ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2011 года Дело N А53-7607/2011

15АП-7123/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гуденица Т.Г., судей Л.А. Захаровой, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.

при участии: от ЮУГАН: Юшкова Анастасия Вячеславовна, удостоверение, по доверенности от 08.12.2010 N39,

от ООО «Батайское АТП-1»: Усенко Александр Васильевич, паспорт, по доверенности от 20.07.2011 N245, Павлятенко Владимир Алексеевич, паспорт, по доверенности от 20.07.2011 N244, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 06.06.2011 по делу N А53-7607/2011, принятое судьей Борозинцом А.М. по заявлению Южного управления государственного автодорожного надзора

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Батайское АТП-1» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Южное Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление госавтонадзора) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Батайское АТП-1» (далее - ООО «Батайское АТП-1») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 06.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, однако на момент принятия решения истек трехмесячный срок давности привлечения к ответственности, поскольку правонарушение совершено 15.01.11, 17.01.11, 19.01.11, 22.01.11, что подтверждается путевыми листами.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление госавтонадзора обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что совершенное обществом правонарушение посягает на интересы неопределенного круга лиц и является правонарушением в сфере защиты прав потребителей, в связи с чем срок давности привлечения к ответственности составляет один год и на настоящий момент не истек.

Представитель Южного управления государственного автодорожного надзора в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования о привлечении общества к административной ответственности.

Представители ООО «Батайское АТП-1» в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.

В соответствии со ст. 268 АПК РФ судом удовлетворено ходатайство ООО «Батайское АТП-1» и к материалам дела приобщен акт проверки Южного управления Госавтонадзора от 21.06.2011 с приложением к акту, как доказательство появившееся после вынесения решения судом первой инстанции.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Южного управления Госавтонадзора.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ВРИО начальника Южного управления госавтонадзора от 28.03.2011 N586 сотрудниками Управления в отношении ООО «Батайское АТП-1» проведена внеплановая документарная проверка в связи с поступлением в орган госконтроля информации от ГИБДД УВД по г. Ростову-на-Дону о факте дорожно-транспортного происшествия при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Результаты проверки оформлены Актом проверки N185/535 от 25.04.2011 с приложением N1 к акту.

В акте зафиксированы следующие нарушения.

Водители предприятия привлекались к работе в установленные графиком работы (сменности) выходные дни без оформления согласия водителя и распоряжения работодателя. Согласно представленного графика работы (сменности) водителей ООО «Батайское АТП-1» на январь 2011 г., у водителя Вильховского В. А. 22.01.2011 должен был быть выходной день, однако согласно путевого листа от 22.01.2011 N 819 водитель Вильховский В.А. работал по маршруту «г. Ростов-на-Дону - г. Батайск через РДВС» без письменного распоряжения работодателя и письменного согласия вышеуказанного водителя. Данный факт подтверждается копией графика работы (сменности) водителей ООО «Батайское АТП-1» на январь 2011, копией путевого листа от 22.01.2011 N 819 и объяснением заместителя директора по БДД Павлятенко В.А. Нарушены требования ст. 20 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ, ст. 29 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15., п.п. 2.2., 2.3.3. Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01. 1997 N 2., п. 2.3.6. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15, и тем самым нарушены требования п.п. 4 «б» и 4 «в» Постановления Правительства от 30.10.2006 N 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Графики работы водителей по маршруту «г. Ростов-на-Дону - г. Батайск через РДВС» разработаны с грубыми нарушениями режима труда и отдыха водителей, а именно:

- время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы составляет 13 - 14 часов, вместо положенных 10 часов.

- перерыв между двумя частями рабочего дня должен устанавливаться не позже чем через 4 часа после начала работы, а согласно вышеуказанного графика работы предоставляется через 6-7 часов после начала рабочего дня. Данный факт подтверждается копией графиков.

По результатам проверки государственным инспектором Южного управления госавтонадзора в отношении ООО «Батайское АТП-1» составлен протокол об административном правонарушении N74 от 25.04.2011 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Протокол составлен с участием законного представителя общества - заместителя директора Павлятенко В.А., указавшего в объяснениях, что с протоколом согласен и общество обязуется устранить недостатки (л.д. 48 том 1).

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Южное управление госавтонадзора обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ООО «Батайское АТП-1» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.

Перечень лицензионных требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом установлен «Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение N637).

В соответствии с подпунктами «б», «в», «д», «е» пункта 4 Положения N637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

- соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания до врачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, установлены «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение N15).

В соответствии с пунктом 9 Положения N15 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения N15).

Согласно пункта 4 Положения N15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Из пункта 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, следует, что обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей возлагается на владельцев автобусов, автовокзалы, пассажирские автостанции, расположенные на маршрутах регулярных перевозок, органы Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе акта проверки и протокола об административном правонарушении, обществом «Батайское АТП-1», осуществляющим на основании лицензии рег. N АСС-61-088779 от 18.07.2002 (бланк NВА207633) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, допущено нарушение лицензионных требований, выразившееся в том, что графики работы водителей разработаны с грубыми нарушениями режима труда и отдыха водителей; водители привлекаются к работе в выходные дни без их письменного согласия, а также без распоряжения работодателя.

Таким образом, действия общества «Батайское АТП-1» образуют объективную сторону правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

ООО «Батайское АТП-1», как лицо, осуществляющее деятельности по перевозке пассажиров на основании лицензии, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных требований к графику работы водителей, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности, являющейся обязательным условием осуществления лицензируемого вида деятельности.

Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения в материалы дела не представлено.

Общество «Батайское АТП-1» в ходе административного производства и в суде также подтвердило свою вину в совершенном правонарушении.

С учетом изложенного, заявление Южного управления госавтонадзора о привлечении ООО «Батайское АТП-1» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

Судом первой инстанции сделан ошибочный вывод об истечении на момент вынесения решения срока давности привлечения общества к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В решении суд указал, что правонарушение совершено 15.01.11, 17.01.11, 19.01.11, 22.01.11 в соответствии с путевыми листами.

Суд апелляционной инстанции полагает, что совершенное обществом правонарушение является длящимся.

Управлением госавтонадзора в отношении ООО «Батайское АТП-1» составлен протокол по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Как указано ранее, нарушение лицензионных требований допущено обществом в виде разработки графиков работы водителей с грубыми нарушениями режима труда и отдыха водителей и привлечения водителей к работе в выходные дни без их письменного согласия, а также без распоряжения работодателя.

Из материалов дела следует, что указанные нарушения были допущены не только при осуществлении перевозок 15.01.11, 17.01.11, 19.01.11, 22.01.11, но и в дальнейшем вплоть до составления в отношении ООО «Батайское АТП-1» протокола об административном правонарушении.

Правонарушение в виде работы водителей по графику, составленному с грубыми нарушениями установленных требований к режиму труда и отдыха водителей, является длящимся, осуществлялось обществом постоянно в ходе осуществления деятельности по перевозкам.

Правонарушение было выявлено Южным управлением госавтонадзора 25.04.2011, когда был составлен Акт проверки, по результатам документарной проверки деятельности организации.

Как указано ранее, при составлении протокола об административном правонарушении 25.04.2011 законный представитель ООО «Батайское АТП-1» также подтвердил осуществление предприятием деятельности при работе водителей по не соответствующему установленным требованиям графику и обязался устранить нарушения (л.д. 48 том 1). В объяснениях представитель также указал, что новые графики разрабатываются согласно требованиям законодательства и нормативных актов (л.д. 43 том 1).

Таким образом, по состоянию на дату составления акта проверки и протокола правонарушение не было устранено.

По результатам проверки обществу было выдано предписание и в представленном суду отзыве на заявление общество указало, что предписание было выполнено, в доказательство чего к отзыву приложен разработанный во исполнение предписания контролирующего органа новый график движения транспорта по маршруту «Ростов-Батайск через РДВС» (л.д. 83-84 том 1).

Кроме того, обществом представлен договор на оказание платных образовательных услуг от 10.05.2011, поскольку в акте проверки управлением госавтонадзора также было указано на то, что обществом не организовано проведение занятий по повышению профессионального мастерства водительского состава (л.д. 85 том1).

В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.