АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2011 года Дело N А51-6428/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 12 июля 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пузановой И.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Ранониса Дениса Пятро (ОГРН 307253615200048) к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) об оспаривании решения

при участии в заседании: от заявителя - лично Ранонис Денис Пятро, паспорт 0508498157; от ответчика - главный консультант Бутенко Е.А., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22135

установил: индивидуальный предприниматель Ранонис Денис Пятро обратился с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 09.12.2010 29/06-20-20989 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Ильичева, 22, ориентировочной площадью 1500 кв м для размещения стоянки автотранспортных средств, об обязании устранить допущенное нарушение прав путем направления обращения Ранониса Д.П. в УГА администрации г. Владивостока для изготовления схемы расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований предприниматель сослался на то, что оспариваемое решение противоречит статье 34 ЗК РФ и нарушает права заявителя на получение испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заявителя считает необоснованными, указывая, что испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости к жилым строениям, граничит с многоквартирным домом и в силу ограничений, установленных СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, статьей 36 Жилищного кодекса РФ, не может быть предоставлен под автостоянку.

Из материалов дела судом установлено, что 15.11.2010 предприниматель Ранонис Д.П. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 1500 кв м, расположенного в районе ул. Ильичева,22 в г.Владивостоке, в аренду для целей, не связанных со строительством - под парковку автотранспортных средств. Заявлением от 15.03.2011 вход. N 29-5454 предприниматель уточнил цель использования земельного участка - для стоянки автотранспортных средств.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края письмом от 09.12.2010 29/06-20-20989 отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости от жилых строений, расстояние от фасада жилого дома составляет менее 25 метров, что не соответствует требованиям СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03. Участок граничит с многоквартирным жилым домом и в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ относится к придомовой территории. Земельный участок испрашивается под автопарковку, что является видом благоустройства и предпринимателем не указано, какому объекту недвижимости необходим данный вид благоустройства. Кроме того, заявителем не представлена выписка из ЕГРИП, подтверждающая государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Предприниматель Ранонис Д.П., не согласившись с указанным решением об отказе в предоставлении земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, статье 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными в случае их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом необходимо наличие двух условий в совокупности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Процедура предоставления земельных участков в городе Владивостоке урегулирована Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 462.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.

Согласно части 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является Департамент земельных отношений.

Вместе с тем, согласно положений статьи 15 Федерального закона N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования (в том числе регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований), предусмотренных уставом муниципального образования, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Функциями по регулированию градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа наделено управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, созданному на основании решения Думы г.Владивостока от 03.04.2009 N 259. Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечивает выбор земельных участков на территории Владивостокского городского округа, утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровой карте.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что полномочиями по обеспечению выбора земельного участка под строительство наделены органы местного самоуправления, которые на основании заявления гражданина или юридического лица либо на основании обращения исполнительного органа государственной власти, производят оценку возможности размещения на испрашиваемом земельном участке объекта строительства, осуществляют выдачу заинтересованному лицу проекта акта о выборе земельного участка под строительство для получением данным лицом всех необходимых согласований, изготавливает и утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, то есть орган местного самоуправления осуществляет все необходимые действия для последующего принятия органом исполнительной власти субъекта федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и решения о предоставлении земельного участка.

Следовательно, орган исполнительной власти субъекта федерации, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками, обязан направлять заявки в орган местного самоуправления для получения необходимой информации о возможном размещении на данном земельном участке объекта в случае отсутствия такой информации у самого органа.

Департамент в нарушение указанных правовых норм не направил заявление общества в управление архитектуры и градостроительства для выяснения вопроса о возможности изготовления схемы расположения земельного участка и отказал в предоставлении земельного участка со ссылкой на обстоятельства, которые не нашли своего подтверждения надлежащими доказательствами в ходе судебного разбирательства.

В подтверждение статуса индивидуального предпринимателя Ранонис Д.П. представил свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и свидетельство о постановке на налоговом учете (пункты 3, 4 приложения к заявлению от 15.11.2010 вход.N 29-30686).

Ссылка на то, что предпринимателем не выдержана норма СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, является несостоятельной, поскольку в силу требований статьи 34 Земельного кодекса РФ предприниматель указал лишь предполагаемые размеры земельного участка и его местоположение, в полномочия органов архитектуры и Департамента входит вопрос об уточнении и установлении границ и размера земельного участка, который может быть предоставлен заявителю.

Департамент не обосновал, каким образом было исчислено расстояние до фасада жилого дома и прилегающей территории. Суд полагает, что до изготовления схемы расположения земельного участка вывод Департамента является преждевременным.

Что касается необходимости обоснования, какому объекту недвижимости необходим такой вид благоустройства как парковка транспортных средств, то дополнительным заявлением предприниматель уточнил цель использования земельного участка - для стоянки автотранспортных средств.

С учетом изложенных выше обстоятельств суд считает преждевременным и необоснованным отказ Департамента в предоставлении земельного участка и обязывает Департамент направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока запрос на утверждение схемы расположения запрашиваемого предпринимателем земельного участка в районе ул. Ильичева,22 в г.Владивостоке

Расходы по государственной пошлине относятся на Департамент в силу статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 09.12.2010 N 29/06-20-20989 об отказе в предоставлении предпринимателю Ранонису Д.П. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Ильичева, 22, ориентировочной площадью 1500 кв м, для размещения стоянки автотранспортных средств, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края направить в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в 10-дневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу направить в орган местного самоуправления заявление для утверждения схемы расположения испрашиваемого предпринимателем Ранонисом Денисом Пятро земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу предпринимателя Ранониса Дениса Пятро расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести ) рублей. Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Е.И.Голуб

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка