АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 01 августа 2011 года Дело N А51-7143/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2011 года . Полный текст решения изготовлен 01 августа 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпачевым М.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества «Астра» (ИНН 2539112903, ОГРН 1112539001080) к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)

третье лицо: Управление лесным хозяйством Приморского края об оспаривании отказа при участии в заседании:

от заявителя - Сухорукова О.С., доверенность от 04.05.2011; Ермоленских И.В., доверенность от 25.02.2011

от ответчика - Ким С.В., заместитель начальника отдела, доверенность от 23.12.2010

от третьего лица - не явились

установил: Дачное некоммерческое товарищество «Астра» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 07.04.2011 N 29/06/02-14/4774 о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 120 000 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе СНТ «Орбита» для ведения дачного хозяйства и об обязании Департамента земельных отношений в течении 7 дней направить заявление ДНТ «Астра» в орган местного самоуправления (УГА администрации г.Владивостока) на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об обязании Департамента земельных отношений издать распоряжение о предоставлении указанного земельного участка в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка.

В обоснование заявленных требований дачное товарищество ссылается на несоответствие оспариваемого решения положениям Земельного кодекса РФ, поскольку все требования действующего законодательства о предоставлении необходимых документов им соблюдены, истребование документов, не предусмотренных законом, создает товариществу препятствия в получении земельного участка и ведении дачного хозяйства.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возражает против заявленных требований со ссылкой на то, что администрацией г.Владивостока не разработана и не утверждена схема зонирования территорий, наиболее благоприятных для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 66-ФЗ, статьей 35 Градостроительного кодекса РФ. В городе Владивостоке отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения земель не сформирован, что исключает возможность предоставления испрашиваемого земельного участка.

Отмечает, что испрашиваемый земельный участок не относится к фонду перераспределения земель и расположен на территории лесного фонда, что подтверждается выкопировкой из планшета Садгородского участкового лесничества.

Управление лесным хозяйство Приморского края, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явилось, ходатайств не заявило, определение суда не исполнило.

Поскольку суд не усматривает препятствий для проведения судебного разбирательства, то оно проводится в отсутствие управления в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам дела. Из материалов дела судом установлено, что 23.03.2011 ДНТ «Астра» обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 120 000 кв м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе СНТ «Орбита», для ведения дачного хозяйства.

Письмом от 7.04.2011 N 29/06/02-14/4774 Департамент со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» сообщил, что необходимо предоставить список членов дачного товарищества, утвержденный органом местного самоуправления, оригинал протокола общего собрания членов ДНТ, закрепляющий коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду ДНТ, подписанный всеми членами такого объединения. Также ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда, относится к федеральной собственности. ДНТ «Астра», не согласившись с отказом Департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления. Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункту 21(1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений. Департамент согласно Положению о нем наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края. Следовательно, обязанность по предоставлению земельных участков на территории г. Владивостока лежит на Департаменте.

По отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам применяется Закон N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно статье 1 Закона N66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 кодекса.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения.

Полномочия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края определены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, внесшим изменения в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па.

В силу пункта «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 11 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Так, согласно пунктам 3-4 названной статьи, если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка.

Вместе с тем, в спорном случае оснований для отказа в предоставлении земельного участка и уклонения от направления обращения в орган местного самоуправления у ответчика не имелось. Как следует из Устава ДНТ «Астра», исследованного в ходе судебного разбирательства, товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.

Товарищество в соответствии с гражданским законодательством вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом N66-ФЗ и данным Уставом. Согласно статье 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты установлены с учетом:

фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных Генеральным планом Владивостокского городского округа;

видов территориальных зон;

требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Из материалов дела следует, что земельный участок, испрашиваемый ДНТ «Астра», входит в границы зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Согласно статье 23 Правил землепользования и застройки данная зона определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны. Также к зоне застройки индивидуальными жилыми домами отнесены территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства.

Ведение дачного хозяйства относится к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных для этой зоны (пункт 3 статьи 23). Напротив, размещение городских лесов предусмотрено в рекреационной зоне Р-1. в связи с изложенным довод Департамента об отсутствии схемы зонирования территорий не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Довод ответчика о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства (садоводства) предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, суд находит несостоятельным.

В соответствии со статьей 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, который формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.

Статьей 81 кодекса определено, что порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Таким образом, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Другое толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.

В ходе судебного заседания установлено, что в городе Владивостоке отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения земель не сформирован, однако с учетом выводов, изложенных судом выше, данное обстоятельство не является безусловным основанием для отказа.

Судом установлено, что с заявлением о предоставлении земельного участка в г. Владивостоке товарищество обратилось после регистрации его в качестве юридического лица, что полностью соответствует статье 14 Закона N66-ФЗ. Следовательно, требование Департамента о необходимости утверждения списка членов дачного товарищества органом местного самоуправления не основано на нормах закона. С заявлением от 23.03.2011 товарищество «Астра» представило в Департамент список членов товарищества, протокол общего собрания от 11.03.2011, содержащий решение о предоставлении земельного участка в аренду, подписанный секретарем, председателем и всеми присутствующими членами товарищества, что подтверждается п.9 приложения к заявлению. Что касается доводов Департамента земельных отношений и Управления лесным хозяйством о том, что спорный земельный участок входит в границы лесов земель лесного фонда Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества, то они судом не принимаются по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21.12.2004 N172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 NАА-04-54/3309 «О включении земель лесного фонда в границы населённых пунктов» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов. Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ). В соответствии со статьёй 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; Из части 2 статьи 83 ЗК РФ следует, что границы городских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. Судом установлено, что границы населённого пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008. Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав последнего вошли отдельные населённые пункты: г. Владивосток, посёлки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. Таким образом, на территории населённого пункта г. Владивосток располагаются земли населённых пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов (часть 1 статьи 83 ЗК РФ).

Испрашиваемый товариществом земельный участок входит в состав земель населённых пунктов, находится в жилой зоне согласно Генплана ВГО, утвержденного решением Думы г.Владивостока от 15.09.2008, зоне Ж-1 согласно Правил землепользования и застройки на территории ВГО, утвержденных 07.04.2010 решением Думы г.Владивостока N 462 (Фрагмент правил приобщен к материалам дела). Ссылки Департамента и Управления на часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в спорной ситуации, по мнению суда, неприменимы, поскольку собственность Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрирована. В соответствии с частью 2 статьи 8 ЛК РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. При этом факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка сам по себе не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, на также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Для того чтобы обладать статусом лесного участка, земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учёт в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что в рассматриваемом случае не осуществлено. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что испрашиваемый товариществом земельный участок не обладает статусом лесного участка. То обстоятельство, что на территории испрашиваемого земельного участка находятся защитные леса, не означает, что этот участок является лесным участком, поскольку по правилам статей 83, 84 ЗК РФ установление границы населенного пункта отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий. Таким образом, сведения о том, что спорный земельный участок в г. Владивостоке входит в границы Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества, по мнению суда, не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда. Иных оснований для отказа в решении вопроса о возможности предоставления земельного участка Департаментом в решении от 07.04.2011 не указано, судом не установлено.

Таким образом, спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, его использование для ведения дачного хозяйства допускается, ввиду чего Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля Приморского края правомочен распоряжаться им и не имел законных оснований для отказа в предоставлении его в аренду ДНТ «Астра», обязан был обратиться в орган местного самоуправления с целью формирования земельного участка и утверждения его границ на кадастровом плане территории.

В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ нарушенное право заявителя подлежит восстановлению путем обязания Департамента направить в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в орган местного самоуправления заявление для утверждения схемы расположения испрашиваемого ДНТ «Астра» земельного участка на кадастровом плане территории.