ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 августа 2011 года Дело N А32-34908/2010

15АП-6407/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д.В. Николаева, судей Н.В. Шимбаревой, А.В. Гиданкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.

при участии:

от ОАО "Кристалл-2": представители по доверенности Чмутова И.Г., доверенность от 13.01.2011 г., Кретова В.А., доверенность от 06.10.2010 г.;

от ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края: представитель по доверенности Козлов А.Ю., доверенность от 18.07.2011 г.; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: не явился, извещен надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 20.04.2011 по делу N А32-34908/2010

по заявлению ОАО "Кристалл-2" к заинтересованному лицу ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края

при участии третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании недействительным решения, принятое в составе судьи Ф.Г. Руденко

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Кристалл-2», г. Новокубанск (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края (далее также - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N1021/672 от 04.10.2010.

Оспариваемым судебным актом заявление открытого акционерного общества «Кристалл-2», г. Новокубанск (с учетом уточнения требований исх.512 от 22.02.2011г., принятых определением от 04.03.2011г.), удовлетворено в части.

Суд признал недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району, г.Новокубанск N1021/672 от 04.10.2010г. в части п. 2, а именно предложения ОАО «Кристалл-2» зачесть сумму начисленного земельного налога за 2008 год в общей сумме 12635606 руб. в счет имеющейся переплаты по данному налогу, как несоответствующие положениям Земельного и Налогового кодексам Российской Федерации.

В остальной части заявления отказано.

Взысканы с Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району (г.Новокубанск, ул.Советская, 84-А) в пользу Открытого акционерного общества «Кристалл-2», ИНН23 43 000063, г. Новокубанск, ул.Победы, 18 судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом в части, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в части в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить в части удовлетворённых требований по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Представители ОАО "Кристалл-2" не возражали против применения положений ч. 5 ст. 268 АПК РФ и проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в обжалованной налоговым органом части.

С учетом указанных положений ч. 5 ст. 268 АПК РФ предметом заявленных требований является законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части.

Представитель ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ОАО "Кристалл-2" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 г., представленной ОАО «Кристалл - 2» в налоговый орган 30.06.2010, ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края вынесено решение N 1021/672 от 04.10.2010г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ОАО «Кристалл - 2» предложено зачесть сумму начисленного земельного налога за 2008 в счет переплаты, образовавшейся по данному налогу по Новокубанскому городскому поселению в сумме 12 635 606 руб. Также налогоплательщику предложено уменьшить исчисленные в завышенных размерах суммы земельного налога по Верхнекубанскому сельскому поселению в сумме 394 791 руб.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008, представленной налогоплательщиком 30.06.2010, Инспекцией установлено, что ОАО «Кристалл - 2» в нарушение п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ, при определении налоговой базы за 2008 занижена кадастровая стоимость в отношений земельных участков с кадастровыми номерами:

- 23:21:401004:9 в размере 152 668 989 руб.;

- 23:21:4004:88 в размере 1 385 798 руб.;

- 23:21:401005:938 в размере 1 429 484 руб.;

- 23:21:401004:117 в размере 16 732 679 руб.;

- 23:21:401007:1121 в размере 27 586 550 руб.;

- 23:21:401005:937 в размере 9 785 916 руб.;

- 23:21:401005:313 в размере 2 286 019 руб.;

- 23:21:0320001:5 в размере 30 637 287 руб.;

- 23:21:401005:315 в размере 23 649 029 руб.;

- 23:21:401005:962 в размере 1 323 217 руб.;

- 23:21:401005:961 в размере 8 320 366 руб.;

Согласно сведений, поступивших в Инспекцию из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2008 составляла:

- 23:21:401004:9 в размере 885 169 075 руб.;

- 23:21:4004:88 в размере 8 169 627 руб.;

- 23:21:401005:938 в размере 7 95 914 руб.;

- 23:21:401004:117 в размере 101 281 454 руб.;

- 23:21 -.401007:1121 в размере 3 429 445 руб.;

- 23:21:401005:937 в размере 30 265 846 руб.;

- 23:21:401005:313 в размере 5 613 390 руб.;

- 23:21:0320001:5 в размере 4 317 908 руб.;

- 23:21:401005:315 в размере 66121 217 руб.;

- 23:21:401005:962 в размере 14 081 руб.

- 23:21:401005:961 в размере 33 286 043 руб.;

Указанные нарушения привели к неуплате земельного налога за 2008, в связи с чем, Инспекцией вынесено решение N 1021/672 от 04.10.2010г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и предложено ОАО «Кристалл - 2» зачесть сумму начисленного земельного налога за 2008 в счет переплаты, образовавшийся по данному налогу, по Новокубанскому городскому поселению в сумме 12 635 606 руб. и предложено уменьшить исчисленные в завышенных размерах суммы земельного налога в отношении земельного участка в кадастровым номером 23:21:0320001:5 по Верхнекубанскому сельскому поселению в сумме 394 791 руб.

ОАО «Кристалл - 2» не согласилось с выводами Инспекции, и обжаловало данное решение в УФНС России по Краснодарскому краю, сославшись на то, что кадастровая оценка земель на 2008 утверждена с нарушением установленного НК РФ порядка Распоряжением от 29.12.2007 N 1202-р «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

При этом, вышеназванное Распоряжение опубликовано в газете «Кубанские новости» 13.03.2009 г., ввиду чего, по мнению общества, кадастровую стоимость земли на 01.01.2008 считать установленной неправомерно.

17.11.2010 руководителем УФНС России по Краснодарскому краю принято решение N 16-12-1254, которым апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции N 1021/672 от 04.10.2010 утверждено.

Общество не согласилось с решением Инспекции N1021/672 от 04.10.2010, что и явилось основанием его обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания оспариваемого решения налогового органа следует, в нарушение п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ, обществом при определении налоговой базы за 2008 занижена кадастровая стоимость в отношений земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:401004:9 в размере 152 668 989 руб.; 23:21:4004:88 в размере 1 385 798 руб.; 23:21:401005:938 в размере 1 429 484 руб.; 23:21:401004:117 в размере 16 732 679 руб.; 23:21:401007:1121 в размере 27 586 550 руб.; 23:21:401005:937 в размере 9 785 916 руб.; 23:21:401005:313 в размере 2 286 019 руб.; 23:21:0320001:5 в размере 30 637 287 руб.; 23:21:401005:315 в размере 23 649 029 руб.; 23:21:401005:962 в размере 1 323 217 руб.; 23:21:401005:961 в размере 8 320 366 руб., согласно сведений, поступивших в Инспекцию из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2008 составляла: 23:21:401004:9 в размере 885 169 075 руб.; 23:21:4004:88 в размере 8 169 627 руб.; 23:21:401005:938 в размере 7 95 914 руб.; 23:21:401004:117 в размере 101 281 454 руб.; 23:21 .401007:1121 в размере 3 429 445 руб.; 23:21:401005:937 в размере 30 265 846 руб.; 23:21:401005:313 в размере 5 613 390 руб.; 23:21:0320001:5 в размере 4 317 908 руб.; 23:21:401005:315 в размере 66121 217 руб.; 23:21:401005:962 в размере 14 081 руб.; 23:21:401005:961 в размере 33 286 043 руб.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, статьями 3, 23 НК РФ налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементами налогообложения по любому налогу являются объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговая ставка.

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов и т.д. В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов и т.д.

Пунктом 7 ст. 3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог. В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 11-13 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы муниципальной исполнительной власти, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

Согласно Приказу от 07.09.2005 г. N 112н Минфина РФ «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения» и рекомендаций по ее заполнению» сведения, предоставляемые в налоговый орган органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований не содержат информации о кадастровой стоимости земельных участков в качестве основного вида сведений. Между тем, органы муниципальных образований утверждают результаты кадастровой оценки земель, которые подлежат обязательной публикации и являются общедоступными.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7 - 17 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений (в том числе о кадастровой стоимости) осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу.

Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статьи 6 и 66 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации и утверждения ее результатов.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.