ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 августа 2011 года Дело N А32-7581/2011

15АП-8066/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи О.Х.Тимченко судей И.Н. Глазуновой, М.В. Ильиной при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко Е.Н. при участии: от истца: Кайщян К.Р., доверенность N 05/2011/300 от 01.08.2011 г; от ответчиков: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (почтовое уведомление N 34400240454170, 34400240454187), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 30.05.2011 по делу N А32-7581/2011 по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю к заинтересованным лицам: обществу с ограниченной ответственностью «ФОН», Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Красноярскому краю, общество с ограниченной ответственностью «ФОН», принятое судьей Сидоровой И.В.

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ООО «ФОН» и Межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю, в котором просит: признать сведения о смене места нахождения юридического лица ООО «ФОН» по адресу: г. Сочи, ул. Учительская, 10 недействительными; установить юридический факт места нахождения общества юридического адреса: 660077, г. Красноярск, ул. Взлетная, 28; признать запись от 16.12.2010 N 2102468860844 и решение от 16.12.2010 N Р30420А о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) недействительными.

Заявленные требования мотивированы тем, что документы, представленные регистрирующему органу о внесении изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью «ФОН» относительно его местонахождения, содержат недостоверные сведения, что нарушает права налогового органа по месту нахождения юридического лица.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, осуществлена Межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю на основании представленного обществом полного пакета документов. Несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной.

Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить его. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы.

По указанному после внесения изменений обществом адресу оно не находится, производственную деятельность не осуществляет; по данному адресу зарегистрирована иная организация. Предоставление недостоверных сведений препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.

Суд пришел к неверному выводу об отсутствии права у налоговых органов на подачу заявленных требований.

Заявитель утверждает, что место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, т.к. им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров и что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля, а также ссылается на сложившуюся судебную практику по таким спорам.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 23 по Красноярскому краю просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, считает доводы апелляционной жалобы не обоснованными по следующим основаниям. Под видом установления юридического факта местонахождения ООО «ФОН» по юридическому адресу: 660077, г. Красноярск, ул. Взлетная, 28, инспекция пытается рассмотреть спор о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации изменений, касающихся сведений об адресе (месте нахождения) общества. Межрайонная ИФНС России N 23 по Красноярскому краю согласна с выводом суда первой инстанции о том, что несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве основания для признания регистрации недействительной. Довод о том, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля, МИФНС N 23 по Красноярскому краю считает необоснованным. Налоговый кодекс РФ не содержит также норм, позволяющих сделать вывод о том, что отсутствие юридического лица по адресу делает невозможным взыскание налогов.

В судебном заседании представитель МИФНС N 8 по Краснодарскому краю доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что ООО «ФОН» по адресу: г. Сочи, ул. Учительская,10 не располагается, договор аренды с собственником помещений не заключался, разрешение на использование почтового адреса обществу не выдавалось и данная организация производственную деятельность на этой территории не вела. Документы, предоставленные регистрирующему органу о внесении изменений в учредительные документы общества относительно его местонахождения, содержат недостоверные сведения, что существенно нарушает права налогового органа по месту нахождения юридического лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления ООО «ФОН» Межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю принято решение от 16.12.2010 N Р30420А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, об изменении юридического адреса общества на: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Учительская, 10. Регистрационное дело передано в Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю.

В ходе проведенной налоговой проверки установлено, что ООО «ФОН» по указанному адресу в Краснодарском крае не располагается, и договор аренды с собственником помещений не заключало; разрешение на использование почтового адреса не выдавалось и данная организация производственную деятельность на этой территории не ведет; по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Учительская, 10 зарегистрирована и осуществляет деятельность иная организация.

Полагая, что регистрационные действия произведены Межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю в нарушение требований законодательства, Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обратилась в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Как видно из заявленных требований, Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю фактически оспаривает регистрационные действия Межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю и решение от 16.12.2010 N Р30420А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, об изменении юридического адреса общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

Согласно части 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

На основании части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.

Государственной регистрации, как это следует, в частности из пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, и положений Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации, подлежат также все изменения статуса юридического лица (состав учредителей или участников, органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.).

Таким образом, отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В силу части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой его места нахождения регистрирующий орган (налоговая инспекция) вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Статьей 5 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, осуществляется связь с юридическим лицом.

Право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрено подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При предъявлении таких требований они могут быть удовлетворены, если будет установлено несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с вышеприведенными нормами права право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, у налоговых органов имеется, но в случае предъявления таких требований одним налоговым органом к другому налоговому органу, заявитель должен представить доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа (указанная позиция отражена в постановлении ФАС Московского округа от 30.04.2009 N КГ-А40/3203-09-Б по делу N А40-70040/08-154-485).

Доказательств, свидетельствующих о неправомерных действиях МИФНС России N 23 по Красноярскому краю, в дело не представлено.

В силу статей 9, 17 и 23 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других, кроме указанных в законе, документов либо проверять достоверность сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и не может по результатам проверки отказать в государственной регистрации изменений. Данные сведения носят заявительный характер, ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 названного Закона возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, осуществлена Межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю на основании представленного обществом полного пакета документов.

Закон N 129-ФЗ о государственной регистрации не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, как связанных, так и не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов. Не названо такой правовой нормы и заявителем апелляционной жалобы.

Представление ООО «ФОН», как указывает МИФНС N 8 по Краснодарскому краю, недостоверных сведений о его местонахождении не является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Согласно части 3 статьи 14.25 и статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП РФ) непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, а также непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде являются административным правонарушением.

Таким образом, при выявлении фактов представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, недостоверных сведений либо искажения сообщаемых сведений о юридическом лице, в том числе о месте нахождения, не влечет признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы этого юридического лица, но может служить основанием для решения вопроса о привлечении его или должностных лиц организации к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.25, статьей 19.7 КоАП Российской Федерации, либо применения иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав вплоть до ликвидации юридического лица.

При выявлении нарушения обществом законодательства о налогах и сборах, инспекция согласно пункту 14 статьи 31 Налогового кодекса РФ вправе предъявить в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.

Следовательно, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет не признание такой регистрации незаконной, а иные правовые последствия (аналогичная позиция изложена в постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.12.2009 по делу N А19-9115/09, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.12.2008 N Ф08-7308/2008 по делу N А53-6964/2008-С1-33).

Арбитражный суд Краснодарского края, исследовав и оценив с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ФОН», были представлены все предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документы и, принимая во внимание установленную данным Законом презумпцию о достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах и в заявлении, пришел к правильному выводу о соответствии государственной регистрации вносимых в учредительные документы общества изменений требованиям действующего законодательства, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных МИФНС N 8 по Краснодарскому краю требований о признании недействительным решения о регистрации изменений, и, как следствие, о признании недействительной записи о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, апелляционной инстанцией не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы не рассматривается, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2011 по делу А32-7581/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
О.Х.Тимченко
Судьи
И.Н.Глазунова
М.В.Ильина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка