• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2011 года Дело N А32-36436/2010

15АП-6492/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2011 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего О.Х.Тимченко судей И.Н. Глазуновой, Т.Р. Фахретдинова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В. при участии: от заявителя: представитель Чукова Н.И., доверенность от 24.11.2010; представитель Горбатенко С.А., доверенность от 24.11.2010; от заинтересованного лица: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 34400239508730); от третьего лица: представитель Никифоров О.А., доверенность N 56 от 17.01.2011, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Туапсинский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 27.04.2011 по делу N А32-36436/2010, принятое в составе судьи Нигоева Р.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Туапсинский экспортный терминал» к заинтересованному лицу администрации муниципального образования Туапсинский район при участии третьего лица: Межгосударственный банк о признании недействительным постановления от 11.11.2010 N 2807, признании незаконными бездействий, обязании утвердить схемы расположения земельных участков, обязании предоставить в аренду земельные участки

УСТАНОВИЛ:

ООО «Туапсинский экспортный терминал», г. Туапсе (далее -общество, ООО «ТЭТ») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации МО Туапсинский район, г. Туапсе (далее - администрация) в котором просил:

1. признать недействительным постановление администрации МО Туапсинский район N 2807 от 11.11.2010 г. «Об отмене отдельных постановлений администрации МО Туапсинский район»;

2. признать незаконными действия администрации МО Туапсинский район, выразившиеся в неутверждении схем расположения земельных участков в кадастровых кварталах и в непредоставлении в аренду следующих земельных участков:

- земельный участок площадью 21539 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная, для производства проектно-изыскательских работ для строительства второго противопожарного проезда;

- земельные участки площадью 56944 кв.м. и 12976 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная и ул. Гагарина, для строительства первой очереди объекта «Противооползневые мероприятия с технологическим пожарным проездом между ул. Индустриальная и ул. Гагарина»;

- земельный участок площадью 12028 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, для строительства второй очереди объекта «Противооползневые мероприятия с технологическим пожарным проездом, трубопроводной эстакадой, мероприятиями по укреплению левого берега и строительства вдольбереговой набережной реки Туапсе»;

- земельный участок площадью 273 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, для размещения противооползневых мероприятий с технологическим пожарным проездом;

- земельный участок площадью 7003 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная, для строительства «Системы регулирования стока ручья на территории ООО «ТЭТ» с противооползневыми и противоселевыми сооружениями»;

- земельные участки площадью 204 кв.м. и 1274 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная - ул. Гагарина, для размещения инженерных сетей при строительстве противооползневых мероприятий с технологическим пожарным проездом;

- земельный участок площадью 22206 кв.м. ( в том числе ЗУ:А(чзу1)-13710 кв.м, ЗУ:А(чзу2)-7859 кв.м, ЗУ:А(чзу3)-638 кв.м.) из земель населенных пунктов по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная от ПС Туапсе-Тяговая к пойме реки Туапсе, по правому берегу до автодорожного моста вдоль ул. Сочинская и вдоль ул. Индустриальная, 17, для реконструкции кабельной линии 6 кВ;

- земельный участок площадью 13270 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Гагарина в кадастровом квартале 23:51:02 02 017, из земель населенных пунктов для строительства II очереди объекта «Повышение устойчивости городского пляжа и укрепления левого берега в устьевой части реки Туапсе при строительстве продуктопровода СУГ»;

3. обязать администрацию МО Туапсинский район утвердить схемы расположения в кадастровых кварталах земельных участков:

- земельный участок площадью 21539 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная, для производства проектно-изыскательских работ для строительства второго противопожарного проезда;

- земельные участки площадью 56944 кв.м. и 12976 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная и ул. Гагарина, для строительства первой очереди объекта «Противооползневые мероприятия с технологическим пожарным проездом между ул. Индустриальная и ул. Гагарина»;

- земельный участок площадью 12028 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, для строительства второй очереди объекта «Противооползневые мероприятия с технологическим пожарным проездом, трубопроводной эстакадой, мероприятиями по укреплению левого берега и строительства вдольбереговой набережной реки Туапсе»;

- земельный участок площадью 273 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, для размещения противооползневых мероприятий с технологическим пожарным проездом;

- земельный участок площадью 7003 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная, для строительства «Системы регулирования стока ручья на территории ООО «ТЭ Т» с противооползневыми и противоселевыми сооружениями»;

- земельные участки площадью 204 кв.м. и 1274 кв.м из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная - ул. Гагарина, для размещения инженерных сетей при строительстве противооползневых мероприятий с технологическим пожарным проездом;

- земельный участок площадью 22206 кв.м. ( в том числе ЗУ:А(чзу1)-13710 кв.м, ЗУ:А(чзу2)-7859 кв.м, ЗУ:А(чзу3)-638 кв.м) из земель населенных пунктов по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная от ПС Туапсе-Тяговая к пойме реки Туапсе, по правому берегу до автодорожного моста вдоль ул. Сочинская и вдоль ул. Индустриальная, 17, для реконструкции кабельной линии 6 кВ;

- земельный участок площадью 13270 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Гагарина в кадастровом квартале 23:51:02 02 017, из земель населенных пунктов для строительства II очереди объекта «Повышение устойчивости городского пляжа и укрепления левого берега в устьевой части реки Туапсе при строительстве продуктопровода СУГ»;

4. обязать администрацию МО Туапсинский район предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Туапсинский экспортный терминал» на праве аренды указанные земельные участки (уточненное в порядке ст. 49 АПК РФ заявление общества.)

Определением суда от 17.03.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Межгосударственный банк.

Заявленные требования мотивированы тем, что общество являлось арендатором спорных земельных участков, срок аренды истек, договоры аренды пролонгированы согласно п.2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как общество продолжало пользоваться арендованными земельными участками после окончания срока аренды.

В июне и сентябре 2010 г. общество обратилось с заявлением в администрацию о заключении договоров на новый срок, так как участки не прошли кадастровый учет, МУ «Управление архитектуры и градостроительства» по заявке общества выполнены схемы расположения арендуемых участков. Однако, схемы администрацией МО Туапсинский район не утверждены.

11.11.2010 г. администрация МО Туапскинский район издала постановление N 2807, которым отменила постановления администрации NN 2445-2448 от 10.09.2010 г. о предварительном согласовании мест размещения ряда объектов. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.

Решением суда от 27.04.2011 г. судом признано недействительным постановление администрации МО Туапсинский район N 2807 от 11.11.2010 г. «Об отмене отдельных постановлений администрации МО Туапсинский район»; признаны незаконными действия администрации МО Туапсинский район, выразившиеся в неутверждении схем расположения земельных участков в кадастровых кварталах и в непредоставлении в аренду земельных участков, указанных в заявлении; суд обязал администрацию МО Туапсинский район предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Туапсинский экспортный терминал» на праве аренды земельные участки, обозначенные в исковом заявлении. Суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией нарушена процедура предоставления земельных участков в части неутверждения схем расположения участков, что лишает общество права поставить земельные участки на кадастровый учет и использовать их по целевому назначению, в связи с чем, общество терпит значительные убытки.

Не согласившись с решением, администрация МО Туапсинский район обратилась с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 27.04.2011г., указав следующие доводы.

Постановлениями администрации МО г. Туапсе от 10.09.2010 г. N 2445, 2446, 2447, 2448 утверждены акты выбора земельных участков для ООО «ТЭТ». Указанные акты составлены и подписаны в 2006 и 2007 г.

Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении трех лет утвержденные материалы предварительного согласования не могут быть основанием для предоставления земельного участка в аренду. Продление трехлетнего срока и переутверждение материалов согласования новым постановлением Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Согласно п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка, предоставленного для строительства, за счет заинтересованных лиц подлежат выполнению кадастровые работы по постановке земельного участка на кадастровый учет. В нарушение указанной нормы общество не осуществило постановку на кадастровый учет земельных участков.

Постановлением МО Туапсинский район N 2807 от 11.11.2010 г. отменены ранее изданные постановления N 2445, 2446, 2447, 2448 по причине отсутствия кадастрового учета земельных участков.

В настоящее время предоставить в аренду земельные участки невозможно, так как на них располагаются объекты недвижимости, правомерность возведения которых не подтверждена. Администрация МО Туапсинский район просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.

В отзыве ООО «Туапсинский экспортный терминал» с доводами апелляционной жалобы не согласилось, указав, что в период с 2006 по 2010 гг. указанные выше спорные земельные участки были фактически переданы администрацией муниципального образования Туапсинский район ООО «ТЭТ». Права на данные земельные участки были приобретены ООО «ТЭТ» по результатам реализации процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (ст.ст. 30-32 Земельного кодекса РФ). Во исполнение вышеуказанных положений Закона в 2006-2008 гг. администрацией были утверждены акты выбора земельных участков, изданы постановления о предварительном согласовании места размещения объектов терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов. За период пользования спорными земельными участками ООО «ТЭТ» произвело на отведенных ему земельных участках значительный комплекс работ по возведению объектов, для размещения которых испрашиваемые земельные участки и передавались.

Для размещения объектов недвижимости ООО «ТЭТ» были получены и утверждены необходимые разрешения, заключения, свидетельства, подписаны акты приемки. В связи с необходимостью уточнения площади испрашиваемых земельных участков, постановки их на государственный кадастровый учет, МУ «Управление архитектуры и градостроительства» Туапсинского городского поселения Туапсинского района в октябре 2010 г. были выполнены схемы расположения арендуемых земельных участков в кадастровых кварталах с приложением ведомостей вычисления их площади, получены все необходимые согласования схем расположения спорных земельных участков - с начальником управления архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, с начальником управления имущественных отношений администрации муниципальное образования Туапсинский район, с начальником управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, с главой Туапсинского городского поселения. Однако, данные схемы не утверждены постановлением главы МО Туапсинский район. Данное обстоятельство препятствует ООО «ТЭТ» обеспечить за свой счет выполнение в отношении указанных выше земельных участков кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемых земельных участков и получить указанные участки на праве аренды.

Администрация МО Туапсинский район явку представителя не обеспечила, просила жалобу рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель ООО «Туапсинский экспортный терминал» в опровержение доводов администрации представил доказательства публикации в газете «Черноморье сегодня» сведений о спорных участках, протоколы общественных слушаний по вопросу строительства терминала предназначенного для приема, временного хранения и перевалки сжиженного газа, доказательства выполнения работ по изготовлению схем размещения участков, разрешения на строительство объектов, выданные Администрацией МО город Туапсе в лице Управления архитектуры и градостроительства, пояснил, что земельные участки находятся в пользовании общества, возведенные объекты имеют степень готовности от 18 до 80%, некоторые введены в эксплуатацию.

Доводы ООО «Туапсинский экспортный терминал» поддержал представитель Межгосударственного банка, пояснив, что в настоящее время заявитель находится в стадии банкротства, отрыто конкурное производство; банк как конкурсный кредитор, имеющий 60% кредиторской задолженности и как единственный участник общества, заинтересован в погашении кредиторской задолженности; продажа имущества банкротного предприятия без земельных участков невозможна, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции согласно статьям 9, 10 и 11 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На основании статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

Как следует из материалов дела, ООО «Туапсинский экспортный терминал» в порядке реализации инвестиционной программы по строительству терминала по приему, хранению и перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) обратилось с заявлением Администрацию МО г.Туапсе о предоставлении земельных участков в порядке предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно выписке из протокола заседания архитектурно-градостроительного Совета г. Администрации МО г. Туапсе N 6 от 22.06.2005 согласовано предварительное размещение Туапсинского экспортного терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) с устройством терминала на Южном молу Туапсинского морского торгового порта и базы хранения на территории ООО «Машзавод».

В 2006 году строительство терминала по приему, хранению и перевалке сжиженных газов в г. Туапсе ООО «Туапсинский экспортный терминал» было внесено в Программу сопровождения стратегических инвестиционных проектов Краснодарского края на 2006 - 2007 годы (распоряжение главы администрации Краснодарского края от 30.10.2006 г. N 997-р).

В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства

По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Из представленных обществом протоколов от 18.05.2005, 20.05.2005 г.,03.06.2005 г., 17.08.2005 г. видно, что в период с мая по август 2005 г. прошли общественные слушания по обсуждению Декларации о намерениях инвестирования в строительство Туапсинского экспортного терминала и оценки воздействия на окружающую среду этого объекта. Собрание представителей общественных организаций и жителей г. Туапсе посчитало возможным размещение терминала на территории ООО «Машзавод» (южном молу Туапсинского морского порта). По сообщению главного редактора ГУП КК «Редакция газеты «Туапсинский вести» с 24.05.2005 г. по 19.08.2005 г. осуществлено 14 публикаций о строительстве экспортного терминала на территории Туапсинского района и предоставлении земельных участков ООО «Туапсинский экспортный терминал». Дополнительно население проинформировано о предоставлении земельных участков в газете «Черноморье сегодня» N 87 от 06.08.2009 г.

Анализ документов, представленных обществом позволяет сделать вывод о соблюдении администрацией МО г.Туапсе требований п. 2 ст. 31 ЗК РФ.

Доказательств обращения иных претендентов на спорные земельные участки после официальной публикации, администрация не представила.

Постановлениями главы МО г. Туапсе N 2467 от 13.10.2006 г., N 3070 от 22.12.2006 г., N 2680 от 13.11.2006 г., N 283 от 06.03.2008 г. утверждены акты выбора земельных участков. Постановлениями главы МО г.Туапсе N 277 от 06.03.2008 г., N 1377 от 25.06.2007 г. ООО «ТЭТ» были утверждены проекты границ земельного участка площадью 21539 кв.м., 204 кв.м. для размещения инженерных сетей и строительства второго противопожарного проезда.

На основании постановлений администрации МО г.Туапсе в 2006 г,2007 г.2008 г., администрации МО Туапсинский район в 2009 г., между администрацией МО г. Туапсе, администрацией МО Туапсинский район (арендодатели) и ООО «ТЭТ» (арендатор) были заключены договоры аренды спорных земельных участков, земельный участки переданы арендатору.

При этом, в аренду земельные участки предоставлены минуя стадии формирования земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учет по правилам, предусмотренных статьей 70 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 32 и пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (до Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) обязанность по формированию земельного участка возлагалась на орган местного самоуправления. В указанных нормах закреплено, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации, в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

С 13.05.2008 г. обязанность по проведению кадастровых работ была возложена на заявителя, но при этом обязанность ответчика, выраженная в изготовлении схемы границ земельного участка, осталась.

С целью постановки земельных участков на государственный кадастровый учет по заявке общества, МУ «Управление архитектуры и градостроительства» Туапсинского городского поселения Туапсинского района в октябре 2010 г. были выполнены схемы расположения земельных участков в кадастровых кварталах с приложением ведомостей вычисления их площади. Общество изготовило за собственный счет (подтверждается платежными поручениями и договорами), получило все необходимые согласования схем расположения спорных земельных участков и обратилось в администрацию МО Туапсинский район за утверждением схем расположения земельных участков.

Администрация МО Туапсинский район издала постановления N 2445 N2446, N 2447, N 2448 от 10.09.2010 г., которыми вторично утвердила материалы предварительного согласования места размещения объектов ООО «Туапсинский экспортный терминал».

Постановлением N 2807 от 11.11.2010 г. указанные постановления администрацией МО Туапсинский район отмены без указания оснований отмены.

Считая действие и бездействие администрации незаконными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял такой акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции установлено, что при предоставлении обществу земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов администрация нарушила положения пункта 1 статьи 32 и пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, статью 607 ГК РФ, предоставив в аренду не сформированные и не прошедшие кадастровый учет земельные участки.

Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Судом установлено, что все земельные участки находятся в пользовании и владении общества, которое исправно вносило арендную плату, Управлением архитектуры и градостроительства выданы разрешения на строительство, на всех земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, степень готовности от 18% до 80 %, по объекту в отношении городского пляжа выдано разрешение на ввод в эксплуатацию.

Для заключения договора аренды необходим объект права - земельный участок, для формирования которого надлежит утвердить схему расположения земельного участка, а затем поставить земельный участок на кадастровый учет. Поскольку истекли три года срока действия постановлений о предварительном согласовании места размещения объекта, администрация, издав постановления от 10.09.2010 г. N 2445 - N 2448, фактически устранила допущенные ее нарушения.

Постановления администрации МО Туапсинский район от 10.09.2010 г. NN 2445 -2448 о предварительном согласовании места размещения объектов являются основанием для оформления земельных участков, утверждения схем границ, межевания, постановки на кадастровый учет, заключения договоров аренды, фактически продляют сроки действия первичных постановлений о предварительном согласовании места размещения объекта. Следовательно, оснований для их отмены не имеется (указанный вывод соответствует арбитражной практике :постановление ФАС СКО от 14.08.2009 г. по делу N А63-703/2009 постановлении ФАС СЗО от 18 марта 2010 г. по делу N А21-8552/2009).

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в части признания недействительным постановления администрации МО Туапсинский район N 2807 от 11.11.2010 г. и признании незаконными действий (бездействий) администрации выразившиеся в неутверждении схем расположения спорных земельных участков, является правильным.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции в части обязании администрации МО Туапсинский район предоставить обществу спорные участки на праве аренды по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли, границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Как следует из решения суд обязывает предоставить в аренду земельные участки, не прошедшие кадастровый учет, следовательно, данные земельные участки не индивидуализированы. Не поставленный на кадастровый учет земельный участок не может являться предметом договора.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 445 ГК РФ инициатива по заключению договора может исходить как от одной стороны, так и от другой. В случае обращения в суд с иском о понуждении заключить договор истцом должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный названной нормой закона.

Поскольку на момент разрешения спора земельные участки не существуют как объекты гражданского оборота, требования ст. 445 ГК РФ не соблюдены, оснований для удовлетворения требований общества о предоставлении земельных участков на праве аренды не имеется.

Решение суда первой инстанции в части обязания администрации МО Туапсинский район предоставить ООО «Туапсинский экспортный терминал» земельные участки на праве аренды надлежит отменить, требование общества в указанной части оставить без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 апреля 2011 по делу NА32- 36436/2010 в части обязания администрации муниципального образования Туапсинский район предоставить ООО «Туапсинский экспортный терминал» на праве аренды земельные участки:

- земельный участок площадью 21539 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная, для производства проектно-изыскательских работ для строительства второго противопожарного проезда;

- земельные участки площадью 56944 кв.м. и 12976 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная и ул. Гагарина, для строительства первой очереди объекта «Противооползневые мероприятия с технологическим пожарным проездом между ул. Индустриальная и ул. Гагарина»;

- земельный участок площадью 12028 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, для строительства второй очереди объект «Противооползневые мероприятия с технологическим пожарным проездом, трубопроводной эстакадой, мероприятиями по укреплению левого берега и строительства вдольбереговой набережной реки Туапсе»;

- земельный участок площадью 273 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, для размещения противооползневых мероприятий с технологическим пожарным проездом;

- земельный участок площадью 7003 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная, для строительства «Системы регулирования стока ручья на территории ООО «Туапсинский экспортный терминал» с противооползневыми и противоселевыми сооружениями»;

- земельные участки площадью 204 кв.м. и 1274 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Туапсе, ул. Индустриальная - ул. Гагарина, для размещения инженерных сетей при строительстве противооползневых мероприятий с технологическим пожарным проездом;

- земельный участок площадью 22206 кв.м. (в том числе ЗУ:А(чзу1)-13710 кв.м, ЗУ:А(чзу2)-7859 кв.м, ЗУ:А (чзу3)-638 кв.м) из земель населенных пунктов по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная от ПС Туапсе-Тяговая к пойме реки Туапсе, по правому берегу до автодорожного моста вдоль ул. Сочинская и вдоль ул. Индустриальная, 17, для реконструкции кабельной линии 6 кВ;

- земельный участок площадью 13270 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Гагарина в кадастровом квартале 23:51:02 02 017, из земель населенных пунктов для строительства II очереди объекта «Повышение устойчивости городского пляжа и укрепления левого берега в устьевой части реки Туапсе при строительстве продуктопровода СУГ», отменить.

Требования ООО «Туапсинский экспортный терминал» в части обязания администрации МО Туапсинский район предоставить земельные участки на праве аренды оставить без рассмотрения, в остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.04.2011 г. по делу NА32- 36436/2010 оставить без изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
О.Х.Тимченко
Судьи
И.Н.Глазунова
Т.Р.Фахретдинов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-36436/2010
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 июля 2011

Поиск в тексте