ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 августа 2011 года Дело N А68-2022/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года. Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тиминской О.А.

судей Тимашковой Е.Н., Игнашиной Г.Д.,

по докладу судьи Тиминской О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиным И.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу ИФНС России по Зареченскому району г. Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области

от 14.06.2011 по делу N А68-2022/2011 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению ООО «Пенаты» к ИФНС России по Зареченскому району г. Тулы о признании незаконным и отмене постановления N1 от 25.03.2011, при участии:

от заявителя: Чернова С.Ю. - представитель по доверенности от 11.05.2011, Рыбин В.А. - представитель по доверенности от 23.03.2011, от ответчика: не явились, извещены надлежаще,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пенаты» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Зареченскому району г. Тула (далее - Инспекция, налоговый орган) от 25.03.2011 N 1о назначении административного наказания по ст. 15.1 КоАП РФ.

Решением суда от 14.06.2011 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган подал апелляционную жалобу.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное заседание в его отсутствие в порядке ст.ст. 266, 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Судом установлено, что Инспекцией проведена проверка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, полноты учета выручки, полученной с применением ККТ и порядка работы с денежной наличностью, а также порядка ведения кассовых операций и выполнения должностными лицами банков обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций в строительном центре «Пенаты», расположенном по адресам: г. Тула, ул. Октябрьская, 304, корп. 1 (здание аэропорта), принадлежащем ООО «Пенаты».

По факту выявленных нарушений составлен акт проверки от 21.03.2011.

22.03.2011 в отношении ООО «Пенаты» составлен протокол N1 об административном правонарушении по ст. 15.1 КоАП РФ.

23.03.2011 ООО «Пенаты» представлены возражения на акт проверки N 17.

25.03.2011 Инспекцией принято постановление о привлечении ООО «Пенаты» к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб.

В данном постановлении, кроме прочего, указано, что по нарушению, выразившемуся в том, что главный бухгалтер ООО «Пенаты» Боровик Е.В. на постоянной основе получала под отчет денежную наличность из кассы предприятия без цели их расходования, истек срок давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Пенаты» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России от 22.09.1993 г. N 40, предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Согласно п. 2.5, п. 2.7 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России от 05.01.1998 г. N 14-П, в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

Основанием для вынесения оспариваемого постановления и привлечения Общества к ответственности послужили следующие выводу налогового органа.

ООО «Пенаты» были допущены систематические и неоднократные нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в части накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, а именно: поступившие в кассу ООО «Пенаты» наличные денежные средства, полученные с применением ККТ, не были сданы в банк за январь в сумме 302000 руб. (24.01.2011 г. в сумме 180000 руб., 26.01.2011 г. в сумме 44000 руб., 29.01.2011 г. в сумме 78000 руб.), февраль 2011 года в сумме 596000 руб. (05.02.2011 г. 110000 руб.,09.02.2011 г. 86000руб., 21.02.2011 г. в сумме 190000 руб., 22.02.2011 г. в сумме 75000 руб., 26.02.2011 г. в сумме 60000 руб., 27.02.2011 г. в сумме 30000 руб., 28.02.2011 г. в сумме 45000 руб.). Указанная денежная выручка была выдана генеральному директору Общества Богомякову Е.В. с основанием «возврат заемных средств» без согласования с обслуживающим их учреждением банка.

Согласно расчету, представленному при проведении проверки, на установление лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу ООО «Пенаты», на 2011 год установлен лимит 70000 рублей. Согласно расчету, представленному при рассмотрении дела об

административном правонарушении - 970000 руб.

В связи с тем, что перечень, разрешающий конкретно расходовать денежные средства, поступившие в кассу, является закрытым, расходование выручки на погашение займа, выданного учредителем организации, будет являться нарушением Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», так как такая операция в перечне не поименована.

Основным видом деятельности ООО «Пенаты» является комиссионная и агентская деятельность, следовательно, наличные деньги, принятые юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и индивидуальными предпринимателями от физических лиц в качестве платежей в пользу иных лиц в случаях, соответствующих законодательству Российской Федерации, не могут расходоваться и подлежат сдаче в полном размере в кассы кредитных учреждений.

Общество за период январь, февраль 2011 года денежную наличность, выданную без согласования с обслуживающим их учреждением банка генеральному директору Богомякову Е.В., в кредитное учреждение не сдавало, данная денежная наличность является сверхлимитной. Таким образом, сверхлимитная кассовая наличность в проверяемом периоде ООО «Пенаты» составила 898000 рублей, что является нарушением пунктов 2.2, 2.4, 2.5., 2.6, 2.7 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России 05.01.1998 N 14-П, пунктов 1, 5, 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40.

Общество не согласовало с обслуживающим его учреждение банка расходование поступающей в кассу денежной выручки на выдачу долга либо возврат заемных средств.

ООО «Пенаты» систематически нарушало Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, накапливая денежную наличность сверх установленных лимитов, а именно: главный бухгалтер ООО «Пенаты» Боровик Е.В. на постоянной основе получала под отчет денежную наличность из кассы предприятия без цели их расходования, что является фактически накоплением наличных денег организации сверх установленного банком лимита и нарушением порядка ведения кассовых операций. Общая сумма сверхлимитной наличности в январе 2011 составила 1669521 руб., так как накопление сверхлимитной наличности необходимо считать с 16.01.2011, а не с 13.01.2011.

Судом установлено, что ООО «Пенаты» имеет открытые расчетные счета как в Тульском филиале ООО «Внешпромбанк», так и в ОАО банк «Тульский Промышленник», Тульском отделении N 8604 АК Сбербанка России (ОАО).

Первоначально ОАО банк «Тульский Промышленник» утвердил для ООО «Пенаты» лимит остатка наличных денег в кассе на 2011 год в сумме 70000 рублей.

Однако Общество, посчитав указанный лимит недостаточным, обратилось в Тульский филиал ООО «Внешпромбанк» с просьбой пересмотреть лимит остатка кассы на 2011 год. Тульский филиал ООО «Внешпромбанк» своим решением установил новый лимит остатка наличных денег в кассе на 2011 год в сумме 970000 рублей.

Следовательно, установленный лимит для ООО «Пенаты» составляет 970000 руб., действует с 01.01.2011, о данном лимите уведомлены другие учреждения банков, в которых открыты Обществом соответствующие счета.

Инспекция вменяет Обществу систематическую выдачу директору денежных средств из кассы предприятия под отчет без производственной необходимости с последующим возвратом их в кассу предприятия, то есть оформление кассовых операций с нарушением, с целью уклонения от сдачи наличных денежных средств, сверх установленных лимитов в банк.

При этом в кассе Общества денежной наличности сверх установленных лимитов, подлежащих сдаче в банк, не имелось.

Согласно пункту 2.7 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П, предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации и принятые в их исполнение нормативными актами Банка России.

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

В форме 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на год», являющейся приложением 1 к Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П организация-заявитель согласовывает с соответствующим банком сроки сдачи выручки, время сдачи выручки, испрашиваемую сумму лимита, разрешение расходования выручки на указываемые организацией-заявителем цели.

Из расчета лимита на 2011 г., установленного Тульским филиалом ООО «Внешпромбанк», разрешено расходование выручки на цели в соответствии с Указанием ЦБ РФ N 1843-У от 20.06.2007 г.

Согласно абз. 1 п. 2 Указаний ЦБ РФ N 1843-У от 20.06.2007 юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом положений пункта 1 настоящего Указания.

Таким образом, выдача денежных средств генеральному директору Общества на выдачу долга или возврат заемных средств противоречит утвержденному расчету лимита.

Однако после выдачи денежных средств под отчет на хозяйственно-операционные расходы эти денежные средства теряют статус "свободных денежных средств", которые могут быть отнесены к накоплениям наличных денег в кассе предприятия.

Одним из признаков состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, является нарушение порядка хранения свободных денежных средств.

Между тем выдача наличных денежных средств под отчет материально-ответственному лицу на хозяйственно-операционные расходы, которое не представило отчет по ранее выданному ему авансу, нарушает порядок выдачи наличных денежных средств, а не порядок их хранения.

За нарушение порядка выдачи денежных средств под отчет административная ответственность не предусмотрена.

В данном случае в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 КоАП РФ, поскольку после выдачи денежных средств под отчет указанные денежные средства утрачивают статус свободных денежных средств.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, предполагает осуществление следующих действий, образующих состав административного правонарушения: осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх предельного размера платежа в 100000 руб.; неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности; несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (в том числе за несоответствие помещения кассы требованиям технической укрепленности, отсутствие отдельного помещения для кассы и т.п.); накопление в кассе наличных денег сверх лимита кассы, установленного для организации обслуживающим банком.

Как следует из материалов дела, лимит остатка кассы ООО «Пенаты» на каждый из дней проверки, с учетом выданных в подотчет денег, не превышал установленного Тульским филиалом ООО «Внешпромбанк» лимита в сумме 970000 рублей.

Налоговый орган ссылается на то, что поскольку основным видом деятельности ООО «Пенаты» является комиссионная и агентская деятельность, то в силу п. 2 Указаний ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У все наличные деньги должны сдаваться в банк.

Вместе с тем помимо указанных видов деятельности Обществом осуществляется и продажа товаров.

В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Судом установлено, что налоговым органом не был выделен при проверке объем денежных средств, подлежащих обязательной сдаче в банк.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данной части с учетом положений ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ, а также фактических обстоятельств дела, административным органом не доказано наличие события вменяемого Обществу административного правонарушения.

Довод Инспекции о том, что решение суда первой инстанции нарушает единообразие судебной практики, отклоняется.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Кроме того, в указанных Инспекцией судебных актах рассматривались иные фактические обстоятельства, также они не являются преюдициальными для рассматриваемого дела.

Указание Инспекции на то, что суд мог переквалифицировать действия Общества на другую статью КоАП РФ, отклоняется.

Пунктом 8 постановления Пленума ВАС РФ от 20.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.