ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 августа 2011 года Дело N А32-20587/2010

15АП-6966/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Гиданкиной А.В. судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапрыкиной А.С.

при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару: представитель по доверенности Сердюк А.Ю., доверенность от 11.03.2011 г.; от Государственного учреждения Краснодарского края «Кубаньавиа»: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 05.05.2011 по делу N А32-20587/2010 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару к Государственному учреждению Краснодарского края «Кубаньавиа» (ОГРН 1062310037228, ИНН 2308077553) о взыскании задолженности принятое в составе судьи Гречка Е.А.

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по г.Краснодару (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению Краснодарского края "Кубаньавиа"(далее - учреждение, налогоплательщик, ГУ КК «Кубаньавиа») о взыскании задолженности по налогу и пени в сумме 23 415,06 руб.

Заявленные требования мотивированы несвоевременной оплатой НДС за 3,4 квартал 2009, за 2007 г., ЕСН за 2 и 3 квартал 2009 г, налога на прибыль за 3 квартал 2009.

В суде первой инстанции заявителем был заявлен отказ от взыскания суммы НДС - 22 332 руб., который принят судом первой инстанции. Производство по делу в данной части прекращено.

Решением суда от 05.05.2011 ходатайство заявителя об уточнении требований удовлетворено, принят отказ заявителя от требований в части взыскания задолженности в общей сумме 22 332 руб., производство по делу в этой части прекращено. Суд отказал в удовлетворении заявления инспекции о взыскании с учреждения пени в сумме 1 083,06 руб.

Решение мотивировано тем, что суд посчитал доказанной оплату учреждением пени в данной сумме.

Инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по г.Краснодару обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить решение суда от 05.05.2011 в части отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с учреждения задолженности по пене в сумме 1083,06 руб., просит взыскать с учреждения пени в сумме 1083,06 руб. Ссылается на то, что платежными поручениями от 04.10.2010 N 442 и от 22.04.2011 N 173 учреждение уплатило пени по НДС за 2009 без указания требований. Поэтому данная сумма была зачтена в счет иной задолженности по пене по НДС. Учреждение не представило доказательства уплаты пени по требованиям N 2128 от 16.03.2010, N 2129 от 16.03.2010, N 2130 от 16.03.2010, N 71021 от 16.12.2009, N 71022 от 16.12.2009, N 71023 от 16.12.2009, N 71024 от 16.12.2009, N 71025 от 16.12.2009 по ЕСН за 2009г., НДС за 2007, НДС за 2009, налог на прибыль за 2009, НДС за 2009 г.

В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит решение суда от 05.05.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве. Ссылается на то, что платежными поручениями N 442 от 04.10.2010 и N 173 от 22.04.2011 подтверждается уплата пени в сумме 1083, 06 руб.

Учреждение представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, которое удовлетворено протокольным определением.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение Краснодарского края «Кубаньавиа» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство о регистрации серия 23 N 006451801.

Налоговым органом выявлена несвоевременная уплата налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009. и за 2007 г., ЕСН за 2 и 3 квартал 2009 г, налога на прибыль за 3 квартал 2009.

Требованием от 16.03.2010 N 2128 учреждению предложено уплатить пени по НДС по срокам уплаты 20.11.2009, 21.12.2009, 20.01.2010, 24.02.2010 в сумме 46,86 руб. в срок до 05.04.2010.

Требованием от 16.03.2010 N 2129 учреждению предложено уплатить пени по ЕСН по срокам уплаты 15.09.2009, 15.10.2009 в сумме 53,11 руб. в срок до 05.04.2010.

Требованием от 16.03.2010 N 2130 учреждению предложено уплатить пени по НДС налогового агента по сроку уплаты 26.02.2007 в сумме 229,90 руб. в срок до 05.04.2010.

Требованием от 16.12.2009 N 71022 учреждению предложено уплатить пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет по сроку уплаты 28.10.2009 в сумме 9,88 руб. в срок до 06.01.2010.

Требованием от 16.12.2009 N 71023 учреждению предложено уплатить пени по налогу на прибыль в краевой бюджет по сроку уплаты 28.10.2009 в сумме 78,08 руб. в срок до 06.01.2010.

Требованием от 16.12.2009 N 71024 учреждению предложено уплатить пени по ЕСН по срокам уплаты 15.07.2009, 17.08.2009, 15.09.2009, 15.10.2009 в сумме 354,70 руб. в срок до 06.01.2010.

Требованием от 16.12.2009 N 71025 учреждению предложено уплатить пени по НДС налогового агента по сроку уплаты 26.02.2007 в сумме 263,43 руб. в срок до 06.01.2010.

Требованием от 16.12.2009 N 71021 учреждению предложено уплатить пени по НДС по срокам уплаты 20.08.2009, 21.09.2009, 20.10.2009, 20.11.2009 в сумме 47,10 руб. в срок до 06.01.2010.

В связи с тем, что учреждение является бюджетной муниципальной организацией и не имеет открытых расчетных счетов, а взыскание с лицевого счета возможно только на основании исполнительного листа, выданного судебным органом, налоговый орган обратился суд с настоящим заявлением.

При вынесении постановления, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

В силу ст.57 Конституции РФ, п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Согласно п. 1 ст. 75 АПК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:


1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

(пп. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 265-ФЗ)

В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).

Суд апелляционной инстанции установил, что в платежном поручении от 05.10.2010 N 442 указано о перечислении пени по НДС за 2009 г. в сумме 1083 руб. (том 2 л.д. 5), в платежном поручении N 173 от 22.04.2011 указано о доуплате пени по НДС за 2010 в сумме 0,06 руб. (том 2 л.д. 6).

Инспекция представила выписку из лицевого счета по НДС, сальдо по состоянию расчетов на 26.07.2011, сальдо нарастающим итогом по НДС на 29.07.2011, согласно которому на момент уплаты пени с указанием назначения платежа пени по НДС за 2009 у учреждения имелось сальдо непогашенной пени по НДС в сумме 385 915,77 руб.

Учитывая, что в платежном поручении отсутствует ссылка на требования N 2128 от 16.03.2010, N 2129 от 16.03.2010, N 2130 от 16.03.2010, N 71021 от 16.12.2009, N 71022 от 16.12.2009, N 71023 от 16.12.2009, N 71024 от 16.12.2009, N 71025 от 16.12.2009, пени, уплаченные по указанным платежным поручениям, обоснованно были направлены налоговым органом на погашение задолженности по пене по НДС, возникшей ранее, и не указанной в данных требованиях.

Суд апелляционной инстанции считает, что заявление учреждения от 03.05.2011 N 155 о зачете, направленное в инспекцию 03.05.2011, не доказывает факт того, что инспекция данный зачет провела. Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что у инспекции отсутствовался возможность для проведения такого зачета, поскольку оплата пени в спорной сумме была отнесена в качестве добровольной оплаты иной пени по НДС, образовавшейся, в т.ч. за 2009 г.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что учреждение не представило доказательств погашения задолженности по спорной пене.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что заявление инспекции о взыскании с Государственного учреждения Краснодарского края «Кубаньавиа» в доход бюджета пени в сумме 1083,06 руб., в т.ч. пени по НДС за 2009 г. в сумме 93,96 руб., пени по ЕСН за 2009 г. в сумме 407,81 руб., пени по НДС за 2007 г. в сумме 493,33 руб., пени по налогу на прибыль за 2009 г. в сумме 87,96 руб. подлежит удовлетворению.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.