ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2011 года Дело N А53-15522/2010

15АП-817/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Винокур И.Г. судей Е.В. Андреевой, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.

при участии: от заявителя: Васильева Т.И., представитель по доверенности от 30.12.2010г.

от заинтересованного лица: Дроздов В.О., представитель по доверенности от 11.01.2011г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N25 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 14.12.2010 по делу N А53-15522/2010 по заявлению ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет" к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России N25 по Ростовской области о признании недействительными решений N1171 от 20.11.09г. и N1172 от 20.11.09г. в части принятое в составе судьи Соловьевой М.В.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ФНС России N25 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) - о признании недействительными решений N1171 от 20.11.2009г. и N1172 от 20.11.2009г. в части доначисления авансового взноса земельного налога за 1 и 2 кварталы 2009г.: на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0081502:2, в сумме 115974,00 руб. и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050516:56 в сумме 36783,00 руб. и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:008:1806:9, в сумме 33128,00 руб. и соответствующие пени.

Учреждение при подаче заявления ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока по ст. 198 АПК РФ на обжалование решений, в виду невозможности своевременно уплатить государственную пошлин у, в связи с реорганизацией учреждения и связанным с эти закрытием и открытием счетов в Кировском отделении УФК по Ростовской области.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 названной статьи Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Правовая природа этого срока Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не определена, что не препятствует арбитражному суду восстановить указанный срок, если он был пропущен по уважительной причине.

Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. Поскольку нормы Кодекса не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.

Данное ходатайство было рассмотрено и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

Решением суда от 14.12.2010г. признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N25 по Ростовской области от 20.11.2010г. N1171 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в части доначисления авансового взноса земельного налога за 1 квартал 2009г.: на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0081502:2, в сумме 115974,00 руб. и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050516:56 в сумме 36783,00 руб. и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:008:1806:9, в сумме 33128,00 руб. и соответствующие пени; признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N25 по Ростовской области от 20.11.2010г. N1172 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в части доначисления авансового взноса земельного налога за 2 квартал 2009г.: за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0081502:2 в сумме 115974,00 руб. и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050516:56 в сумме 36783,00 руб. и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0081806:9 в сумме 33128,00 руб. и соответствующие пени.

Межрайонная ИФНС России N25 по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт, принять новый.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 14.12.2010 отменить, принять новый судебный акт, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, с 30.07.2009 г. по 09.10.2009 г. налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации «Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу» за 2 квартал 2009 года, а с 11.09.2009г. по 09.10.09г. проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации «Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу» за 1 квартал 2009 года.

Налоговый орган по итогам проверки составил акт проверки N 4978 от 09.10.2009г., акт N 49990 от 09.10.2009г.

По результатам проверки налоговой декларации за 1 квартал 2009 г. вынесено решение N 1171 от 20.11.2009 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершенное налогового правонарушения. По результату проверки по одиннадцати земельным участкам был доначислен земельный налог в сумме 914 511 рублей и соответствующей пени в размере 32 567 рублей .

По результатам проверки налоговой декларации за 2 квартал 2009 года вынесено Решение N 1172 от 20.11.2009 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По результату проверки по 11 земельным участкам был доначислен земельный налог в сумме 911 451 рубль и соответствующая пеня в сумме 32 455 рублей.

Оспаривая законность принятых налоговым органом решений о доначислении земельного налога и пени за 1 и 2 кварталы 2009 года, университет обжаловал в апелляционном порядке в Управление ФНС по Ростовской области решения МИФНС N25 по РО NN 1171 и 1172 от 20.11.2009 года в полном объеме.

Управлением ФНС России по Ростовской области решениями N 15-14/1005 и 15-14/1004 от 12 марта 2010 года признано, что налогоплательщиком в части 8 земельных участков подтверждены данные, указанные в налоговых декларациях (расчета) земельного налога за 1 и 2 кварталы 2009 года. При этом решением N 15-14/1005 от 12.03.2010 г УФНС признаны обоснованными доначисление земельного налога и пени за 1 квартал 2009 года по трем земельным участкам: за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0081502:2, в сумме 115 974 рубля и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050516:56 в сумме 36 783 рубля и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0081806:9, в сумме 33 128 рублей и соответствующие пени. Решением N 15-14/1004 от 12.03.2010 г УФНС по Ростовской области признаны обоснованными доначисление земельного налога и пени за 2 квартал 2009 года по земельным участкам: за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0081502:2, в сумме 115 974 рубля и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050516:56 в сумме 36 783 рубля и соответствующие пени; за земельный участок с кадастровым номером 61:44:0081806:9, в сумме 33 128 рублей и соответствующие пени.

В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решения налоговой инспекции в отношении 3-х земельных участков в арбитражный суд.

Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050516:56.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.09.2007 г. N 725266 серия 61-АГ университету на праве оперативного управления принадлежит часть здания в литере А и Б по пр. Буденновский, дом N39 - 41/48. Правообладателем земельного участка под строением с кадастровым номером 61:44:0050516:56, площадью 1682 кв.м., является Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. По данным кадастрового паспорта N 61/001/09-248893 от 21 мая 2009 года, изготовленным территориальным отделом N 18 Управления Роснедвижимости по Ростовской области, на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050516:56, площадью 1682 кв.м., расположенного в г. Ростове-на-Дону, пр. Буденновский, 39-41/48, его кадастровая стоимость составляет 10 302 266.82 рублей. Доля ГОУ «Ростовская государственная Академия архитектуры и искусства» (с 23.11.2006 г.- Архитектурный институт Южного федерального университета) составляет 44/100 земельного участка, что равно 740 кв.м., зарегистрировано обременение в виде аренды. /т.1 л.д.14-16/ Удельный показатель кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка за 1 кв.м., в соответствии с пунктом 13 кадастрового паспорта составляет 6 125.01 рублей.

Суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган при определении размера налога учел размер всего земельного участка площадью 1682 кв.м. без доли налогоплательщика. Университет произвел расчет авансовых платежей земельного налога за 1 и 2 кварталы 2009 года в соответствии с принадлежащей ему 44/100 доли в праве владения помещениями, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого налогоплательщика, являющегося собственником данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Из материалов дела следует, что Постановлением Мэра г. Ростова - на - Дону N1340 от 13.07.98г. предоставлен МУФЗ ЖКХ Ленинского района и Ростовскому государственному архитектурному институту в аренду на 49 лет земельный участок общей площадью 0,16га по пр. Буденновскому 39/48, в том числе Ростовскому архитектурному институту - 44/100 доли для эксплуатации административных помещений.

17.09.98г. на основании указанного постановления Администрацией г. Ростова - на - Дону и Ростовским Государственным архитектурным институтом заключен договор аренды, согласно которого университет принял в аренду 44/100 земельного участка общей площадью 0,1687 га для эксплуатации административных помещений, расположенный по адресу: г. Ростов - на - Дону, пр. Буденновский, 39/48, сроком на 49 лет с 13.07.1998г. по 13.07.2047г. Арендная плата договором не предусмотрена. Следовательно, спорный земельный участок находится у налогоплательщика на праве безвозмездного срочного пользования.

Из устава ЮФУ, утвержденного заместителем руководителя Федерального агентства по образованию 05.10.07г., следует, что университет является правопреемником государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет», «Ростовская государственная академия архитектуры и искусства», «Ростовский государственный педагогический университет» и «Таганрогский государственный радиотехнический университет».

Таким образом, поскольку заявитель не владеет указанным земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то у него отсутствует обязанность по уплате земельного налога.

Поскольку судом признаны решения инспекции незаконными в отношении начисления земельного налога по данному участку неверные выводы суда не повлекли принятия неправильного судебного акта в данной части.

Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0081806:9.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.11.2007 года N 782607 серия 61-АГ университету на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 9469 кв.м., с кадастровым номером 61:44:0081806:9 (предыдущий номер 61:44:081806:2), расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Ленина, 46/2./т.1 л.д.54/.

По данным кадастрового паспорта N 61/001/09-248047 от 21 мая 2009 года, изготовленным территориальным отделом N 18 Управления Роснедвижимости по Ростовской области, его кадастровая стоимость составляет 116 730 896.61 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 12327,69 руб./м2 /т.1 л.д.12-13/.

Университет произвел расчет авансовых платежей земельного налога за 1 и 2 кварталы 2009 года, исходя из данных кадастрового паспорта о размере земельного участка и его кадастровой стоимости.

Согласно п.п. 11, 12 ст. 396 НК РФ / в редакции, действовавшей в спорный период/ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что налоговый орган, ссылаясь на базу данных, полученную из органа, осуществляющего ведение государственного земельного кадастра /т.2 л.д.34/ посчитал, что налог должен быть исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:08 18 06:0002 (предыдущий номер 61:44:081806:2), площадью 13 279 кв.м. и кадастровой стоимости 160 900 873 рубля.

Судом первой инстанции правильно указано, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:08 18 06:0002, площадью 13270 кв.м., расположенный по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 46/2 Распоряжением Территориального Управления «Росимущество» по Ростовской области N 1359 от 26 декабря 2006 года разделен на два самостоятельных: - площадью 3802 кв.м. предназначен для размещения многоквартирного жилого дома; - площадью 9468 кв.м. предназначен для размещения общежития ГОУ ВПО Ростовский государственный педагогический университет (с 23.11.2006 г. Педагогический институт ЮФУ). После раздела земельному участку, предназначенному для размещения общежития РГПУ, присвоен кадастровый номер 61:44:0081806:9./т.1 л.д.142-144/.

Таким образом, инспекцией при расчете земельного налога были использованы не достоверные сведения о размере земельного участка.

Кроме того, судебной коллегией при рассмотрении вопроса о правомерности доначисления инспекцией земельного налога по данному земельному участку учтено следующее.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Таким образом, общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 29.10.2001 года, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. N316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной оценки земель.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).

Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.08г. N212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка.