рассмотрел в судебном заседании 16.06.2011 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Имидж Контакт» к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении предусмотренных законом действий по обращению Общества от 22.02.2011, и об обязании восстановить нарушенные права и интересы путём обязания направить в орган местного самоуправления для утверждения схему расположения земельного участка в районе ул. Каплунова, 8 в г. Владивостоке, о возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме 25000 руб., при участии в заседании:

от заявителя - представителя Хетагурова А.В. (доверенность 01.03.2011),

от Департамента - представитель не явился, извещён, протокол судебного заседания вёл помощник судьи В.В.Беликова, установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Имидж Контакт» (далее по тексту - «заявитель», «Общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - «Департамент»), выразившегося в невыполнении предусмотренных законом действий по обращению Общества от 22.02.2011, и об обязании восстановить нарушенные права и интересы путём обязания направить в орган местного самоуправления для утверждения схему расположения земельного участка в районе ул. Каплунова, 8 в г. Владивостоке, о возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме 25000 руб.

Заявитель в обоснование требований указал, что 22.02.2011 представил в Департамент дополнительно к ранее поданной заявке схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако решение обратиться в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения испрашиваемого участка было принято Департаментом ещё 01.11.2010, в связи с чем по дополнительно поступившим документам Департамент не должен решать вопрос - направлять ему или не направлять соответствующее обращение в орган местного самоуправления, а должен направить дополнительно представленные документы в орган местного самоуправления, однако, от исполнения данной обязанности Департамент неправомерно, в нарушение статей 8, 9, 10, 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» уклоняется, чем нарушает права Общества на оформление прав на земельный участок.

В судебное разбирательство 16.06.2011 Департамент представителя не направил, письменный отзыв не представил, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещён судом надлежащим образом. На основании изложенного и статей 156, 200 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей Департамента по имеющимся в материалах дела документам.

В предварительном заседании представитель Департамента устно против требований возражал, полагая, что законом не предусмотрена обязанность Департамента перенаправлять в Администрацию какие-либо документы, представленные заявителем.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

19.08.2010 Департаментом была получена заявка Общества от 14.08.2010 о предоставлении на основании статьи 34 ЗК РФ в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 2500 кв.м, расположенного в районе ул. Каплунова, 8 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - для размещения и эксплуатации стоянки автотранспортных средств. К заявлению Общество приложило кадастровый план территории.

02.11.2010 Департамент по заявлению Общества обратился в Администрацию г. Владивостока (вх. N 12769Д) с письмом N 29/06-18-18126 от 01.11.2010 об утверждении и выдаче заявителю в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектов саммита АТЭС 2012 года, планов благоустройства территории города, а также нахождения земельного участка в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования.

Рассмотрев обращение Департамента, письмом от 29.11.2010 N 12769Д Администрация отказала в утверждении схемы земельного участка, указав, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории отсутствует, а в полномочия орган местного самоуправления согласно статье 34 Земельного кодекса РФ входит только утверждение схемы, но не её изготовление; в представленном пакете документов отсутствует информация, позволяющая определить местоположение испрашиваемого участка (обзорная схема).

Названный отказ Администрации от 29.11.2010 в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка в судебном порядке не оспорен.

Письмом от 10.02.2011 в Департамент (получено по почте 22.02.2011, вх. N 29-3213) Обществом были представлены дополнительные документы, в том числе схема расположения земельного участка площадью 1745 кв.м, а также ситуационный план и каталог координат вершин углов поворота границ участка к ней на бумажном и оптическом носителях.

Из дополнительно представленных документов следует, что площадь испрашиваемого участка существенно уменьшилась (с 2500 кв.м до 1745 кв.м), при этом часть участка площадью 221 кв.м находится в красных линиях ЛЭП, другая часть участка площадью 1076 кв.м - в охранной зоне инженерных коммуникаций в связи с прохождением через участок по всей его длине водовода (обозначен литерами «В», «ст.200») и теплотрассы (обозначена литерами «2Т», «ст.300») и размещением на нём теплового пункта.

Рассмотрев дополнительные документы, Департамент, не обращаясь повторно в орган местного самоуправления, письмом N 29/06/02-14/6652 в предоставлении земельного участка Обществу отказал, сославшись на наличие на испрашиваемом участке теплотрассы (трубопровод, лит. 2Т) и на запрет СНиПом 2.04.07-86*«Тепловые сети» загромождать подходы и подъезы к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжёлые и громоздкие материалы, возводить временные строения, заборы и т.п., а также на нахождение в непосредственной близости учебного заведения (школы) и установление СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитных зон, в том числе в спорном случае - не менее 50 м.

Между тем, 11.04.2011 Общество обратилось в суд с вышеуказанным заявлением об оспаривании бездействия Департамента, полагая, что Департамент был обязан направить дополнительные документы в Администрацию г. Владивостока.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя в силу следующего.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

В административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции по распоряжению земельными участками выполняет Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

Пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено право лиц, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.

В таком заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).

В силу пункта 4 той же статьи орган местного самоуправления на основании вышеуказанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Далее, уполномоченный исполнительный орган государственной власти в 2-недельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ), после чего в недельный срок со дня принятия решения заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (пункт 6 статьи 34 ЗК РФ).

Ни Земельным кодексом РФ, ни статьёй 11 Закона Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» не предусмотрен какой-либо специальный порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Статьями 9, 10, 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Между тем, из положений пунктов 3, 4 статьи 11 Закона Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» прямо следует, что орган исполнительной власти обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории только в том случае, когда отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные федеральным законодательством.

При этом Департамент как уполномоченный орган на распоряжением земельными участками в административном центре Приморского края вправе не ограничиваться лишь оценкой случаев изъятия участков из оборота (пункт 4 статьи 27 ЗК РФ) или ограничения их в обороте (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ), но и оценивать другие обстоятельства, которые подтверждаются представленными документами.

В спорном случае из материалов дела следует, что Департамент по дополнительно представленным Обществом документам установил дополнительные обстоятельства, которые оценил как препятствующие представлению земельного участка для испрашиваемой цели (размещение автостоянки). Таким образом, бездействия Департамента (как незаконного уклонения им от исполнения возложенных на него законом обязанностей) по обращению Общества от 22.02.2011 суд не установил.

В то же время отказ Департамента N 29/06/02-14/6652 в предоставлении испрашиваемого земельного участка Обществом в настоящее время не оспорен и предметом настоящего спора не является.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием неправомерного бездействия Департамента, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины при обращении суд и судебные издержки по оплате услуг представителя относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
А.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка