АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2011 года Дело N А51-8115/2011

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П. Хвалько при ведении протокола судебного заседания секретарем И.А. Ковальчук,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения «Комплексное развитие земель в г. Владивостоке» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконными действий, выразившиеся в отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и обязании зарегистрировать право, при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель Еременко В.В. по доверенности от 01.04.2011, удостоверение N 3466 от 30.04.2009;

от Управления - представитель Мешкова Е.Ю. по доверенности N 10-35 от 25.04.2011, удостоверение N 046926 от 17.05.2011, установил:

Муниципальное учреждение «Комплексное развитие земель в г. Владивостоке» (далее - «заявитель», «МУ «Комплексное развитие земель в г. Владивостоке») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - «ответчик», «Управление»), выразившихся в отказе, оформленном письмом от 29.04.2011 N01/036/2011-223 в регистрации Муниципальному учреждению «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, общей площадью 6394 кв. м., расположенным по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шкотовская, и 1, под размещение площадки для отдыха жителей и гостей города и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному учреждению «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» земельным участком, общей площадью 6394 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шкотовская, д. 1, под размещение площадки для отдыха жителей и гостей города.

Заявитель на требованиях настаивал в полном объеме, пояснил, что Управление, отказывая учреждению в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, по причине нахождения испрашиваемого земельного участка на территории Садгородского участкового лесничества, неправомерно взяло на себя функцию по отнесению земельного участка к землям лесного фонда.

Факт проведения лесоустроительства в отношении данного земельного участка, по мнению заявителя, не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, поскольку согласно п. 1 ст. 67 и п. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Заявитель указал, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в нарушение требований абзаца 10 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», игнорируя предоставленный на регистрацию полный пакет документов, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка N25/00-11-10741 от 16.02.2011, вышло за пределы полномочий относительно категории испрашиваемого земельного участка, его целевого назначения, а также в переоценке предоставленных на регистрации документов, со ссылкой на сведения, предоставленные из Управления лесного хозяйства Приморского края филиала КГУ «Приморское лесничество» об отнесении испрашиваемого земельного участка к территории лесного фонда в квартале N 58, части выдела 9 Садгородского участкового лесничества, Владивостокского лесничества, что противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик требования не признал, ссылаясь на то, что Управлением правомерно отказано заявителю в проведении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поскольку из представленных КГУ «Приморское лесничество» сведений, спорный земельный участок находится на территории лесного фонда.

Ответчик указал, что право федеральной собственности на земли лесного фонда возникает в силу федерального закона независимо от регистрации данного права за Российской Федерацией в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Данные обстоятельства, по мнению Управления, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Постановлением от 25.01.2007 N 707 Администрации г. Владивостока Муниципальному учреждению «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» из земель поселений в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 6394 кв.м., расположенный в районе ул. Шкотовская, д. 1 в г. Владивостоке.

01.03.2011 Муниципальное учреждение «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением (вх. N01/036/2011) о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, общей площадью 6394 кв. м, расположенного по адресу: г, Владивосток, в районе ул. Шкотовская, д. 1, под размещение площадки для отдыха жителей и гостей города.

Письмом от 29.04.2011 N01/036/2011-223 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» учреждению было отказано в удовлетворении заявления.

В обоснование отказа в проведении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, Управление указало, что согласно листу В1 пункт 16 представленного кадастрового паспорта земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) N 25/00-11-10741, выданного Управлением Роснедвижимости по Приморскому краю, спорный земельный участок входит в территориальную зону - зона городских лесов и городских лесопарков. Сведениями, предоставленными Управлением лесным хозяйством Приморского края Владивостокский филиал КРУ «Приморское лесничество» также подтверждается, что земельный участок площадью 6394 кв. м, расположенный по вышеуказанному адресу находится на территории лесного фонда в квартале N 58, части выдела 9 Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества.

Не согласившись с вынесенным отказом, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, МУ «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого отказа, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В качестве основания государственной регистрации заявителем было представлено постановление Администрации г. Владивостока от 25.01.2007 N 707 «О предоставлении Муниципальному учреждению «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» земельного участка по адресу: город Владивосток, в районе ул. Шкотовская, 1.

Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что основанием отказа в проведении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком послужил вывод об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.

Суд полагает ошибочным вывод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о принадлежности испрашиваемого заявителем земельного участка к землям лесного фонда на основании следующего.

В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.

Частью 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Из имеющегося в материалах дела кадастрового плана территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) с кадастровым номером 25:28:050027:593 не представляется возможным установить факт отнесения спорного земельного участка к территории лесного фонда.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, суд приходит к выводу о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Ссылка Управления на материалы лесоустройства Владивостокского лесничества (выкопировка из планшета Садгородского участкового лесничества квартал 58, выдел 9), предоставленные КГУ «Приморское лесничество» и подтверждающие, по мнению ответчика, факт нахождения участка на землях лесного фонда отклоняется в связи со следующим.

Статьей 101 ЗК РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

Выкопировка из планшета Садгородского участкового лесничества не может быть принята в качестве доказательства расположения спорного земельного участка на территории лесного фонда.

Статьей 84 Земельного кодекса РФ установлен порядок установления или изменения границ населённых пунктов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа», Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.

При принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Согласно Правил землепользования и застройки на территории г. Владивостока испрашиваемый участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует о его отнесении к землям населенных пунктов.

Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, материалы дела не содержат, следовательно, данный документ является доказательством перевода земель или земельных участков в категории земель, предусмотренные статьей 85 ЗК РФ.

Таким образом, при отсутствии доказательств того, что спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу расположения на землях лесного фонда, у Управления отсутствовали основания считать, что спорные отношения регулируются нормами Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 45 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений определена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений, а также других объектов, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.

Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: дома и зоны отдыха; спортивные комплексы (стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные залы, тренажерные залы, бассейны и другие спортивные объекты); детские оздоровительные и спортивные лагери; туристические базы; кемпинги; специализированные парки, сады, скверы, дендрарии, оранжереи; парк животных уссурийской тайги; яхт-клубы, лодочные станции; коммунальные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне и не требующие установления санитарно-защитных зон; линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах; объекты административного назначения, связанные с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом; объекты охраны общественного порядка; объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций; пункты медицинской помощи.

Письмом от 05.07.2011 N 18440сп Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока, имеющимся в материалах дела, подтверждается, что согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, принятых решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462, спорный земельный участок (кадастровый номер 25:28:050027:593) расположен в границах территориальной зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений, кодовое обозначение на карте - Р-2, что соответствует испрашиваемому заявителем праву использования земельного участка - размещение площадки для отдыха жителей и гостей города.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.02.2011 N 25/00-11-10741, выданному ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю, весь земельный участок отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования - под площадку для отдыха жителей и гостей города, входящего в территориальную зону: «Зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений», сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.

Таким образом, вывод Управления о нахождении земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шкотовская, д. 1 на территории лесного фонда, не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречит документам, имеющимся в материалах дела.

На основании изложенного суд признает незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в регистрации права Муниципального учреждения «Комплексное развитие земель в г. Владивостоке» постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 6394 кв.м., расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шкотовская, д. 1, под размещение площадки для отдыха жителей и гостей города.

В силу пункта 5 статья 201 АПК РФ арбитражный суд в случае удовлетворения требования о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В связи с данными обстоятельствами, суд обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 6394 кв.м., расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шкотовская, д. 1, под размещение площадки для отдыха жителей и гостей города за Муниципальным учреждением «Комплексное развитие земель в г. Владивостоке» в установленном порядке не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу.

На основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.17 НК РФ судебные расходы по госпошлине в связи с удовлетворением требований заявителя в полном объеме подлежат взысканию с ответчика.