• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 августа 2011 года Дело N А62-1450/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2011 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каструба М.В.,

судей Сентюриной И.Г.,

Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Концевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, г. Десногорск Смоленской области, (ИНН 6727001730, ОГРН 1026700924326) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23 мая 2011 года по делу А62-1450/2011 (судья Яковенкова В.В.), по исковому заявлению Прокуратуры Смоленской области, г. Смоленск, (ОГРН 1036758306419) к 1) ОАО «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ», г. Десногорск Смоленской области, (ИНН 7705000796, ОГРН 1027700271675), 2) администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, г. Десногорск Смоленской области, (ИНН 6727001730, ОГРН 1026700924326) о признании недействительным в силу ничтожности договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и применении последствий недействительности ничтожной сделки, при участии в судебном заседании:

от истца: Чебоксаровой О.В. - на основании удостоверения N081581; от ответчиков: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Прокуратура Смоленской области обратилась с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ» (далее - ОАО «ЭСКО»), администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (далее - администрации МО «город Десногорск») о признании недействительным договора и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23 мая 2011 года исковые требования Прокуратуры Смоленской области удовлетворены частично. Признан недействительным договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 15.10.2010 N 430-10/02-0240000, заключенный между ОАО «ЭСКО» и администрацией МО «город Десногорск».

Применены последствия недействительной сделки - суд обязал ОАО «ЭСКО» возвратить администрации МО «город Десногорск» страховую премию за период страхования, наступивший после признания договора страхования от 15.10.2010 N 430-10/02-0240000 недействительным, в сумме 2 165, 11 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность администрация МО «город Десногорск» обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.

Заявитель жалобы, считает, что статья 18 Закона о конкуренции должна применяться для отбора финансовых организаций при сумме размещения заказа, превышающей установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в 100 000 рублей, а так как спорный договор заключен на сумму 5 196 руб. 26 коп., то проведения открытого конкурса для заключения данного договора не требуется.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение Арбитражного суда Смоленской области от 23 мая 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд своих представителей не направили.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено, что 15.10.2010 между администрацией МО «город Десногорск» (страхователь) и ОАО «ЭСКО» в лице директора филиала «ЭСКО-Десногорск» (страховщик) заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств N 430-10/02-0240000 (страховой полис ВВВ N 0555041108), согласно которому страховщик обязался за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы), в порядке и на условиях, предусмотренных Законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО). Страховая премия составила 5 196 руб. 26 коп.

Договор ОСАГО заключен на срок с 23.10.2010 по 22.10.2011.

Во исполнение принятых обязательств администрация МО «город Десногорск» по платежному поручению N 860 от 22.10.2010 перечислило на расчетный счет ОАО «ЭСКО» 5 196 руб. 26 коп.

Посчитав, что указанный договор заключен с нарушением требований действующего законодательства, прокурор Смоленской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

К муниципальным нуждам относятся обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (пункт 2 статьи 3 Закона N 94-ФЗ).

В статье 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании проведенного конкурса.

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

В соответствии с пунктом 11 статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе финансовых услуг по страхованию ответственности.

Таким образом, диспозиция части 1 статьи 18 Закона о конкуренции позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае органу местного самоуправления законодателем предписано произвести отбор финансовой организации путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона и вне зависимости от стоимости услуг страхования.

Следовательно, при заключении рассматриваемой сделки необходимо проведение открытого конкурса.

Нарушение положений части 1 статьи 18 Закона о конкуренции является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемую сделку недействительной.

Рассматривая требование прокурора о применении последствий недействительности оспариваемой сделки, суд области пришел обоснованному выводу, что страховая премия за период страхования, наступивший после признания договора страхования недействительным, в размере 2 165 руб. 11 коп. подлежит возврату администрация МО «город Десногорск».

В силу статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно пункту 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Как отмечалось выше, администрация МО «город Десногорск» по платежному поручению N 860 оплатила ОАО «ЭСКО» денежные средства в размере 5 196 руб. 26 коп., составляющие сумму страховой премии.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда области об отказе в возврате в качестве последствия недействительности сделки страховой премии в сумме 3 031 руб. 15 коп., правомерно установив, что в период действия договора страхователь фактически пользовался услугами страховщика, независимо от наступления либо отсутствия в этот период страхового случая.

При таких обстоятельствах суд области правомерно признал договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств недействительным и применил последствия недействительности сделки в части возврата страховой премии в сумме 2 165 руб. 11 коп.

Ссылку заявителя жалобы на статью 55 Закона N 94-ФЗ суд апелляционной инстанции находит несостоятельной, поскольку статья 18 Закона о конкуренции обязывает органы исполнительной власти заключать договоры на указанные в части 1 данной статьи финансовые услуги только путем проведения открытого конкурса (аукциона) вне зависимости от каких-либо иных факторов, в том числе от суммы, на которую будут оказываться услуги.

Остальные доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

В связи с изложенным выводы суда области соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, оснований к отмене принятого по делу решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 23 мая 2011 года по делу N А62-1450/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
судья
М.В.Каструба
Судьи
И.Г.Сентюрина
М.В.Токарева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А62-1450/2011
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 02 августа 2011

Поиск в тексте