АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2011 года Дело N А51-4514/2011

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 14 июля 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Калягина А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бесединой Ю.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Колония-поселение N 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: - ;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: представитель Воробьева Ю.А. - доверенность N 10-32 от 21.04.2011, служебное удостоверение;

установил: Заявитель - Федеральное бюджетное учреждение «Колония-поселение N 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» обратился с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее Управление) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельные участки, образованные в результате землеустроительных и кадастровых работ, об обязании Управления произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на следующие земельные участки: земельный участок площадью 3352199±16020 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:172, земельный участок площадью 770078±7678 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:173, земельный участок 9189049±26524 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:174, земельный участок площадью 4830674±19231 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:176, земельный участок площадью 68590±2292 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:177, земельный участок площадью 2588576±14078 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:178, земельный участок площадью 2565780±14015 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:179, земельный участок площадью 221187±4021 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:180, расположенные по адресу: Приморский край, Октябрьский район, с. Дзержинское, ул. Октябрьская, 4; земельный участок площадью 4333467±18214 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:175, расположенный по адресу: участок находится примерно в 6485 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание штаба, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Октябрьский район, с. Дзержинское, ул. Октябрьская, 4; земельный участок 43039±145 кв.м. с кадастровым номером 25:11:210101:38, земельный участок площадью 39900±140 кв.м. с кадастровым номером 25:11:210101:39, расположенные по адресу: Приморский край, Октябрьский район, с. Дзержинское, ул. Октябрьская, 4А (далее спорные земельные участки).

Арбитражный суд в порядке ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) по ходатайству заявителя заменил наименование заявителя на Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение N 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю».

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что заявителем на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки предоставлялись все необходимые документы, указанные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее ФЗ «О государственной регистрации прав»), однако заявителю в государственной регистрации указанного права было незаконно отказано.

Управление заявленные требования оспорило, ссылаясь на абз. 3 ч. 1 ст. 13, п. 1 ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации прав», п. 1 ст. 11.2, п. 1 ст. 11.3, п. 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), абз. 3 п. 1 ст. 3.1 Федерального Закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указав на то, что в результате проведения правовой экспертизы представленных заявителем документов было установлено, что для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки заявителем не было представлено решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о разделе земельного участка площадью 2 828 га на спорные земельные участки.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, в связи с чем настоящее дело согласно ст.ст. 156, 200 АПК РФ было рассмотрено в отсутствие заявителя.

Из пояснений Управления, материалов дела следует, что заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы администрации Октябрьского района Приморского края N 482 от 08.12.1992, государственного акта на право бессрочного постоянного пользования землей от 17.02.1993 N 27, с учетом постановления главы администрации Октябрьского района Приморского края N 137 от 22.02.1994, постановления администрации Октябрьского района Приморского рая N 126 от 10.03.1998, предоставлен земельный участок 2 828 га (далее земельный участок площадью 2 828 га).

В результате проведенных заявителем землеустроительных и кадастровых работ земельный участок площадью 2 828 га был разделен на 11 следующих земельных участков: земельный участок площадью 221187±4021 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:180, земельный участок площадью 2565780±14015 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:179, земельный участок площадью 2588576±14078 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:178, земельный участок площадью 68590±2292 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:177, земельный участок площадью 4830674±19231 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:176, земельный участок площадью 4333467±18214 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:175, земельный участок 9189049±26524 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:174, земельный участок площадью 770078±7678 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:173, земельный участок площадью 3352199±16020 кв.м. с кадастровым номером 25:11:020401:172, земельный участок площадью 39900±140 кв.м. с кадастровым номером 25:11:210101:39, земельный участок 43039±145 кв.м. с кадастровым номером 25:11:210101:38 (спорные земельные участки).

05.05.2010, 16.07.2010 заявитель обратился в Управление с заявлениями о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вновь образованные спорные земельные участки.

25.10.2010, 30.12.2010 Управление сообщениями об отказе в государственной регистрации N 12/032/2010-354, N 12-032/2010-362, N 12/032/2010-361, N 12/032/2010-360, N 12/032/2010-359, N 12/032/2010-358, N 12/032/2010-357, N 12/032/2010-356, N 12/032/2010-355, N 12/059/2010-94, N 12/059/2010-95 на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав» отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорные земельные участки по основаниям, приведенным Управлением в качестве возражений против требований заявителя по настоящему делу.

Заявитель полагает, что отказы в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорные земельные участки, изложенные в сообщениях Управления N 12/032/2010-354, N 12-032/2010-362, N 12/032/2010-361, N 12/032/2010-360, N 12/032/2010-359, N 12/032/2010-358, N 12/032/2010-357, N 12/032/2010-356, N 12/032/2010-355, N 12/059/2010-94, N 12/059/2010-95, являются незаконными, в связи с чем заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.

В силу ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав»; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав» сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав» для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 ст. 20, п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав».

Из содержания п. 5 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав» следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.

Согласно с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (п. 3 ст. 20 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из содержания абз. 3 п. 1 ст. 3.1 Федерального Закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, в целях разграничения государственной собственности на землю относятся к федеральной собственности.

Из анализа приведенных норм права, обстоятельств дела следует, что земельный участок площадью 2 828 га, который был разделен на 11 спорных земельных участков, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, за исключением случаев: раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ; иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации прав» основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы.

Из анализа приведенных норм права следует, что заявитель для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, выделенные из земельного участка площадью 2 828 га, должен был предоставить решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о разделе земельного участка площадью 2 828 га на спорные земельные участки, однако данное решение в нарушение приведенных положений законодательства Управлению представлено не было. В связи с этим у Управления отсутствовали предусмотренные в подп. 1 п. 1 ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации прав» основания для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорные земельные участки в соответствии с представленными заявителем документами, что свидетельствует о том, что Управлением правомерно, в соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав», с учетом подп. 1 п. 1 ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации прав», было отказано заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки по причине не предоставления заявителем документов, необходимых в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав» для государственной регистрации прав.

Таким образом, отказы Управления в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, выраженные в сообщениях Управления об отказе в государственной регистрации N 12/032/2010-354, N 12-032/2010-362, N 12/032/2010-361, N 12/032/2010-360, N 12/032/2010-359, N 12/032/2010-358, N 12/032/2010-357, N 12/032/2010-356, N 12/032/2010-355, N 12/059/2010-94, N 12/059/2010-95, являются законными, как соответствующие требованиям ФЗ «О государственной регистрации прав».

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких условиях арбитражный суд приходит к выводу о том, что, поскольку спорные отказы в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки соответствуют действующему законодательству, в том числе, нормам ФЗ «О государственной регистрации прав», заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав» для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорные земельные участки, в удовлетворении предъявленных по настоящему делу требований о признании незаконным отказов в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, и, как следствие, об обязании Управления произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования следует отказать в связи с необоснованностью и неправомерностью данных требований.

Довод заявителя о том, что 11 спорных земельных участков, образованных в результате разделения земельного участка площадью 2 828 га, сохранили свое нахождение в границах земельного участка 2 828 га, не имеет правового значения, поскольку представление для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о разделе земельного участка площадью 2 828 га на 11 спорных земельных участков в силу подп. 1 п. 1 ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации прав» является обязательным, вне зависимости от обстоятельства сохранения вновь образованных спорных земельных участков в границах земельного участка площадью 2 828 га.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Федерального казенного учреждения «Колония-поселение N 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» отказать. Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.

     Судья
Калягин А.К.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка