АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2011 года Дело N А51-6294/2011

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 29 июня 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Л. Бибик,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.В. Григоренко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Алиева Тахира Магомеда оглы (ИНН 253715147501, ОГРН 309253723600012, ) к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812) о признании незаконным решения при участии в заседании:

от заявителя - Гуреев В.Г. (доверенность от 23.05.2011),

от администрации - Савчак Н.В. (доверенность от 20.12.2010 N 1-3/5334),

от управления - Савчак Н.В. (доверенность от 29.12.2010 N 27/1-1-3502),

установил: индивидуальный предприниматель Алиев Тахир Магомед оглы (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации города Владивостока (далее - администрация) о признании незаконным решения администрации, выраженного в сообщении N 1192Д от 06.04.2011 «Об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка» об отказе в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного в районе ул. Державина 57 в г. Владивостоке, об обязании утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка, площадью 60 кв. м. согласно обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) от 31.01.2011 N 29/06/02-13/794.

Определением от 24.05.2011 на основании ходатайства заявителя к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры города Владивостока (далее - управление, УГА г.Владивостока).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что администрацией при рассмотрении обращения департамента превышены полномочия, так как к полномочиям администрации относится лишь утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании обращения департамента. Заявитель указал также, что земельный участок не ограничен в обороте, не изъят из оборота, доводы администрации, положенные в основание отказа считает преждевременными, поскольку границы участка не определены и общая площадь указана ориентировочно, так как испрашиваемый участок еще не сформирован. В части обязания заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ в судебном заседании уточнил требования и просит обязать управление утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Администрация заявленные требования не признает, полагает, что заявителю в утверждении схемы отказано обоснованно, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен непосредственно в зоне прохождения инженерных сетей, в связи с чем размещение павильона будет препятствовать проведению неотложных аварийно-восстановительных работ.

Управление отзыв не представило, представитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные администрацией. Считает отказ обоснованным и правомерным.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Заявлением от 12.11.2010 заявитель обратился в департамент (поступило в департамент 15.11.2010) о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка примерной площадью 60 кв.м, для целей, не связанных со строительством - размещения торгового павильона в сборно-разборных конструкциях, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Державина, 57.

Департамент письмом от 31.01.2011 N 29/06/02-13/794 направил обращение заявителя в администрацию для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Письмом от 06.04.2011 N 1192Д администрацией в предоставлении земельного участка отказано по причине расположения испрашиваемого земельного участка непосредственно в зоне прохождения инженерных сетей, где размещение павильона будет препятствовать проведению неотложных аварийно-восстановительных и плановых ремонтных работ.

Посчитав, что отказ администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточненных требований).

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

В соответствии с Законами Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ, от 18.12.2006 N 21-КЗ, постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, от 06.06.2007 N 134-па, от 25.09.2009 N 263-па органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, является департамент.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении обществу земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и для целей, не связанных со строительством.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулируется статьей 34 ЗК РФ. В силу пунктов 2, 4 этой статьи лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 3 статьи 34 ЗК РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу части 5 статьи 34 ЗК РФ департамент в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В недельный срок со дня принятия указанного решения заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (часть 6 статьи 34 ЗК РФ).

В силу частей 2, 11 статьи 22, частей 2, 4 статьи 27 ЗК РФ не могут быть переданы в аренду земельные участки, изъятые из оборота, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Администрацией и управлением в материалы дела не представлено доказательств того, что испрашиваемый заявителем земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте.

Следовательно, в силу приведенных норм права орган местного самоуправления обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом зонирования территории (часть 4 статьи 34 ЗК РФ), с учётом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ), в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектом саммита АТЭС 2012 года, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать утверждённую схему заявителю.

Доводы администрации о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне прохождения инженерных сетей, послужившие основанием для отказа, суд считает не состоятельными, поскольку в настоящее время действительные границы испрашиваемого земельного участка не определены, а общая площадь участка 60 кв.м указана заявителем ориентировочно. До установления границ и формирования земельного участка, вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне инженерных коммуникаций, является преждевременным и безосновательным, так как только на схеме размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возможно установить наличие сведений о красных линиях, линиях связи, объектах инженерной и транспортной инфраструктур, границах зон объектов капитального строительства с учётом плотности и параметров застройки территории, границах наложения на территорию смежных пользователей и иные сведения.

Кроме того, приведенные администрацией обстоятельства сами по себе не могут являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанного ориентировочно в заявлении.

Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.

Таким образом, администрацией необоснованно отказано заявителю в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте территории, чем нарушены права и законные интересы заявителя, создав препятствия к оформлению прав на земельный участок, необходимый для ведения предпринимательской деятельности.

Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, направленные на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259, утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора отнесено к основным полномочиям управления.

Принимая во внимание, что отказ администрации признан судом незаконным, а также учитывая, что администрацией и управлением не представлено суду доказательств наличия иных установленных законом оснований отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка на данном этапе рассмотрения обращения заявителя, то в рамках восстановления нарушенного права, подлежат удовлетворению и требования заявителя об обязании утвердить и выдать заявителю схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. При этом указанная обязанность в силу пункта 4.18 вышеуказанного Положения об управлении возлагается судом на управление.

Поскольку заявителем оспаривается решение администрации, то уплаченная заявителем государственная пошлина в силу статьи 110 АПК РФ подлежит возмещению заявителю с администрации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным решение администрации г. Владивостока, выраженное в сообщении N 1192Д от 06.04.2011 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного в районе ул. Державина 57 в г. Владивостоке, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в установленный законом срок утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Алиеву Тахиру Магомеду оглы схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, площадью 60 кв. м., расположенного в районе ул. Державина д. 57 в г. Владивостоке, согласно обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 31.01.2011 N 29/06/02-13/794.

Взыскать с администрации г. Владивостока в пользу индивидуального предпринимателя Алиева Тахира Магомеда оглы 200 (двести) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Н.Л.Бибик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка