ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 апреля 2011 года Дело N А32-2570/2009

15АП-2050/2011

15АП-2058/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д.В. Николаева судей Н.В. Шимбаревой, А.В. Гиданкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.

при участии:

от ГОУ ДОД "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена": не явился, извещен надлежащим образом;

от ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края: не явился, извещен надлежащим образом; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: не явился, извещен надлежащим образом;

от Администрации муниципального образования город-курорт Анапа: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 18.01.2011 по делу N А32-2570/2009

по заявлению ГОУ ДОД "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена"

к заинтересованному лицу ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края

при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании недействительным решения принятое в составе судьи И.Н. Бондаренко

УСТАНОВИЛ:

Государственное образовательное Учреждение дополнительного образования детей ФДООЦ «Смена», п. Сукко (далее также - заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось с заявлением (уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Анапа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений N 12-1-18/10678 от 28.08.2008 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 2 358 472 (два миллиона триста пятьдесят восемь тысяч четыреста семьдесят два рубля) руб. по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:37:1101003:23; 23:37:1101000:24.

Оспариваемым судебным актом признано недействительным решение ИФНС России по г. Анапа N12-1-18/10678 от 28.08.2008г. в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:37:11 01 003:0023, 23:37:11 01 000:0024 за 6 месяцев (2 квартал) 2007 года в сумме 2358472 рубля как не соответствующее НК РФ.

Взыскано с ИФНС России по г. Анапа, г. Анапа, в пользу Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр «Смена», п. Сукко, 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили оспариваемый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционных жалобах.

В отзыве на апелляционные жалобы учреждение просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

В суд поступили ходатайства ГОУ ДОД "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена", ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителей.

Суд апелляционной инстанции, в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ГОУ ДОД ФДООЦ «Смена» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией города-курорта Анапа 24.06.1999г., о чем 11.12.2002г. ИМНС России по курорту Анапа Краснодарского края внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, ОГРН 1022300520505, ИНН 2301000880.

21.04.2008г. заявителем ГОУ ДОД ФДООЦ «Смена» был представлен уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 6 мес. 2007г. (2 квартал), согласно которому сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 69 697 руб. исходя из следующего расчета налоговой базы и суммы налога:

- земельный участок 23:37:11 01 003:0023, кадастровая стоимость - на 01.01.2007г. по данным УФАКОН по Краснодарскому краю не определена, налоговая ставка 1,5%, сумма налога соответственно за 6 мес. (2 кв.) 2007г. - 0 руб.;

- земельный участок 23:37:11 01 000:0024, кадастровая стоимость - на 01.01.2007. по данным УФАКОН по Краснодарскому краю не определена, налоговая ставка 1,5%, сумма налога соответственно за 6 мес. (2 кв.) 2007г. - 0 руб.;

- земельный участок 23:37:10 05 001:0008, кадастровая стоимость - на 01.01.2007г. по данным УФАКОН по Краснодарскому краю составляет 27 873 501 рублей, налоговая ставка 1%, сумма налога соответственно за 6 мес. (2 кв.) 2007г. - 69 684 руб.;

- земельный участок 23:37:10 05 001:0009, кадастровая стоимость - на 01.01.2007г. по данным УФАКОН по Краснодарскому краю составляет 5016 руб., налоговая ставка 1%, сумма налога соответственно за 6 мес. (2 кв.) 2007г. - 13 руб.

В период с 21.04.2008г. по 18.07.2008г. ИФНС России по г. Анапа Краснодарского края была проведена камеральная налоговая проверка по представленному налоговому расчету по авансовым платежам по земельному налогу за 6 мес. (2 квартал) 2007 года, по итогам которой 18.07.2008г. был составлен акт камеральной налоговой проверки N12-1-19/5074, согласно которому налоговый орган установил занижение заявителем сумм земельного налога на сумму 2 307 437 руб. в связи с нарушением порядка заполнения налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 6 мес. (2 квартал) 2007г., формы которой утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 19.05.2005г. N 66н «Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядка его заполнения», изданным в соответствии с требованиями главы 31 Налогового кодекса РФ.

Отклонение по данным камеральной проверки сложилось в результате неверного указания в декларации кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования и неправомерного применения дифференцированной налоговой ставки к кадастровой стоимости земельной собственности, что противоречит нормам, установленным Решением 16-ой сессии Совета города-курорта Анапа Краснодарского края первого созыва N 137 от 25.10.2005г. «Об установлении земельного налога на территории города-курорта Анапа» (с изменениями и дополнениями).

28.08.2008г. заместителем начальника ИФНС России по г. Анапа было вынесено решение N12-1-18/10678, согласно итоговой части которого ГОУ ДОД ФДООЦ «Смена» был доначислен за 6 мес. (2 квартал) 2007 года земельный налог в размере 2 307 437 руб.

Заявитель с указанным решением налогового органа в оспариваемой части не согласился, что и послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Краснодарского края за защитой своих нарушенных прав и интересов.

Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

В силу ч. 1 ст.4 АПК РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу ст. 1 Закона от 21.03.1991г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ.

На основании п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, осмотра помещений и других территорий, используемых для получения дохода и т.д.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов предусмотрена ст. 23 НК РФ, а также положениями законодательства о налогах и сборах, устанавливающими порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов и сборов.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Заявитель согласно ст. 388 НК РФ признается плательщиком земельного налога, поскольку ему на праве постоянного бессрочного пользования согласно Государственного акта КК-2 N 403000000672 принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами -23:37:1101003:0023; 23:37:1101000:0024.

Статья 390 НК РФ устанавливает в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровую стоимость земельных участков, которая определяется налогоплательщиками-организациями в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. п. 1 и 3 ст. 391 НК РФ). При этом кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления по состоянию на 1 января календарного года, как это предусмотрено п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять налоговым органам сведения о земельных участка признаваемых объектами налогообложения (п. 12 ст. 396 НК РФ), не может быть отнесена к способам доведения до налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка и не отменяет права налогоплательщика на получение такой информации в установленном законом порядке.

В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу п. 2 ст. 396 НК РФ обязательным условием для самостоятельного и надлежащего исчисления земельного налога налогоплательщику должен быть доведен один из основных элементов налогообложения - налоговая база в виде кадастровой стоимости конкретного земельного участка, являющегося объектом налогообложения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (Закон N28-ФЗ) государственным кадастровым учетом земельных участков является описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Пункт 2 статьи 14 Закона N 28-ФЗ предусматривает, что к основным сведениям о земельных участках, которые должны содержаться в Едином государственном реестре земель, в числе прочих относятся: площадь земельного участка, категория земель и его экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

В пункте 12 статьи 396 НК РФ указано, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).

Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков, пользователем которых является заявитель, не была доведена до сведения налогоплательщика в установленном порядке, в связи с чем налогоплательщик самостоятельно принял меры к выяснению кадастровой стоимости используемых земельных участков, расположенных по адресу: Анапский р-н, п. Сукко и обращался за требуемой информацией в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, Территориальный отдел Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по г.-к. Анапа, которые и предоставили заявителю соответствующую информацию.

Согласно письма Территориального отдела УФАКОН по Краснодарскому краю по г.-к. Анапа N 116 от 23.01.2008г. информация о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:11 01 003:0023 по состоянию на 01.01.2007г. не может быть предоставлена в связи с тем, что данный земельный участок был поставлен на Государственный кадастровый учет 14.06.2007г. Также согласно вышеуказанного письма не может быть предоставлена информация о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:11 01 000:0024 по состоянию на 01.01.2007г. в связи с тем, что информация о стоимости на указанную дату в базе ЕГРЗ отсутствует.

Согласно письма УФАКОН по Краснодарскому краю N 10/2838 от 04.06.2008г. «О кадастровой стоимости земельных участков» кадастровая стоимость земельного участка 23:37:11 01 003:0023 на 01.01.2007 не определена, так как данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 14.06.2007г. Также согласно вышеуказанного письма кадастровая стоимость земельного участка 23:37:11 01 000:0024 определена только на 20.02.2007г.

Как следует из материалов дела заявитель при получении вышеуказанного письма УФАКОН по Краснодарскому краю N 10/2838 от 04.06.2008г. «О кадастровой стоимости земельных участков» воспользовался разъяснением Министерства финансов Российской Федерации, изложенным в письме от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75. Согласно данного письма Министерства финансов РФ если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию. Заявитель при подаче уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 6 месяцев (2 квартал) 2007г. указал «нулевые» данные по кадастровой стоимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:37:11 01 003:23, 23:37:11 01 000:24 в виду отсутствия на 01.01.2007г. утвержденной кадастровой стоимости.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Краснодарскому краю в отзыве на заявление ГОУ ДОД ФДООЦ «Смена» к ИФНС России по г. Анапа указал следующие сведения об экономических показателях (кадастровой стоимости) земельных участков принадлежащих заявителю на определенном праве:

- земельный участок с кадастровым номером 23:37:11 01 003:0023 поставлен на кадастровый учет 14.06.2007г., кадастровая стоимость по состоянию на 14.06.2007г. составляла 625 420 110 руб.;

- земельный участок с кадастровым номером 23:37:11 01 000:0024 .поставлен на кадастровый учет 22.08.2006г., кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2007г. составила 3 505 810 руб. (дата 20.02.2007г.).

Таким образом, исходя из данных Управления Росреестра по Краснодарскому краю, предоставленных суду, следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:11 01 003:0023 на 01.01.2007г. на кадастровом учете не стоял, поставлен на кадастровый учет 14.06.2007г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:11 01 000:0024 была внесена 20.02.2007г., кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков на 01.01.2007г. (01 января отчетного периода) не определена.