АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2011 года Дело N А51-7141/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 25 июля 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Бибик Н.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Григоренко Ю.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества «Акация» (ИНН 2539112854, ОГРН 1112539001068) к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) третьи лица: Управление лесным хозяйством по Приморскому краю и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае. о признании незаконным решения при участии в заседании:

от заявителя - Сухорукова О.С. (доверенность от 04.05.2011), Ермоленских Н.В. (доверенность от 25.02.2011),

от департамента - Талько А.А. (доверенность от 23.12.2010 N 11-31/16437),

установил: дачное некоммерческое товарищество «Акация» (далее - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента от 07.04.2011 N 29/06/02-14/4769 в предоставлении товариществу в аренду для ведения дачного хозяйства испрашиваемого земельного участка площадью 170 000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе СНТ «Орбита», об обязании департамента в течение 7 дней направить заявление товарищества в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также об обязании департамента издать распоряжение о предоставлении земельного участка заявителю в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка.

Определениями от 23.05.2011 и 20.06.2011 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление лесным хозяйством по Приморскому краю (далее - управление) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - территориальное управление Росимущества).

Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили. В соответствии со статьями 156, 200 АПК РФ судебное разбирательство проводится в отсутствие представителей третьих лиц.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, пояснив, что испрашиваемый земельный участок относится не к лесному фонду, а к категории земель населенных пунктов, в связи с чем департамент является надлежащим органом, уполномоченным на распоряжение данным земельным участком. По мнению заявителя, испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, предполагающей возможность использовать его для испрашиваемых целей.

Департамент заявленные требования не признает, полагает, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества и в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, на которых запрещено размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. По мнению департамента, выбор земельных участков для ведения садоводства и дачного хозяйства осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель. По указанным основаниям считает отказ законным и обоснованным.

Третьи лица отзывы, пояснения либо возражения по заявленным требованиям не представили.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

23.03.2011 заявитель обратился в департамент с заявлением (вх. N 29-6305) о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 170 000 кв.м, расположенного в г. Владивостоке в районе СНТ «Орбита», для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства с правом возведения жилых домов с правом регистрации в нем.

Письмом от 07.04.2011 исх. N 29/06/02-14/4769 департаментом в предоставлении земельного участка отказано по причине его нахождения на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества, а также в связи с непредставлением списка членов товарищества, утвержденного органом местного самоуправления и протокола общего собрания членов товарищества, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка.

Посчитав, что отказ департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон N 66-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Статьей 7 названного Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе, в том числе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается решение департамента о предоставлении дачному товариществу в аренду испрашиваемого земельного участка.

Следовательно, в силу приведенных норм права заявление товарищества подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).

Исходя из статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 201-ФЗ) распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Статьей 84 ЗК РФ установлен порядок установления или изменения границ населённых пунктов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон о переводе земель) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 5 статьи 14 данного Закона о переводе земель, земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Следовательно, границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности определены следующими нормативными актами: решением Думы г. Владивостока 15.09.2008 N 119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа», Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым утверждена схема территориального планирования Приморского края.

При принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, в деле не имеется.

Таким образом, в силу статьи 10 Закона N 201-ФЗ, а также учитывая, что испрашиваемый земельный участок относятся к землям населенных пунктов, распоряжение им отнесено к ведению исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ.

В соответствии с Законами Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ, от 18.12.2006 N 21-КЗ, постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, от 06.06.2007 N 134-па, от 25.09.2009 N 263-па органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, является департамент.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении ему земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и для целей, не связанных со строительством.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулируется статьей 34 ЗК РФ.

В силу пунктов 2, 4 этой статьи лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 3 статьи 34 ЗК РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» (далее Закон Приморского края N 90-КЗ), в 20-дневный срок с момента поступления заявления департамент направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка либо обращается в орган местного самоуправления с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Следовательно, департаменту на данном этапе предоставлено право отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка.

Вместе с тем, из взаимосвязанных положений земельного законодательства следует, что при рассмотрении обращения о предоставлении земельного участка департамент должен учесть все обстоятельства и возможные основания как для отказа в предоставлении земельного участка, так и для его предоставления, в том числе с учетом зонирования территории, с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектом саммита АТЭС 2012 года, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, что исполнимо только после составления и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Следовательно, исходя из вышеприведенных норм права, учитывая, что испрашиваемый земельный участок занимает значительную площадь, которая заявителем указана ориентировочно, границы испрашиваемого земельного участка не определены, при этом схема размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории содержит не только чертеж планировки территории, но и сведения о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учётом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей и т.п. сведения, то при отсутствии такой схемы размещения земельных участков на местности вывод департамента о невозможности предоставления заявителю земельных участков является преждевременным.

Кроме того, из письма Владивостокского филиала Краевого государственного учреждения «Приморское лесничество» следует, что в квартале N 87 Садгородского участкового лесничества находится памятник природы регионального значения, наложение испрашиваемого земельного участка на который также возможно установить после составления и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.

До утверждения и выдачи органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории, и осуществления заявителем их государственного кадастрового учета, не представляется возможным определить и точное местонахождение земельного участка.

В силу Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ департамент должен был в 20-дневный срок с момента поступления заявления направить обращение заявителя в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане территории.

Как следует из материалов дела, получив обращение заявителя о предоставлении земельного участка, департамент отказал в его предоставлении.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, его принявший.

Однако, в ходе рассмотрения дела департаментом не представлено со ссылками на нормы права доказательств законности и обоснованности принятого отказа.

Следовательно, так как заявителем представлены все необходимые сведения и документы, предусмотренные ЗК РФ, а приведенные департаментом основания для отказа не основаны на нормах права и преждевременны, то отказ департамента противоречит действующему земельному законодательству, в связи с чем является незаконным.

Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, направленные на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Принимая во внимание, что отказ департамента признан судом незаконным, а также учитывая, что департамент в установленный срок не предпринял предусмотренных законом действий в предоставлении испрашиваемых земельных участков на данном этапе рассмотрения обращения заявителя, то в рамках восстановления нарушенного права, суд обязывает департамент направить обращение заявителя в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории.

Преждевременно и требование заявителя об обязании департамента издать распоряжение о предоставлении земельного участка заявителю в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка, поскольку в силу статьи 34 ЗК РФ после предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, департаментом с учетом всех обстоятельств решается вопрос о возможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка.

На основании изложенного, требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.

При обращении в суд с заявленными требованиями, заявителем уплачена государственная пошлина в размере 4 000 руб.

Согласно статье 201 АПК РФ требования об обязании государственного органа совершить определенные действия являются производными при оспаривании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия), и направлены на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителей, в связи с чем, отдельно государственной пошлиной не облагаются. Следовательно, уплате подлежит государственная пошлина в размере 2 000 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату заявителю на основании части 1 статьи 333.40 НК РФ.

Уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 2000 руб. в силу статьи 110 АПК РФ подлежит возмещению заявителю с департамента.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным отказ департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 07.04.2011 N29/06/02-14/4769 в предоставлении в аренду для ведения дачного хозяйства испрашиваемого земельного участка площадью 170000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе СНТ «Орбита», как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.