ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2011 года Дело N А01-1316/2010

15АП-8220/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Глазуновой И.Н. судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания Зобовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Адыггаз" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.12.2010 по делу N А01-1316/2010 (судья С.И. Хутыз) по иску Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям к открытому акционерному обществу "Адыггаз" при участии третьего лица Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Город Майкоп" о взыскании задолженности за фактическое пользование земельным участком, при участии: от истца: представитель не явился, уведомлен, ходатайство о рассмотрении в его отсутствие; от ответчика: представитель Никитенко Г.А.(доверенность N12 от 11.01.2011); от третьего лица, представитель не явился, уведомлен;

УСТАНОВИЛ:

Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее- комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Адыггаз» (далее - общество) о взыскании задолженности за фактическое пользование земельным участком, относящимся к категории земель «земли населенных пунктов», площадью 104 кв.м., расположенным по адресу: г.Майкоп, квартал 262 , ул.Пионерская, ГРП N 24, в сумме 11 168 рублей 64 копеек, процентов в сумме 1599 рублей 97 копеек, а всего 12 768 рублей 61 копейки.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Город Майкоп».

Решением суда от 08.06.2011 иск удовлетворен частично. С открытого акционерного общества «Адыггаз» в пользу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям взыскана задолженность за фактическое пользование земельным участком за период с 01 апреля 2008 года по 29 июля 2010 года в размере 4 467 рублей 40 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 429 рублей 45 копеек. В остальной части заявленных требований отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина 2000 рублей.

Суд указал, что отсутствие договора аренды земельного участка или иного правового основания для его использования не является основанием для освобождения от внесения платы за землю в случае установления обстоятельств фактического пользования ответчиком земельным участком, при этом ответчик плательщиком земельного налога не является.

Открытое акционерное общество "Адыггаз" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , просит судебный акт отменить, в иске отказать.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Решением Исполнительного комитета Майкопского городского Совета депутатов от 04.07.1972 (протокол N13 § 988) земельный участок был предоставлен тресту «Адыгоблгаз» (правопредшественник ОАО «Адыггаз») на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку действовавшее на тот момент советское земельное законодательство предусматривало предоставление земельного участка исключительно на этом праве. Поэтому к ответчику перешло право постоянного (бессрочного пользования) земельным участком в г.Майкопе по ул.Пионерской в квартале N 282 с расположенной на нем ГРП N24. В связи с чем у него отсутствует обязанность уплачивать комитету арендную плату и оно должно платить земельный налог. Отсутствие в материалах дела акта на право пользования землей в связи с невозможностью для ответчика найти и предоставить документ сорокалетней давности можно расценивать как отсутствие правоудостоверяющего документа при наличии правоустанавливающего (Решение Исполнительного комитета Майкопского городского Совета депутатов от 04.07.1972). Доводы апелляционной жалобы подтверждаются судебной практикой ФАС СКО, Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N54.

В ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие представителя истец также просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.

Дело рассмотрено в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Решением исполнительного комитета Майкопского городского совета депутатов трудящихся от 04.07.1972 земельный участок, площадью 100 кв.м., по улице Пионерской, квартал 282, был отведен тресту «Адыгоблгаз» для строительства газораспределительного пункта.

Здание газораспределительного пункта N24 расположено по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пионерская, в квартале 282а, и находится на балансе открытого акционерного общества «Адыггаз», что подтверждается выпиской из баланса ОАО «Адыггаз» на 08.04.2010, выданной от 04.05.2010г. N 100С.

Согласно свидетельству серии 01-АА N 321301, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея 25.11.2010 г., за ОАО «Адыггаз» зарегистрировано право собственности на здание ГРП N 24 , расположенное по адресу: г.Майкоп, улица Титова, 75-а, строение 1.

В соответствии с распоряжением администрации МО «Город Майкоп» от 04.06.2010 N 2723-р зданию ГРП N 24 присвоен адрес «улица Титова, 75-а, строение 1» в квартале 262 города Майкопа.

Распоряжением от 11.06.2010 N 2866-р администрации МО «Город Майкоп» на основании письменного заявления ОАО «Адыггаз» от 25.05.2010г. N 1281 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 104 кв.м., относящегося к категории земель «земли поселений», по адресу: г. Майкоп, квартал 282, ул.Пионерская, ГРП N 24, для размещения здания ГРП N24.

Распоряжением от 19.07.2010 N 853 Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям образован земельный участок, относящийся к категории земель «земли поселений», площадью 104 кв.м., расположенный по адресу: г. Майкоп, квартал 282, ул. Пионерская, ГРП N24, для размещения здания ГРП N 24. Как следует из кадастрового паспорта земельного участка N0100/401/10-35159, выданного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Адыгея, 02.09.2010 г. участку присвоен кадастровый номер 01:08:0513041:24 .

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.07.2008 N 18 право распоряжения земельными участками в г. Майкопе, государственная собственность на которые не разграничена, с 09.03.2008 передано Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям.

Комитетом в адрес общества 12.07.2010 было направлено претензионное письмо N 3074 с требованием погасить задолженность за фактическое пользование земельным участком, в ответ на которое ответчик указал на отсутствие договорных обязательств перед комитетом, что послужило основанием для обращения в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Законом Республики Адыгея от 29.02.2008 N 153 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе», Положением о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.07.2008 года N118, право распоряжения земельными участками в г. Майкопе, государственная собственность на которые не разграничена, с 09.03.2008 передано Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно статье 1, пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Таким образом, отсутствие договора аренды земельного участка или иного правового основания для его использования, не является основанием для освобождения ответчика от внесения платы за землю в случае установления обстоятельств фактического пользования ответчиком земельным участком.

В апелляционной жалобе общество указывает, что должно являться плательщиком земельного налога, поскольку спорный земельный участок принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» разъяснено, что с учетом положений статьи 388 НК РФ, п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Однако, доказательства государственной регистрации ответчиком спорного земельного участка на одном из указанных в статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации вещных прав в материалах дела отсутствуют. Доказательства уплаты в установленном порядке земельного налога за спорный период ответчик не представил.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердил, что ОАО «Адыггаз» не состоит на налоговом учете как плательщик земельного налога на спорный земельный участок.

В материалах дела также отсутствуют доказательства возникновения у ответчика права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования либо права пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» или приобретения прав на спорный земельный участок в порядке универсального правопреемства, являющихся согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 4,5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» основаниями внесения земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.

Отсутствие оформленного в установленном порядке права постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком исключает возможность признания ОАО «Адыггаз» налогоплательщиком земельного налога, однако, не освобождает ответчика от обязанности производить оплату за фактическое пользование земельным участком. Иное толкование противоречило бы принципу платности землепользования и создало бы возможность уклонения от оплаты землепользования лиц, не оформивших надлежащим образом права на фактически используемые земельные участки.

Доводы апелляционной жалобы о предоставлении спорного земельного участке на праве бессрочного пользования правопредшественнику ответчика отклоняются.

Согласно статье 11 Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие Законом РСФСР от 01.07.1970, бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока.

Статья 12 Земельного кодекса РСФСР 1970 года указывает, что предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.

Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.

В соответствии со статьей 10 Основ земельного законодательства и статьей 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 года право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, формы актов устанавливались Советом Министров СССР. Единая форма государственного акта на право пользования землей была утверждена Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N199 «О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей».

По смыслу статей 17, 19 Земельного кодекса РСФСР оформление прав на землю предусматривало в качестве обязательных этапов отвод земельного участка в натуре посредством установления его границ на месте и отражение их в графической форме, а также получение документов, удостоверяющих право пользования землей.

В материалы дела не представлен государственный акт, договор или удостоверение на право временного пользования землей, подтверждающих надлежащее оформление прав на спорный земельный участок, в соответствии с действующим на тот момент земельным законодательством.

Статьей 88 Земельного кодекса РСФСР 1970 года было предусмотрено, что при осуществлении единым заказчиком жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства земельный участок может предоставляться указанному заказчику во временное пользование для строительства. По окончании строительства одновременно с передачей предприятиям, организациям и учреждениям зданий и сооружений для эксплуатации исполнительный комитет городского Совета народных депутатов предоставляет им в бессрочное пользование земельные участки.

Из решения исполнительного комитета Майкопского городского совета депутатов трудящихся, на которое ответчик ссылается, как на правоустанавливающий документ, следует, что земельный участок был предоставлен тресту для строительства газораспределительного пункта по типовому проекту, что отвечает условиям статьи 88 Земельного кодекса РСФСР 1970 года. Следовательно, для строительства спорного газораспределительного пункта (коммунального строительства), земельный участок мог быть предоставлен во временное пользование. Доказательств предоставления земельного участка в порядке статей 12,88 Земельного кодекса РФ 1970 года не представлено.

С учетом изложенного, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности факта возникновения у ответчика права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, что также подтверждается планом приватизации от 28.02.1995, утвержденном Государственным Комитетом Республики Адыгея.

ОАО «Адыггаз» не отрицает факт использования земельного участка, расположенного под зданием газораспределительного пункта N24.

В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Эксплуатация объектов недвижимости без использования земельного участка невозможна, в силу связанности зданий и строений с земельным участком. Следовательно, с момента постановки ответчиком газораспределительного пункта N24 на баланс, общество использует земельный участок, на котором расположен этот объект и необходимый для его эксплуатации.

Факт пользования земельного участка не зависит от государственной регистрации прав владельца находящегося на участке объекта, поскольку с момента завладения имуществом у его нового владельца возникает реальная возможность фактического владения и пользования таким имуществом, а, следовательно, и земельным участком.

Площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Судом первой инстанции правильно определена площадь спорного земельного участка с учетом данных схемы размещения на кадастровом плане

территории земельного участка ГРП-24 и фактически сложившихся границ.

Суд первой инстанции с учетом положений пункта 3 статьи 424 пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2007 N212-ФЗ) пришел к выводу, что в отсутствие заключенного между сторонами договора аренды спорного земельного участка и иных правовых оснований для его использования, ОАО «Адыггаз» не освобождается от обязанности оплачивать фактическое пользование земельным участком в сумме, соответствующей размеру арендной платы за земли государственной собственности, определяемой по правилам статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 6 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.04.2008 N 56 «О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» предусмотрено, что размер арендной платы за использование указанными земельными участками исчисляется по формуле: АП 2 = П х КС, где: АП 2 - величина годовой арендной платы по договору аренды, П - процент от кадастровой стоимости земельного участка, КС - кадастровая стоимость земельного участка.

При этом арендная плата за использование соответствующих земельных участков определяется органами местного самоуправления в размерах, не превышающих предельные размеры, установленные в соответствии с приложениями N 1, к указанному Порядку (пункт 4 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.04.2008 N56).

Ставки арендной платы утверждены решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 23.05.2008 N12-рс/74 «Об утверждении ставок арендной платы на территории муниципального «Город Майкоп» за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков находящихся в собственности муниципального образования «Город Майкоп» на 2008 год», решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 27 ноября 2008 г. N 79-рс/216 «Об утверждении ставок арендной платы на территории муниципального образования «Город Майкоп» за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Майкоп» на 2009 г.», решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 23 декабря 2009 г. N 199-рс/482 «Об утверждении ставок арендной платы на территории муниципального образования «Город Майкоп» за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Майкоп» на 2010 год».

Суд первой инстанции обоснованно произвел перерасчет неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком, занятым ГРП N22 с применением ставки арендной платы 0.8 % от кадастровой стоимости и обоснованно с учетом положений статей 330, 333, 395, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» произвел перерасчет неустойки, заявленной истцом ко взысканию.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.