• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2011 года Дело N А33-3954/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «08» июля 2011года. Полный текст постановления изготовлен «18» июля 2011 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф., судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н., при участии: от заявителя: Кузнецова А.А. представителя по доверенности от 05.07.2011, от налогового органа: Куруновой С.М. представителя по доверенности от 10.04.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр красоты и здоровья «Ассоль» (ОГРН 1032401195530, ИНН 2450018724 ) на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «10» мая 2011 года по делу NА33-3954/2011, принятое судьей Шайхутдиновым Е.М.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Центр красоты и здоровья «Ассоль» (далее ООО «Центр красоты и здоровья «Ассоль», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю (далее межрайонной ИФНС N8 по Красноярскому краю) от 10.03.2011 года N 171 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 мая 2010 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, мотивируя тем, что выручка не была оприходована в день ее поступления, поскольку бухгалтерия общества работает до18.00 часов, а фитнесс-клуб «Ассоль» - до 23.00 часов, СПА салон «Ассоль» - до 21.00 часов; выручка оприходована на следующий день, следовательно, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N40, не нарушен.

Административный орган не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

ООО «Центр красоты и здоровья «Ассоль» зарегистрировано в качестве юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032401195530.

Из материалов дела следует, что на основании поручения от 04.02.2011 N 44 заместителем начальника отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС N8 по Красноярскому краю Шабановой С.В. осуществлена проверка деятельности ООО «Центр красоты и здоровья «Ассоль» по вопросам соблюдения действующего законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, оприходования наличной денежной выручки и порядка ведения кассовых операций за период с 01.01.2010 по 03.02.2011.

В ходе проведения проверки выявлены факты неоприходования выручки, полученной с применением ККТ, в общей сумме 25 096 рублей, а именно:

- 01.02.2011 не оприходована в кассу выручка, полученная с применением ККТ модели АМС - 101Ф, заводской номер 34100686 в сумме 4 700 рублей (согласно показаниям ФО 01.02.2011 получена выручка в сумме 4 700 рублей сменный отчет гашения N 2121, в кассовой книге данная сумма за 01.02.2011 не отражена) - л.д. 36-39;

- 02.02.2011 не оприходована в кассу выручка, полученная с применением ККТ модели АМС - 101Ф, заводской номер 34100686 в сумме 2 870 рублей (согласно показаниям ФО 02.02.2011 получена выручка в сумме 2 870 рублей сменный отчет гашения N 2122, в кассовой книге данная сумма за 02.02.2011 не отражена) - л.д. 37-39;

- 03.02.2011 не оприходована в кассу выручка, полученная с применением ККТ модели АМС - 101Ф, заводской номер 34100686 в сумме 8 160 рублей (согласно показаниям ФО 03.02.2011 получена выручка в сумме 8 160 рублей сменный отчет гашения N 2123, в кассовой книге данная сумма за 03.02.2011 не отражена) - л.д. 38, 39;

- 03.02.2011 не оприходована в кассу выручка, полученная с применением ККТ модели ОКА 102К, заводской номер 00419561 в сумме 9 366 рублей (согласно показаниям ФО 03.02.2011 получена выручка в сумме 9 366 рублей сменный отчет гашения N 0134, в кассовой книге данная сумма за 03.02.2011 не отражена) - л.д. 38, 40.

Указанные факты, зафиксированные, в том числе, в акте проверки от 01.03.2011 N 29, расценены административным органом как нарушение ООО «Центр красоты и здоровья «Ассоль» порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу предприятия выручки в размере 25 096 рублей, в связи с чем 01.03.2011 в отношении заявителя составлен протокол N 116 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением от 10.03.2011 N 171 по делу об административном правонарушении ООО «Центр красоты и здоровья «Ассоль» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с постановлением от 10.03.2011 N 171 по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Судом апелляционной инстанции установлено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении от 01.03.2011 N 116 и принятие оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 10.03.2011 N 171.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц -от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной вмененного заявителю правонарушения явилось в рассматриваемом случае неоприходование (не полное оприходование) в кассу денежной наличности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановление по делу об административном правонарушении от 10.03.2011 N 171 является законным и обоснованным. Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Применение контрольно-кассовой техники на территории Российской Федерации определяется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета директоров Центробанка от 22.09.1993 N 40 (далее Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации).

Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Пунктом 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

В соответствии с пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.

Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего (пункт 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).

Согласно пункту 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» все хозяйственные операции подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учёта без каких-либо пропусков или изъятий. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухучёта в хронологической последовательности. Основным требованием бухгалтерского учёта признаётся требование полноты учёта. Излишек, имущества, в том числе денежных средств, должен выявляться организацией и приходоваться.

Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, предусмотрено, что по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

Из приведенных норм следует, что под понятием "оприходование в кассу денежной наличности" понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах), невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.

Суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение приведенных норм ООО «Центр красоты и здоровья «Ассоль» 01.02.2011, 02.02.2011, 03.02.2011 не вносило в кассовые книги записи о полученной с использованием ККТ выручке за соответствующие периоды в размере 25096 рублей, допуская таким образом неоприходование денежной наличности.

Факт нарушения порядка ведения кассовых операций, выразившегося в неоприходовании выручки, подтверждается материалами дела (в том числе, актом проверки N 29 от 01.03.2011, фискальными отчетами с ККТ моделей: ККТ модели АМС - 101Ф, заводской номер 34100686, ККТ модели ОКА 102К, заводской номер 00419561; копиями листов кассовой книги N 12 за 01.02.2011, N 2 за 02.02.2011, N 3 за 03.02.2011, протоколом об административном правонарушении N116 от 01.03.2011 - л.д. 36-38, 44-51, 52-54). Заявителем не оспаривается факт неоприходования денежных средств в день их поступления.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Центр красоты и здоровья «Ассоль» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выручка не была оприходована в день ее поступления, поскольку бухгалтерия общества работает до18.00 часов, а фитнесс-клуб «Ассоль» - до 23.00 часов, СПА салон «Ассоль» - до 21.00 часов; выручка оприходована на следующий день, следовательно, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N40, не нарушен, являются несостоятельными, поскольку в силу приведенных выше норм действия по оприходованию в кассу денежной наличности должны быть совершены в день поступления выручки.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявителем не представлено суду доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению порядка ведения кассовых операций. Суд апелляционной инстанции считает вину общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности допущенного заявителем правонарушения (с учетом неоднократности неоприходования денежных средств) судом при рассмотрении дела не установлено.

Следовательно, отсутствуют основания для признания незаконным и отмены постановления N 171 от 10.03.2011 по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о судебных расходах, связанных с уплатой государственной пошлины в настоящем деле не разрешается, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 мая 2011 года по делу NА33-3954/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
Л.Ф.Первухина
Судьи
Л.А.Дунаева
Е.В.Севастьянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-3954/2011
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 18 июля 2011

Поиск в тексте