• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2011 года Дело N А51-5330/2011

Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2011. Полный текст решения изготовлен 23.06.2011.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи В.В.Овчинникова при ведении протокола судебного заседания секретарем О.М.Давыдюк

рассмотрев в судебном заседании делу по иску муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Некрополь» (ИНН 2536094580, ОГРН 1022501294100) к Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации третье лицо Управление федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1726526 рублей

при участии от истца: представитель Пашуков Б.А., доверенность от 18.05.2011 со специальными полномочиями, постоянная, от ответчика: представитель Бородихина Н.П., доверенность от 11.01.2011 N20-1129/9 со специальными полномочиями, постоянная, от третьего лица представитель не явился, извещение надлежащее.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме откладывалось до 23.06.2011.

установил: Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Некрополь» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1733244 рублей затрат, понесенных МУПВ «Некрополь» в период с марта 2010 года по март 2011 года при погребении умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.

Третье лицо в заседание суда не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом. Поскольку суд не видит препятствий для рассмотрения спора по существу, судебное разбирательство проводится в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся материалам дела в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 1726526 рублей. Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Истец уточненные требования поддержал в полном объеме указав на следующее. Предприятие за период с марта 2010 по март 2011 года осуществило захоронение 257 неустановленных умерших лиц. Расходы по проведению захоронений не возмещены, в то время как, по мнению истца, в силу прямого указания федерального закона эти расходы подлежат возмещению, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.

Министерство финансов РФ иск оспорило, сославшись на то, что расходные обязательства по финансовому обеспечению спорных услуг распределяются между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в зависимости от того: являлся ли умерший на момент своей смерти работником или пенсионером (если являлся, финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Пенсионного фонда РФ либо за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, во всех остальных случаях возмещение расходов должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта РФ). Также в обоснование своих доводов представитель Минфина России сослался на Указ Президента РФ от 29.06.1996 N 1001.

В письменном отзыве на иск, УФК по Приморскому краю указало на следующее. В соответствии с действующим законодательством органы Федерального казначейства, не относятся к категории тех органов, которые правомочны выступать по данной категории дел. Органы Федерального казначейства организуют и осуществляют исполнение федерального бюджета в строгом соответствии с поступающими из Федерального казначейства расходными расписаниями. Расходовать средства федерального бюджета вне целевых назначений и сумм, указанных в расходных расписаниях, органы Федерального казначейства не имеют права. Привлечение Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора не основано на законе

Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в связи со следующим.

Как следует из представленных в материалы дела: постановления администрации г.Владивостока Приморского края «О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела» от 03.10.2000 N1836, постановления главы администрации г.Владивостока от 17.06.2005 N714 «О внесении изменений в постановление главы администрации г.Владивостока от 03.10.2000 N1836 «О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела», постановления главы администрации города Владивостока от 20.03.2006 N317 «О внесении изменений в постановление главы администрации города Владивостока от 03.10.2000 N1836 и об отмене постановления главы администрации города Владивостока от 17.06.2005 N714», МУПВ «Некрополь» было наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующей на территории города Владивостока, на которую возложены, в частности, вопросы захоронений и перезахоронений.

В период с марта 2010 года по март 2011 года МУПВ «Некрополь» осуществило погребение 257 неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего. Факт оказания указанных услуг по погребению подтвержден представленными в материалы дела помесячно актами о захоронении невостребованных и опознанных трупов, заявками, справками о смерти, свидетельствами о смерти.

В связи с наличием у истца невозмещенных расходов, возникших в связи с осуществлением МУПВ «Некрополь» в период с марта 2010 года по март 2011 года погребения умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего в общем размере на сумму 1726526 рублей, истец обратился с настоящим иском в суд.

Пунктами 2 и 3 статьи 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N8-ФЗ предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела; стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:

Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

При этом в пункте 3 статьи 9 закона источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента).

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 12 того же закона при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ; услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Во исполнение статей 9, 12 указанного закона главой администрации города Владивостока принято постановление от 16.05.2008 N333, которым утверждены тарифы на ритуальные услуги, оказываемые специализированными службами по вопросам похоронного дела, по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя умершего в размере 6 718 руб. Доказательств неправомерности принятия указанного постановления Минфином РФ, а также применении установленного размера захоронения при расчете суммы иска, не предоставлено.

Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 N184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), предоставление материальной и иной помощи для погребения, но не возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 N184-ФЗ определено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N145-ФЗ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

Исходя из изложенного, с учетом положений статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает, что, поскольку Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N8-ФЗ была установлена обязанность специализированный службы по вопросам похоронного дела осуществлять погребение неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, умерших неустановленных лиц, на субъект РФ была возложена обязанность по возмещению стоимости оказанных данной организацией услуг (если умерший не работал и не являлся пенсионером), но в спорный период на эти цели средства из федерального бюджета не выделялись, доказательств выделения на указанные цели из федерального бюджета в 2010-2011 годах средств участниками спора не представлено, взыскание 1726526 рублей затрат, понесенных МУПВ «Некрополь» при погребении умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего, должно осуществляться с Российской Федерации за счет средств государственной казны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуальной кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Некрополь» 1 726 526 (один миллион семьсот двадцать шесть тысяч пятьсот двадцать шесть) рублей затрат на погребение, а также 30265 (тридцать тысяч двести шестьдесят пять) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Вернуть муниципальному унитарному предприятию города Владивостока «Некрополь» из федерального бюджета 67 (шестьдесят семь) рублей 44 копейки государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 12.04.2011.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

     Судья
В.В.Овчинников

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-5330/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 23 июня 2011

Поиск в тексте