АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2011 года Дело N А51-7621/2011

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пузановой И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», Конкурсный управляющий Моисеенко Геннадий Петрович (ИНН 2513002896, , ОГРН 1022500508689, ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108790, ОГРН 1042504382931) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ЗАО «Гранит» (ИНН , ОГРН 1082501000702) об оспаривании отказа в государственной регистрации

при участии в заседании: от заявителя - Моисеенко Г.П., от ответчика - Малетина О.О., главный специалист-эксперт, доверенность от 09.03.2011 N 10-26 сроком до 31.12.2011

Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» в лице конкурсного управляющего Моисеенко Г.П. обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в регистрации договора купли-продажи (переуступки) права долгосрочной аренды от 01.04.2011 N 20/1949, оформленного сообщением от 15.07.2011 N 23/011/2011-237, и обязании ответчика произвести государственную регистрацию указанного договора (с учетом уточнения заявителем предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

ЗАО «Гранит» в заседание суда не явилось, о времени и месте рассмотрения спора извещено в установленном законом порядке, поэтому в силу части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в его отсутствие.

Ответчик заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, поскольку именно этот государственный орган осуществляет полномочия собственника в отношении спорного лесного участка.

Общество возражает против удовлетворения этого ходатайства, так как о постановке на кадастровый учет речь не идет, ни границы, ни площадь земельного участка не изменяются.

Суд рассмотрел ходатайство Управления и отказывает в его удовлетворении, так как судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права или обязанности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае по отношению к одной из сторон (часть 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Заявитель требования поддержал, указал, что им были представлены в регистрирующий орган все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у Общества права на переуступку права аренды лесного участка, поэтому полагает, что у Управления Росреестра по Приморскому краю отсутствовали основания, предусмотренные в пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», для отказа в регистрации договора купли-продажи (переуступки) права долгосрочной аренды. Пояснил, что фактическое разделение лесного участка было произведено при предоставлении его в аренду ООО «Перспектива», участок был поставлен на кадастровый учет и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись об аренде спорного участка.

Общество считает, что к спорным правоотношениям применению подлежит Лесной кодекс РФ. Указал, что в пункте 10 договора аренды от 16.12.2008 N 237/29 закреплено право арендатора передавать свои права и обязанности по договору после постановки лесного участка на кадастровый учет.

Ответчик требования Общества не признает, считает что регистрирующий орган не нарушал права и законные интересы заявителя, Основанием для издания оспариваемого отказа послужило непредставление Обществом в числе необходимых документов решения Управления лесным хозяйством о разделе лесного участка, заявления о государственной регистрации права собственности РФ на этот лесной участок, плана преобразования и заявления представителя Российской Федерации о государственной регистрации изменений в части площади лесного участка, из которого был выделен арендуемый участок.

ЗАО «Гранит» в письменном отзыве поддержало позицию конкурсного управляющего ООО «Перспектива» Моисеенко Г.П.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.08.1996, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 24.10.2002 Межрайонной инспекцией МНС России N 4 по Приморскому краю, о чем выдано свидетельство серия 25 N 00299571.

16.12.2008 ООО «Перспектива заключило с Управлением лесным хозяйством Приморского края договор N 237/29 аренды лесного участка для заготовки древесины, согласно которому взял в аренду для указанных целей на срок 10 лет с момента государственной регистрации договора лесной участок площадью 2156 га, имеющий место расположения Приморский край, Анучинский район, Арсеньевское лесничество, Скворцовское участковое лесничество, кварталы NN 3, 6, 74.

Государственная регистрация договора аренды произведена 12.02.2009.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.08.2009 по делу N А51-1949/2009 ООО «Перспектива» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Моисеенко Г.П.

Определением от 04.08.2010 по этому же делу срок конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего продлены до 09.02.2011. Определением от 16 февраля 2011 срок конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего продлены на 6 месяцев - до 09 августа 2011.

С даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя и иных органов управления должника (пункт 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

В процедуре конкурсного производства на публичных торгах (согласно договору N 20/1949 от 01.04.2011 г.) реализовано (переуступлено) право аренды по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 16.12.2008 г. N 237/29, расположенного: Приморский край, Анучинский район, Арсеньевское лесничество, Скворцовское участковое лесничество, квартала ММ 3, 6, 74, номер учетной записи государственного учета лесных участков -23/1105001-2008-10, номер регистрации в УФРС по ПК 25-25-23/004/2009-089 от 12.02.2009, площадью 2156,0 га. в пользу ЗАО «Гранит». Договор оплачен покупателем и представлен на государственную регистрацию. Для целей реализации Управлением лесным хозяйством Приморского края было дано разрешение на переуступку права аренды (на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 08.02.2011 г.).

18.04.2011 ООО «Перспектива» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации названного договора.

Управление Росреестра по Приморскому краю письмом от 13.05.2011 N 23/0011/2011-237 уведомило стороны договора о приостановлении государственной регистрации, а 15.07.2011 отказало в государственной регистрации права (сообщение N 23/011/2011-237).

ООО «Перспектива», посчитав, что данный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд пришел к выводу о том, что требования Общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено этим Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

Пунктом 6 статьи 22 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество проводится правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию.

Пунктом 1 статьи 16 этого же закона установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 указанной статьи).

Согласно пункту 1 статьи 18 этого же закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено этим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав (статья 20 закона).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом статьей 5 названного закона установлено, что арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).

Согласно статье 69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Из материалов дела следует, что основаниями отказа государственной регистрации договора купли продажи (переуступки) права долгосрочной аренды от 01.04.2011, заключенного между ЗАО «Гранит» и ООО «Перспектива» послужило непредставление обществом решения управления Лесным хозяйством Приморского края о разделе лесного участка площадью 280068 га, заявления государственной регистрации права собственности РФ на лесной участок, поставленный на кадастровый учет площадью 21560000 кв.м., плана преобразованного лесного участка и заявления представителя РФ о государственной регистрации внесения изменений в части площади лесного участка, из которого был выделен арендуемый земельный участок.

Действительно, спорный лесной участок был выделен из состава лесного участка площадью 280068 га, принадлежащего Российской Федерации.

Именно выделенный лесной участок площадью 2156 га предоставлялся ООО «Перспектива» по договору аренды в 2005 г., о чем внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Приказом Управления лесным хозяйством Приморского края от 09.10.2008 N 886 было предписано привести договор аренды в соответствие с Лесным кодексом РФ, данный приказ считать основанием для заключения договора аренды сроком на 10 лет.

Договор купли-продажи (переуступки) права долгосрочной аренды ООО «Перспектива» N 20 /1949от 01.04.2011 был подписан по результатам торгов в электронной форме. Объявление о проведении аукциона в электронной форме на площадке ОАО «Российский аукционный дом» по адресу: www.lot-online.ru, открытого по составу участников по продаже имущества должника ООО «Перспектива» опубликовано в газете "Коммерсантъ" N20 от 05.02.2011, объявление N 27030004624.

28 марта 2011 г. на повторных торгах с закрытой формой подачи предложений о цене (подведение итогов 28.03.2011 г. в 20-00) реализовано право долгосрочной аренды лесного участка для заготовки древесины до февраля 2019 г., по договору N 237/29 аренды лесного участка для заготовки древесины от 16.12.2008 г., расположенного: Приморский край, Анучинский район, Арсеньевское лесничество, Скворцовское участковое лесничество, квартала ММ 3, 6, 74, номер учетной записи государственного учета лесных участков -23/1105001-2008-10, номер регистрации в УФРС по ПК 25-25-23/004/2009-089 от 12.02.2009, площадью 2156,0 га, кадастровый номер 25:01:030201:112. Начальная продажная цена- 205 380 руб., сумма задатка - 40 000 руб.

Победитель торгов был определен на основании протокола N5 о признании открытых торгов по продаже имущества ООО «Перспектива» несостоявшимися и заключении договора купли-продажи с единственным участником торгов от 28 марта 2011.

Перед подписанием договора с покупателем по результатам торгов, от арендодателя - Управления лесным хозяйством Приморского края, было получено согласование переуступки права по договору аренды лесного участка в письме от 06.03.2011 N 49-02-09/597, так как решением арбитражного суда от 08.02.2011 по делу А51-19460/2010, вступившим в законную силу, было признано незаконным бездействие Управления лесным хозяйством Приморского края в части отсутствия ответа на запрос от 01.11.2010 N 37 ООО «Перспектива» о выдаче разрешения на переуступку права аренды (перенаем) по договору от 16.02.2008 N 237/29.

В ходе рассмотрения указанного дела судом исследовались обстоятельства предстоящей переуступки.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В связи с этим правомерности переуступки лесного участка для заготовки древесины, расположенного в Приморском крае, Анучинском районе, Арсеньевского лесничества, Скворцовское участковое лесничество, кварталы N 3,6,74 с номером учетной записи государственного учета лесных участков - 23/1105001-2008-10, с кадастровым номером 25:01:03201:112, площадью 2156 га, в пользу ЗАО «Гранит» являются подтвержденной и не подлежит доказыванию в настоящем деле.

После приостановления государственной регистрации договора купли-продажи (переуступки) лесного участка ООО «Перспектива» обратилась с запросом от 19.05.2011 N 25 в Управление лесным хозяйством Приморского края в целях получения документов, истребуемых регистрирующим органом, в частности, решения о выделе лесного участка площадью 21560000 кв.м. из состава участка площадью 280068 га, заявления на внесение изменений в части площади лесного участка и плана лесного участка.

В ответе от 29.07.2011 Управление лесным хозяйством Приморского края указало, что неправомочно представить первые два из запрошенных документов, поскольку указанные вопросы в отношении этих участком относятся к полномочиям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, а план лесного участка имеется в приложении 1 к договору аренды лесного участка от 16.12.2008 N 237/29. Данный договор с приложением к нему предоставлялся в Управление Росреетсра по Приморскому краю в числе иных документов, необходимых для регистрации договора купли-продажи (переуступки) спорного лесного участка.

Пункт 1 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации содержит перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данный перечень является исчерпывающим, истребование у заявителя дополнительных документов не допускается (пункт 2 статьи 17 закона).

Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 02.11.2010 года N25/00-55423, следует, что земельный участок с кадастровым номером: 25:01:030201:112 площадью 2156га, расположенный по адресу: Приморский край, Анучинский район, Арсеньевское лесничество, Скворцовское участковое лесничество, кварталы N3, N6, N74, разрешенное использование: для заготовки древесины был поставлен на кадастровый учет.

Согласно подпункту г пункта 10 договора аренды лесного участка от 16.12.2008 N 237/29 после постановки на государственный кадастровый учет с согласия арендодателя арендатор (ООО Перспектива) вправе в том числе сдавать лесной участок в субаренду, предавать свои права и обязанности по настоящему договору другим лицам.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем в соответствии с пунктами 17 и 18 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были представлены все необходимые для государственный регистрации договора купли-продажи (переуступки) права долгосрочной аренды лесного участка для заготовки древесины N20/1949 от 01.04.2011.

Изложенное в совокупности и взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных в пунктом 1 статьи 20 Федерального Закона от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для отказа в регистрации договора купли-продажи (переуступки) права долгосрочной аренды лесного участка для заготовки древесины N20/1949 от 01.04.2011, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у заявителя права переуступки на данный объект недвижимости.

Учитывая изложенное, суд установил, что отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, оформленный письмом от 13.05.2011 N23/0011/2011-237, является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы заявителя.

В силу пункта 5 статья 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд в случае удовлетворения требования о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В связи с этим суд обязывает ответчика совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений прав заявителя, в срок, установленный Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».