АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 11 июля 2011 года Дело N А51-7351/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2011 года .

Полный текст решения изготовлен 11 июля 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Л.М. Кузнецовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубининой Е.В., рассмотрев дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району г. Владивостока Приморского края (ИНН 2536117621, ОГРН 1022501296762) к Ликвидационной комиссии государственного образовательного учреждения «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда» (ИНН 2540054519, ОГРН 1022502280096), Администрация Приморского края (ИНН 2540037030, ОГРН 1022502275168) о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2149 руб. 72 коп.

при участии в заседании:

от заявителя и ответчиков - не явились, извещены;

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району г. Владивостока Приморского края (далее по тексту - заявитель, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ликвидационной комиссии государственного образовательного учреждения «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда» (далее по тексту - учреждение, плательщик страховых взносов) задолженности по пене, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение за период с 06.05.2010 по 17.08.2010 в сумме 2295 руб. 24 коп.

В судебное заседание от заявителя поступило ходатайство об уточнении лица за счет которого должно быть осуществлено удовлетворение заявленных требований. Заявитель указал, что поскольку государственное образовательное учреждение «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда» находится в стадии ликвидации и у ликвидационной комиссии отсутствуют денежные средства на погашение задолженности перед фондом, то в порядке субсидиарной ответственности задолженность должна быть погашена за счет его учредителя - Администрации Приморского края. Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны в судебное заседание не явились, в деле имеются доказательства извещения их надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, руководствуясь ст. ст. 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил. Плательщик страховых взносов зарегистрирован в качестве юридического лица ИМНС по Фрунзенскому району г. Владивостока Приморского края.

Согласно решению Арбитражного суда Приморского края по делу NА51-6891/2009 с Администрации Приморского края взыскана задолженность по страховым взносам в размере 84953 руб., из них на страховую часть трудовой пенсии 79566 руб. 30 коп. и накопительную часть трудовой пенсии в размере 5386 руб. 20 коп. Взысканные страховые взносы были перечислены в Управление в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N212-ФЗ) сроки. Данное обстоятельство послужило основанием для начисления пени в размере 2295 руб. 24 коп. за период с 06.05.2010 по 17.08.2010. В адрес плательщика страховых взносов было направлено требование об уплате суммы пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Согласно расчету пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, ее размер составляет 2295 руб. 24 коп. Поскольку указанная задолженность по пене не была погашена, а направленное в адрес плательщика страховых взносов требование не исполнено добровольно в установленный срок, фонд обратился в суд с настоящим заявлением. Суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N212-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Согласно пункту 1 статьи 18, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 28 указанного закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

По правилам пункта 1 статьи 15 Закона N212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Как установлено пунктом 3 этой же статьи в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (пункт 5 статьи 15 Закона N212-ФЗ).

В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 15 данного закона плательщики страховых взносов ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктами 3, 7 статьи 25 Закона N212 пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Следовательно, учреждение обязано было ежемесячно производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, исходя из сумм исчисленных ежемесячных обязательных платежей.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, задолженность признанная решением Арбитражного суда Приморского края от 23.12.2009 по делу NА51-6891/2009 плательщиком страховых взносов в установленный законом срок уплачена не была, в связи с чем на указанную задолженность была начислена пеня за период с 06.05.2010 по 17.08.2010 в размере 2295 руб. 24 коп., из них: 2149 руб. 72 коп. - на страховую часть трудовой пенсии, 145 руб. 52 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии. В связи с тем, что уплата страховых взносов производится учреждением несвоевременно и не в полном объёме, суд находит обоснованным требование фонда о взыскании с плательщика страховых взносов пени, начисленных в указанном размере. Вместе с тем, как следует из текста заявления, Пенсионный Фонд считает, что у страхователя отсутствуют денежные средства для погашения имеющейся задолженности, в связи с чем просит удовлетворить предъявленные требования за счет собственника страхователя в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Пунктом 2 ст. 49 НК РФ установлено, что если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В связи с распоряжением администрации Приморского края от 22.02.2006 N 98-ра «О ликвидации государственного образовательного учреждения «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда» ГОУ «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда» приступило к стадии ликвидации, назначена ликвидационная комиссия.

Пунктом 6 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что при недостаточности у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Согласно положениям пункта 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с пунктами 1.1, 11.6 Положения о ГОУ «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда», зарегистрированного в управлении юстиции администрации Приморского края, свидетельство о регистрации N 1384 от 19.11.1997, данное учреждение создано Управлением труда, занятости населения и демографической политики администрации Приморского края и последнему на баланс передается оставшееся в результате ликвидации после расчетов с кредиторами имущество.

Как следует из Положения об управлении труда, занятости населения и демографической политики администрации Приморского края (приложение к решению малого Совета краевого Совета народных депутатов от 27.10.1993 N 378), Управление труда, занятости населения и демографической политики администрации Приморского края являлось структурным подразделением краевой администрации.

Как следует из письма Департамента имущественных отношений Приморского края от 22.07.2009 N 53/3-34-3055, имущество ГОУ «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда» является собственностью Приморского края.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 22.06.2006 N 23 при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы; при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Исходя из изложенного, заявитель должен представить суду доказательства отсутствия и/или недостаточности денежных средств у ликвидационной комиссии ГОУ «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда» для удовлетворения заявленных требований за счет собственника учреждения. Между тем, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что ликвидационная комиссия ГОУ «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда» на момент вынесения настоящего судебного акта не располагает достаточными средствами для оплаты предъявленной по настоящему заявлению задолженности, в связи с чем, с учетом указанных выше статей задолженность подлежит оплате ликвидационной комиссией ГОУ «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда», а при отсутствии и/или недостаточности денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности задолженность подлежит погашению Администрацией Приморского края за счет казны Приморского края. Судебные расходы в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся судом на ликвидационную комиссию ГОУ «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда».

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с Ликвидационной комиссии государственного образовательного учреждения «Краевой центр подготовки руководящих кадров по охране труда» (ИНН 2540054519, ОГРН 1022502280096), зарегистрированного ИМНС по Фрунзенскому району г. Владивостока, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, а при отсутствии или недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации Приморского края (ИНН 2540037030, ОГРН 1022502275168) в доход внебюджетных фондов задолженность по пене за период с 06.05.2010 по 17.08.2010 в сумме 2295 руб. 24 коп. (две тысячи двести девяносто пять рублей двадцать четыре копейки), из них: 2149 руб. 72 коп. - на страховую часть трудовой пенсии, 145 руб. 52 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии; в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 руб. (две тысячи рублей). Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Л.М.Кузнецова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка