• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2011 года Дело N А56-11250/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шульги Л.А. судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8213/2011) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2011 по делу N А56-11250/2011 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению ООО "Самсон-Консервы"

к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга об оспаривании постановления

при участии: от заявителя: Конивцовой Д.И., дов. от 18.03.2011

от ответчика: Даниловой Л.А., дов. от 11.01.2011 N 02-06/11-0-0

установил:

открытое акционерное общество «Самсон-Консервы»: 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 13, ОГРН 1067847063151 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга: 197046, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д. 5/3, ОГРН 1037828007030 (далее - комитет) от 24.02.2011 N 003-2011/П-81-75 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 15.04.2011 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме.

Комитет заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2011 по делу N А56-11250/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда о недоказанности комитетом состава вменяемого обществу административного правонарушения.

Представитель комитета в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество, считая решение суда законным и обоснованным, возражало против доводов апелляционной жалобы и просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Самсон-Консервы» по адресу: Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 13.

В ходе проверки установлено, что общество при осуществлении своей деятельности нарушает требования законодательства об отходах производства и потребления, в частности:

- обществом не составляется и не предоставляется в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов;

- деятельность осуществляется без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности; не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности;

- не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- не обеспечены безопасные для окружающей среды условия и способы сброса, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов.

По факту выявленных нарушений природоохранным прокурором в присутствии представителя общества вынесено постановление от 03.02.2011 о возбуждении в отношении ОАО «Самсон-Консервы» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.

Указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга.

Постановлением от 24.02.2011 N 003-2011/П-81-75 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение обществом статей 14, 18, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ).

Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.

Признав недоказанным состав вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции удовлетворил заявление общества.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы комитета по следующим основаниям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с данным законом индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 14).

Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511.

Статьей 19 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменено в вину нарушение требований статей 14, 18, 19 Закона N 89-ФЗ, а именно: осуществление деятельности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неподтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности, несоставление паспортов на отходы и неведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Из материалов дела усматривается, что общество в силу статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается Сведениями о среднесписочной численности работников за январь 2011 года, согласно которым численность работников ООО «Самсон-Консервы» составляет 15 человек (т.1, л.д. 105-114).

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Поскольку общество относится к субъектам малого предпринимательства, административный орган необоснованно вменяет обществу в качестве административного правонарушения отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как установлено административным органом, основным видом деятельности общества является сдача в аренду нежилых помещений расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 13, арендуемые им по договору аренды от 19.01.2010 N 144/10, заключенному с ООО «САМСОН», которые по договорам от 01.05.2010 N 04-А/10 и от 20.12.2010 N 01-А/11 сданы ООО «Самсон-Консервы» в субаренду ООО «Агрион» (т.1, л.д. 71-80). Заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности от 23.03.2010 и Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.03.2010 также подтверждается, что основным видом деятельности общества является - сдача в наем имущества (т.1, л.д. 99-100).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).

В материалах по делу об административном правонарушении отсутствуют доказательства о накоплении обществом отходов производства I - IV класса опасности, кроме того, по заявлению представителя общества в момент проверки контейнер для отходов был пуст.

При таких обстоятельствах, административный орган не доказал, что общество обязано иметь паспорта на образующиеся у него отходы производства и потребления.

Суд первой инстанции правильно указал, что вменяемое обществу непредставление отчетности, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, объективную сторону которого образуют действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В связи с изложенным, вывод комитета о том, что общество в процессе своей деятельности - сдачи в аренду помещений, осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ в редакции Закона N 309-ФЗ, является не доказанным.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 апреля 2011 года по делу N А56-11250/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
Л.А.Шульга
Судьи
О.И.Есипова
Е.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-11250/2011
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 11 августа 2011

Поиск в тексте