ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 августа 2011 года Дело N А74-1260/2011

Красноярск

А74-1260/2011

Резолютивная часть постановления объявлена «25» июля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен «02» августа 2011 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Борисова Г.Н., судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания Сызранцевой И.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора г. Абакана на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «06» июня 2011 года по делу NА74-1260/2011, принятое судьей Журба Н.М.,

установил:

индивидуальный предприниматель Дамер Светлана Петровна (ОГРНИП 304190134300163/ИНН 190110131630) (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомитет по тарифам, административный орган) от 11.04.2011 о назначении административного наказания.

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Хакасия.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 июня 2011 года заявление предпринимателя удовлетворено.

Прокурор г. Абакана обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) вынесено по результатам проверки в отношении предпринимателя и соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса; факт осуществления перевозок по маршруту Саяногорск-Абакан на автобусе ГАЗ 322132 по завышенному тарифу подтверждается заявлением от 03.12.2010 о повышении тарифов, сопроводительной ведомостью N26524 и объяснениями предпринимателя; вывод суда о том, что в постановлении не указано на время совершения предпринимателем правонарушения является необоснованным, поскольку в оспариваемом постановлении указано на длящийся характер правонарушения, поэтому указать конкретную дату совершения правонарушения предпринимателем не представляется возможным.

Предприниматель и административный орган отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены, так как определение Арбитражного суда Республики Хакасия о принятии к производству заявления от 21 апреля 2011 года получено административным органом и предпринимателем 26.04.2011, прокурором - 28.04.2011; определение о принятии апелляционной жалобы от 04 июля 2011 года направлено лицам, участвующим в деле; информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей предпринимателя, административного органа и прокурора.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Прокурор г. Саяногорска 10.02.2011 направил в адрес ООО «Автовокзал» г. Саяногорска письмо N 12-9-11 о представлении в срок до 11.02.2011 информации о стоимости билетов по маршруту «Абакан - Саяногорск» в связи с проводимой проверкой повышения стоимости проезда в автобусах по указанному маршруту в декабре 2010 года.

ООО «Автовокзал» 11.02.2011 сообщило, что с 12.12.2010 перевозчиками, в том числе предпринимателем, установлена стоимость проезда по маршруту N 245 «Саяногорск - Абакан» в размере 105 рублей.

Госкомитет по тарифам 16.02.2011 направил в адрес прокурора г. Саяногорска письмо N ГКТЭ-0321/К, согласно которому по результатам проведенного анализа соответствия стоимости проезда по маршруту «Саяногорск - Абакан», указанной в справке ООО «Автовокзал» г. Саяногорска от 11.02.2011 N 04, предельным (максимальным) тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 N 263 «О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования», выявлено, что стоимость проезда, установленная перевозчиками, в том числе предпринимателем, по упомянутому маршруту, превышает предельную стоимость проезда, рассчитанную согласно названному постановлению.

Прокурор г. Саяногорска 28.02.2011 направил в адрес прокурора г. Абакана письмо N 12-9-11, в котором указал, что по результатам проверки установлено завышение предпринимателем стоимости проезда по маршруту «Саяногорск - Абакан». В письме указано на направление в адрес прокурора г. Абакана акта проверки Госкомитета по тарифам для принятия мер прокурорского реагирования.

Прокурор г. Абакана 28.03.2011 вынес постановление о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 Кодекса и направлении материалов данного дела в адрес уполномоченного органа - Госкомитета по тарифам, из содержания которого следует, что предприниматель в нарушение требований постановления Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 N 263 «О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования» завысила предельную стоимость проезда по маршруту N245 «Саяногорск - Абакан». Предельная стоимость проезда для автобусов общего типа по маршруту «Саяногорск - Абакан» составляет 85 рублей 90 копеек, а согласно справке ООО «Автовокзал» заявитель осуществляла перевозки до 12.03.2011 за 105 рублей. В оспариваемом постановлении указана дата обнаружения правонарушения - 17.03.2011, место совершения правонарушения - г. Саяногорск, Енисейский микрорайон, д. 16А. Ссылки на доказательства, кроме справки ООО «Автовокзал» и объяснения предпринимателя, в постановлении отсутствуют.

В письменном объяснении без даты предприниматель указала, что с 12.12.2010 по 21.02.2011 стоимость проезда по маршруту «Саяногорск - Абакан» составляла 105 рублей, с 22.02.2011 по 12.03.2011 - 86 рублей, с 13.03.2011 по сегодняшний день (28.03.2011) - 102 рубля 50 копеек.

К материалам административного производства была приложена сопроводительная ведомость N 26524, в которой указано на дату отправления - 12.12.2010 и время отправления - 08 часов 10 минут, номера билетов, оплаченный тариф - 105 рублей, конечная остановка - г. Абакан, ФИО пассажиров. Марка автобуса и путевой лист в сопроводительной ведомости не обозначены.

Заместитель руководителя Госкомитета по тарифам 30.03.2011 вынес определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении предпринимателя, на 11.04.2011.

Предприниматель 11.04.2011 представила возражения на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указала на то, что из представленных материалов невозможно установить вину предпринимателя в совершении административного правонарушения, доказательства, подтверждающие факт выполнения предпринимателем пассажирских перевозок по завышенным тарифам, отсутствуют. Учитывая, что перевозки производились автобусами с мягкими сиденьями, завышения тарифов не допущено.

В тот же день заместитель руководителя Госкомитета по тарифам в присутствии предпринимателя и ее представителя Медведева Е.Н. рассмотрел дело об административном правонарушении и вынес постановление о признании предпринимателя виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса, назначив ей наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решения, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Дело о совершении административного правонарушения в отношении предпринимателя возбуждено прокурором в пределах полномочий, предоставленных ему статьями 25.11, 28.4 Кодекса.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 Кодекса, отнесено частью 1 статьи 23.51 Кодекса к компетенции должностных лиц органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов.

Согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 25.01.2011 N 14 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия» Госкомитет по тарифам является органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом - заместителем руководителя Госкомитета по тарифам Неровных Н.Н.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.6 Кодекса установлена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пунктами 1 и 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы), на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В указанном Перечне предусмотрены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Пунктом 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 N263 «О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования» установлены предельные (максимальные) тарифы по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах (приложение 1).

Согласно пункту 5 указанного постановления тарифы обязательны для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, за исключением маршрутов, включенных в Перечень межмуниципальных (междугородных и пригородных) автобусных маршрутов для формирования государственного заказа Республики Хакасия на пассажирские перевозки по регулируемым тарифам.

В приложении N1 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 N263 по виду сообщений «Междугородные (автобусы общего типа)» установлен предельный (максимальный) тариф за пассажиро-километр в размере 97 копеек, по виду сообщений «Междугородные (автобусы с мягкими откидными сиденьями)» - 1 рубля 29 копеек.

В силу пункта 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.

В силу положений статьи 28.2 Кодекса в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении указываются помимо прочего место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно части 3 статьи 29.1 Кодекса судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и в материалах административного дела отсутствуют сведения о том, в какой период и каким автобусом предприниматель осуществляла перевозку по тарифам, превышающим предельную стоимость проезда.

При этом, апелляционный суд учитывает, что осуществление перевозок автобусом с мягкими откидными сиденьями ФОРД Транзит при установлении тарифа в 105 рублей не свидетельствует о нарушении предпринимателем постановления Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 N263 «О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования».

Из пояснений представителей сторон, полученных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и объяснений предпринимателя от 28.03.2011 следует, что предприниматель осуществляла перевозки по маршруту «Саяногорск - Абакан» как автобусом общего типа - ГАЗ 322132, так и автобусом с мягкими откидными сиденьями - ФОРД Транзит. Факт осуществления предпринимателем в проверяемый период перевозок автобусом общего типа - ГАЗ 322132 в ходе производства по делу об административном правонарушении не устанавливался.

Представленный договор о междугородных пассажирских перевозках от 28.12.2009 и заявление предпринимателя о повышении тарифов по маршруту N245 Саяногорск-Абакан не подтверждают факт осуществления перевозок автобусом общего типа - ГАЗ 322132 по завышенному тарифу.

Сопроводительная ведомость N 26524, в которой указано на дату отправления - 12.12.2010 и время отправления - 08 часов 10 минут, номера билетов, оплаченный тариф - 105 рублей, конечная остановка - г. Абакан, ФИО пассажиров также не содержит указание на марку автобуса, которым осуществлялась перевозка по данному тарифу

Таким образом, прокурор на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и административный орган в ходе рассмотрения административного дела не установили факт осуществления предпринимателем перевозки автобусом общего типа - ГАЗ 322132 по завышенному тарифу (105 рублей). Административным органом не доказано событие вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса, не представлено доказательств, подтверждающих наличие в действиях предпринимателя признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса.

Апелляционный суд считает обоснованным довод прокурора о том, что вменяемое предпринимателю правонарушения является длящимся и в ходе проверки было невозможно установить точное время его совершения, однако, данное обстоятельство, с учетом вывода о недоказанности события административного правонарушения, правового значения не имеет и не может повлиять на выводы суда.

Поскольку наличие объективной стороны вменяемого предпринимателю административного правонарушения не доказано, у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к административной ответственности, оспариваемое постановление в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является незаконным и подлежит отмене.

Согласно статьям 28.4, 28.5 Кодекса постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть вынесено немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования постановление выносится по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса.