• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 июля 2011 года Дело N А51-7100/2011

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11.07.2011 в соответствии со статьей 176 АПК РФ.

Полный текст решения изготовлен 15.07.2011.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кошлаковой Г.Н., при ведении протокола секретарем Козловой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Аралия» (ОГРН 1092538006131, ИНН 2538131580) к Управлению лесным хозяйством Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967) об урегулировании разногласий при участии от истца: представитель Пудовкин Д.В. доверенность от 24.08.2010, удостоверение 1643; после перерыва не явился, от ответчика: представитель Пивкин Н.Ю. доверенность N 28 от 21.04.2011, паспорт.

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Аралия» (далее - ООО «Аралия») обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд Приморского края к Управлению лесным хозяйством Приморского края о принятии пункта 5, приложения 4, договора N17/29 от 17.11.2010 аренды лесного участка для заготовки древесины, заготовки лесных ресурсов и сбора лекарственного сырья (далее - Договор), в следующей редакции:

«5. Ежегодная арендная плата за использование лесного участка 432 580 рублей 00 копеек. Минимальный размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов».

«Приложение N4 к договору аренды лесного участка. Сроки внесения арендной платы

Календарный план по кварталам года

Арендная плата, рублей

Условлено по договору аренды

В федеральный бюджет

1

2

3

I

108 145,0

108 145,0

II

108 145,0

108 145,0

III

108 145,0

108 145,0

IV

108 145,0

108 145,0

Итого:

432 580,0

432 580,0

Истец в заседании суда поддержал исковые требования, просит удовлетворить иск.

Ответчик в заседании суда иск оспорил и пояснил, что действия по организации и проведению аукциона от 09.11. 2010 по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков выполнены в соответствии с действующим законодательством, окончательная цена аукциона является окончательным размером арендной платы, вносимой победителем аукциона за использование лесного участка, настаивает на цене предмета аукциона - 4 002 000 рублей, оспорил разногласия, направленные ООО «Аралия» ответчику.

В судебном заседании 06.07.2011 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 09 часов 20 минут 11.07.2011, о чем сделано публичное объявление путем размещения информации о перерывах и продолжении судебного заседания на доске объявлений в здании суда и официальном интернет сайте арбитражного суда Приморского края (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 19.09.2006 года N 113 «О применении статьи 163 АПК РФ»). По окончанию перерыва судебное заседание продолжено.

Из материалов дела следует, что 07.09.2010 на официальном сайте в сети Интернет и в «Приморской газете» N73 было размещено извещение о проведении Управлением лесным хозяйством Приморского края (далее - Управление) аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.

В подпункте 2.3 размещена информация о лоте N3, а именно: лесной участок, расположенный на территории Приморского края, Яковлевского района, в кварталах 1 - 8, 10, 12 (за исключением части выдела N 7 общей площадью 0,54 га), 13, 14, 15, 16, 17, 20, 21 (за исключением части выдела N 20 общей площадью 0,7 га), 19, 22, 23-30, 31 (за исключением части выдела N 15 общей площадью 0,31 га), 32-40 Яковлевского участкового лесничества Арсеньевского лесничества, общей площадью 21 388,45 га, ежегодным объемом заготовки древесины - 3,3 тыс. кбм., ежегодным объемом заготовки пищевых лесных ресурсов (орех кедровый) - 12,0 тонн, расчетной ценой аукциона - 432 580,0 рублей (расчетная цена за заготовку пищевых лесных ресурсов - 20 340,0 рублей, за заготовку древесины - 412 240,0 рублей), начальной ценой предмета аукциона - 520 000,0 руб., видами использования лесов - заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений. Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 75/1105009-2010-09. Обременения лесного участка: право граждан свободно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор пищевых и недревесных лесных ресурсов в соответствии с п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ (публичный лесной сервитут); других обременении нет. Участок расположен в защитных лесах и эксплуатационных лесах. Ограничения использования защитных лесов установлены Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 6 ноября 2009 г. N 543.

01.10.2010 на официальном сайте управления в сети Интернет и в одном из номеров «Приморской газеты» было опубликовано извещение о внесении изменений в извещение, опубликованное в «Приморской газете» от 07.09.2010 N73, в соответствии с которым в п.п. 2.3. начальная цена предмета аукциона вместо 520 000 рублей указана 870 000 рублей.

12.10.2010 ООО «Аралия» была направлена соответствующая заявка по лоту N3 на участие в аукционе с приложением всех необходимых согласно приведенному объявлению документов.

В соответствии с протоколом Управления лесным хозяйством Приморского края N38 от 19.10.2010 на прием заявок на участие в аукционах по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков по лоту N3 в отношении заявителя ООО «Аралия» указано, что задаток внесен в размере, установленном документацией об аукционе; заявка в целом соответствует требованиям законодательства и документации об аукционе.

09.11.2010 состоялся аукцион по лоту N3, победителем которого было определено ООО «Аралия», предложившее более высокую цену предмета аукциона. Результаты аукциона оформлены протоколом N21 с указанием, что ежегодная арендная плата за использование лесного участка соответствует предложенной цене предмета аукциона и составляет 4 002 000 рублей, в том числе плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы равна 432 580 рублям, плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, равна 3 569 420 рублям.

Протокол N21 от 09.11.2010 со стороны истца подписан с разногласиями, в которых указано, что ООО «Аралия» не согласно с суммой 4 002 000 руб. в качестве арендной платы, так как цена аукциона не является размером арендной платы.

Направленный в его адрес проект договора аренды N17/29 от 17.11.2010 с указанием в пункте 5, приложении N4 того же размера ежегодной арендной платы истец не подписал, направив в адрес управления протокол разногласий с указанием иного размера арендной платы - 432 580,0 руб., в сопроводительном письме к протоколу разногласий истец указал, что в договоре N17/29 неправомерно в качестве арендной платы указана стоимость права на заключение договора аренды.

13.01.2011 в ответ на протокол разногласий истца управлением было направлено письмо за N49-02-56/44 об отказе ответчика подписать протокол разногласий.

Истец, полагая, что управление незаконно указало в проекте договора аренды N17/29 от 17.11.2010 размер арендной платы не соответствующий условиям аукциона и действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд, исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 445, 446 ГК РФ преддоговорной спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда контрагентом обязанной стороны в случае, если он возник из публичного договора, либо по соглашению сторон.

Предметом разногласий между сторонами при заключении Договора является размер арендной платы.

В соответствии с п. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Из представленной аукционной документации следует, что в извещении о проведении аукциона с изменениями указаны все сведения относительно предмета аукциона - права на заключение договора аренды лесного участка.

Расчетной ценой аукциона указан размер арендной платы в размере 432 580,0 руб. (расчетная цена за заготовку пищевых лесных ресурсов - 20 340,0 руб., за заготовку древесины -412 240,0 руб.). При этом в качестве начальной цены предмета аукциона указана иная сумма - 870 000,0 руб., что свидетельствует о том, что истец при подаче заявки и ответчик, проводивший аукцион, подтвердили участие истца в аукционе и заключение, в случае признания истца победителем аукциона, договора аренды лесного участка на тех условиях, которые определены извещением и проектом договора, при этом разграничив начальную цену предмета аукциона и размер годовой арендной платы, который в соответствии с ч. 2 ст. 73 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) зависит от объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Позиция ответчика, отраженная в письме N49-02-56/44 от 13.01.2011 противоречит действующему законодательству.

Так, согласно нормам ст. 46 Лесного кодекса Российской Федерации от 20.01.1997 N 22-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относилось, в частности, установление минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.

В силу абз. 4 ст. 103 ЛК РФ от 20.01.1997 N 22-ФЗ арендная плата за осуществление лесопользования определяется на основе ставок лесных податей.

По условиям ст. 105 ЛК РФ от 20.01.1997 N 22-ФЗ при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Как установлено в ст. 51 ЛК РФ от 20.01.1997 N 22-ФЗ, средства на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации, в частности, на осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрану, защиту и воспроизводство, предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренных бюджету субъекта Российской Федерации, определяется, исходя, в том числе, из поправочных коэффициентов, учитывающих виды лесохозяйственных работ, выполняемых на соответствующих участках лесного фонда, средний класс природной пожарной опасности, существующую рекреационную нагрузку и класс пожарной опасности по условиям погоды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1199 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» (далее Постановление N 1199) были утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяемые при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации.

Приведенные нормы законодательства свидетельствуют о том, что полномочия субъектов Российской Федерации на взимание поправочных, повышающих коэффициентов к арендной плате за пользование участками лесного фонда были предоставлены этим субъектам ЛК РФ от 20.01.1997 N 22-ФЗ, Постановлением N 1199 от 19.09.1997 года.

Положения п.п. 1, 4 ст. 73 ЛК РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ предусматривают, что размер арендной платы за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности Российской Федерации, определяется на основе минимального размера арендной платы в виде ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, которая для лесных участков, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее Постановление N 310).

Частью 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, на основе которых и определяется минимальный размер арендной платы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нормами ЛК РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Постановления N 310 от 22.05.2007 года, иных нормативных актов не предусмотрена возможность осуществления субъектами Российской Федерации полномочий по установлению ставок арендной платы на аренду лесных участков, находящихся в федеральной собственности, по установлению, взиманию повышающих коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.

Из изложенных положений федерального законодательства следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены лишь вопросы организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.

Определение же арендной платы за данные участки, регулируется специальными нормами лесного законодательства (статья 73 Лесного кодекса РФ) и отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, а именно Правительства Российской Федерации.

Указанная позиция подтверждается содержанием пункта 27 статьи 81 Лесного кодекса РФ, предусматривающего установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды как полномочие органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

При таких обстоятельствах, условия проекта договора аренды лесного участка, не соответствующие требованиям действующего законодательства, в том числе, не соответствующие приведенным положениям ЛК РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Постановления N 310 от 22.05.2007 года, устанавливающие обязанность арендатора лесного участка вносить арендную плату по договору в размере, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации с применением незаконных по вышеуказанным основаниям повышающих коэффициентов, дополнительных сумм, ставок, являются ничтожными и не влекут юридических последствий в силу ст.ст. 167, 168 ГК РФ.

Из содержания письма ответчика от 13.01.2011 в совокупности с оценкой аукционной документации следует, что ответчик указывает на 870 000,0 руб., как на сумму, сформированную самостоятельно ответчиком как на минимальный размер арендной платы, увеличенный в результате аукциона и составляющий конечный размер арендных платежей, что противоречит вышеизложенному.

Следовательно, в проекте договора N17/29, предложенном ответчиком, неправомерно в качестве арендной платы указана стоимость права на заключение договора аренды, между тем как размер арендной платы, указанный в извещении о проведении аукциона (с изменениями), протоколе N21 от 09.11.2010 составляет 432 580 рублей., а сумма 4 002 000 рублей составляет окончательную цену предмета аукциона, сформировавшуюся из начальной цены предмета аукциона (стоимости права на заключение договора аренды) равной 870 000 рублей., увеличенной на 72-кратную величину шага аукциона.

С учетом указанных обстоятельств, является необоснованным отказ ответчика от подписания договора на условиях, отличных от содержащихся в аукционной документации, в связи с чем пункт 5 Договора принимается в следующей редакции: «5. Ежегодная арендная плата за использование лесного участка 432 580 рублей 00 копеек. Минимальный размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов»; приложение N4 к Договору принимается в следующей редакции:

«Приложение N4 к договору аренды лесного участка. Сроки внесения арендной платы:

Календарный план по кварталам года

Арендная плата, рублей

Условлено по договору аренды

В федеральный бюджет

1

2

3

I

108 145,0

108 145,0

II

108 145,0

108 145,0

III

108 145,0

108 145,0

IV

108 145,0

108 145,0

Итого:

432 580,0

432 580,0

Расходы по государственной пошлине согласно статье 110 АПК РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Принять пункт 5 договора N17/29 от 17.11.2010 аренды лесного участка для заготовки древесины, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственного сырья, заключенного между Управлением лесным хозяйством Приморского края и обществом с ограниченной ответственностью «Аралия» в следующей редакции:

«Ежегодная арендная плата за использование лесного участка составляет 432 580 рублей 00 копеек.

Минимальный размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов».

Принять приложение N4 к договору N17/29 от 17.11.2010 аренды лесного участка для заготовки древесины, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственного сырья, заключенного между Управлением лесным хозяйством Приморского края и обществом с ограниченной ответственностью «Аралия» в следующей редакции: «Сроки внесения арендной платы

Календарный план по кварталам года

Арендная плата, рублей

Установлено

В федеральный бюджет

1

2

3

I

108 145,0

108 145,0

II

108 145,0

108 145,0

III

108 145,0

108 145,0

IV

108 145,0

108 145,0

Итого:

432 580,0

432 580,0»

Взыскать с Управления лесным хозяйством Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аралия» 4 000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

     Судья
Кошлакова Г.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-7100/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 15 июля 2011

Поиск в тексте